Начисление страховых взносов и обязательных платежей во внебюджетные фонды иностранными гражданами (М.В. Киселев, Г.А. Иниятуллина, "Аудиторские ведомости", N 7, июль 2001 г.)

Начисление страховых взносов и обязательных платежей во внебюджетные фонды иностранными гражданами


Многие аудиторы и бухгалтеры сталкиваются в своей работе с проблемами, связанными с порядком определения взносов и налогов с иностранных граждан, в том числе до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации. Рассмотрим порядок начисления страховых взносов и обязательных платежей во внебюджетные фонды с выплат иностранным гражданам, полученных 1 января 2001 г.

В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", вопросы социального страхования, в том числе пенсионного, иностранных граждан, нанятых на работу российскими предприятиями, регулируются нормами российского законодательства с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.


Пенсионный фонд


Государственное пенсионное страхование согласно ст.1 Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения" представляет собой вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.90 г. N 340-1 (в ред. от 16.04.01 г.) "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Застрахованными являются лица, на которых распространяