Аудит учета денежных средств в кассах организации (И.В. Барсукова, "Аудиторские ведомости", N 7, июль 2001 г.)

Аудит учета денежных средств в кассах организации


Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.

2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.

3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

4. Проверка организации материальной ответственности.

5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

6. Документальное оформление движения наличности.

7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.

8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.

По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.

В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

Основные задачи аудитора при проверке, в том числе и операций с денежной наличностью, определяются также по указанным трем направлениям.

Исполнитель из состава аудиторской группы при проверке должен исходить из нормативных актов Российской Федерации, ведомств, российских стандартов, а также внутрифирменных аудиторских стандартов.

Ведение кассовых операций в организациях Российской Федерации регламентируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40 (далее - Порядок), и указаниями Банка России от 12.11.96 г. N 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению налогового и безналичного денежного обращения". К Нормативным актам по данному разделу учета относятся также письмо Департамента регулирования денежного обращения Банка России от 17.02.94 г. N 14-4/35 "О разъяснениях по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", письмо Банка России от 28.01.97 г. N 14-4/50 [по вопросам упорядочения налично-денежного обращения], другие документы.

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита"*(1), "аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу" (пример такой Программы приведен в приложении к настоящей статье). Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета сверяет с кассовой книгой и первичными документами.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе:

расчетов с юридическими лицами;

расчетов с физическими лицами;

поступления денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности;

сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;

сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути"*(2)).

Статья бухгалтерского баланса "Денежные средства" должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

50-1 "Касса организации";

50-2 "Операционная касса";

50-3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату совершения операции.

Субсчет 50-2 "Операционная касса" открывается для учета наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Вопросам аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) посвящено несколько правил (стандартов) аудиторской деятельности. В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машиноориентируемых или ручных процедур. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Если аудитор оказывает субъекту сопутствующую аудиту услугу, то он может рекомендовать применять ту или иную систему КОД. Аудитор должен проверить надежность средств внутреннего контроля в системе КОД.

В разделе 4 правила (стандарта) "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"*(3) перечислены вопросы, которые аудитор должен отразить в рабочих документах, в частности: организационная форма обработки данных, форма бухгалтерского учета, участки учета, функционирующие в системе КОД, как передаются данные, как ведется обработка учетных данных (локально или с помощью сетей), как обеспечивается хранение данных и архивирование. Рекомендуется обращать внимание на частоту обновления программного обеспечения, возможность реагирования компьютерной системы на изменения законодательства, расширения ее функций, формирования бухгалтерского учета.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному заключению руководителя и при условии заключения с ним договора.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита"*(4) (п.4.8). Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей.

Одним из источников получения аудиторских доказательств являются результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой его сотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Недостача средств списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", с которого затем списывается в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Указанный выше Порядок предусматривает обязанности руководителей организаций:

оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;

обеспечить ведение одной кассовой книги;

производить прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживаемыми банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий на свыше 3 рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней) включая день получения денег в банке (п.9 разд.1 Порядка).

Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов предусмотрен штраф с организации в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности, а с ее руководителя - в 50-кратном размере МРОТ.

Приведем пример. Организации установлен лимит остатка кассовых средств в размере 20 000 руб. Остаток на конец дня составил 23 486 руб.

Будут применены штрафные санкции:

к организации: 3486 х 3 = 10 458 руб.;

к руководителю: 100 х 50 = 5000 руб.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККМ несколько операционных. Для каждого ККМ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную ККМ. Заметим, что фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе в размерах и на сроки, определяемые руководителями.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п.9 разд.1 Порядка). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы (п.6 Рекомендаций по осуществлению учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Банком России 29 сентября 1994 г.).

Согласно п.11 разд.I Порядка выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу. Как показывает практика, в организациях допускается нарушение данного положения.

Приведем пример. Задолженность за гражданином на 1 августа составила 7000 руб. Авансовый отчет представлен 6 августа на сумму 3520 руб., остаток задолженности составил 3480 руб. 7 августа ему выдано еще 5000 руб. 9 августа представлен авансовый отчет на сумму 7180 руб., остаток задолженности - 1300 руб. В данном случае к организации могут быть применены штрафные санкции за неправильное ведение бухгалтерского учета (при условии, что не нарушены еще и сроки отчета по подотчетным суммам).

Нередко встречаются случаи, когда организацией допускается выплата наличных сумм другим юридическим лицам в размерах, превышающих установленный лимит. Письмом Банка России от 7.10.98 г. N 375-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в суммах, не превышающих 10 000 руб. по одному платежу. Под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретенные товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме не более 10 000 руб.

За расчеты наличными денежными средствами всех установленных лимитов в соответствии с Указом N 1006 предусмотрен штраф с предприятия в 2-кратном размере суммы произведенного платежа и с руководителя предприятия штраф в 50-кратном размере МРОТ. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица (письмо Банка России от 24.11.94 г. N 14-4/308).

Аудитор проверяет, применяются ли для оформления кассовых операций формы первичной учетной документации, разработанные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти; имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Следует обратить внимание на четкое оформление документов (наличие расписок получателей, погашение документов штампом "Оплачено" с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений (известны случаи повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году). Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность произведенных ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, в особенности исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации, неправомерному отнесению производственных затрат на себестоимость. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации. Заметим, что наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами.

Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита"*(5).

Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Однако промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономическим субъектом может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.


И.В. Барсукова,

кандидат экономических наук,

доцент РЭА им. Г.В. Плеханова


"Аудиторские ведомости", N 7, июль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) "Аудиторские ведомости", N 6, 1997 г.

*(2) Номера счетов приведены в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н.

*(3) "Аудиторские ведомости", N 3, 1998 г.

*(4) "Аудиторские ведомости", N 6, 1997 г.

*(5) "Аудиторские ведомости", N 6, 1997 г.


Приложение


Аудиторская программа тестов средств контроля
кассовых операций и аудиторских процедур


N
п/п

Вопрос
Вариант
ответа
Информация или
документ, кото-
рый следует зап-
росить
Назначаемая
аудиторская
процедура
(код)

Вы-
вод
1 2 3 4 5 6
1 Кому было предоставлено
право подписи приходных
и расходных кассовых
ордеров в качестве
главного бухгалтера
Только
главно-
му бух-
галтеру
Образец подписи
главного бухгал-
тера
Касса 1.2.1а  
Уполно-
моченно-
му лицу
     
2 Имеются ли письменные
распоряжения предприя-
тия о назначении упол-
номоченного лица ста-
вить подписи на приход-
ных кассовых ордерах в
качестве главного бух-
галтера
Нет      
Да Письменные рас-
поряжения руко-
водителя
Сроки действия
полномочий
Образцы подписей
Касса 1.2.1в  
3 Кому предоставлено пра-
во подписи приходных и
расходных кассовых ор-
деров в качестве руко-
водителя организации
Только
руково-
дителю
органи-
заци
Образец подписи
руководителя ор-
ганизации
Касса 1.2.2а
Касса 1.2.2б
Касса 1.2.2в
 
Уполно-
моченно-
му лицу
(лицам)
     
4 Имеются ли письменные
распоряжения руководи-
теля организации о наз-
начении уполномоченного
лица ставить подписи на
расходных кассовых ор-
дерах и оправдательных
документах в качестве
руководителя организа-
ции
Нет      
Да Письменные рас-
поряжения руко-
водителя
Срок действия
полномочий
Образцы подписей
уполномоченных
лиц
Касса 1.2.2г  
5 Ведется ли в организа-
ции журнал регистрации
приходных кассовых ор-
деров
Нет      
Да Журнал регистра-
ции приходных
кассовых ордеров
Касса 2.2.3  
6 Ведется ли в организа-
ции журнал регистрации
расходных кассовых ор-
деров
Нет      
Да Журнал регистра-
ции расходных
кассовых ордеров
Касса 3.3.1  
7 В каком размере банком
установлен лимит денег
в кассе
  Лимит остатка
денег в кассе
организации, ус-
тановленный бан-
ком
Касса 5.1.2  
8 Установлены ли руково-
дителем организации
сроки внезапной реви-
зии кассы приказом по
организации
Нет      
Да Приказ об уста-
новлении сроков
внезапной про-
верки
   
9 Сменялись ли кассиры
в организации в прове-
ряемом периоде
Нет      
Да      
10 Была ли проведена реви-
зия при смене кассира
Нет      
Да Акт ревизии кас-
сы
   
11 Назначена ли приказом
руководителя организа-
ции комиссия для произ-
водства ревизии кассы
Нет      
Да Приказ о назна-
чении комиссии
по ревизии кассы
   
12 Соблюдались ли устано-
вленные сроки внезап-
ной ревизии кассы
Нет      
Да Акты внезапных
ревизий кассы
   
13 Заключен ли договор с
кассиром о полной мате-
риальной ответственнос-
ти
Нет      
Да Договоры о пол-
ной материальной
ответственности
с кассирами
   
14 Производит ли организа-
ция реализацию готовой
продукции, товаров, ра-
бот, услуг населению за
наличные
Нет      
Да      
15 Имеются ли в организа-
ции ККМ
Нет      
Да Договоры о пол-
ной материальной
ответственности
с кассирами
Касса 3.1.3  
16 Зарегистрированы ли ККМ
в налоговых органах
Нет      
Да Карточки регист-
рации КМ в нало-
говых органах
   
17 Имеет ли организация
договор с каким-либо
центром технического
обслуживания и ремонта
ККМ
Нет      
Да Договор с цент-
ром технического
обслуживания и
ремонта
   
18 Ведется ли в организа-
ции кассовая книга
Нет      
Да Кассовая книга Касса 3.2.1
Касса 3.2.2
 
19 Получают ли сотрудники
организации деньги от
сторонних организаций
по доверенности
Нет      
Да ККМ Касса 4.2.1  
20 Ведется ли журнал вы-
данных доверенностей
Нет      
Да Журнал учета вы-
данных доверен-
ностей
Касса 2.3.1  
21 Ведется ли журнал ре-
гистрации платежных ве-
домостей
Нет      
Да Журнал регистра-
ции платежных
ведомостей
Касса 3.4.1  
22 Имеется ли в организа-
ции список лиц, кото-
рым разрешено выдавать
деньги на хозяйствен-
ные нужды, утвержден-
ный приказом по орга-
низации
Нет      
Да Список лиц, ко-
торым разрешено
выдавать деньги
на хознужды
   
23 При выдаче денег на хо-
зяйственные нужды уста-
навливается ли срок, на
который они выдаются
Нет      
Да   Касса 2.2.2  
24 Составляет ли кассир
реестр депонированных
сумм
Нет      
Да   Касса 4.1.1  
25 Ведется ли в организа-
ции журнал учета депо-
нентов
Нет      
Да Журнал учета де-
понентов
Касса 4.1.1  
26 На кого возложена обя-
занность ведения книги
регистрации депонентов,
картотеки депонентов
занность ведения книги
регистрации депонентов,
картотеки депонентов
На кас-
сира
     
На счет-
ного ра-
ботника
     


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.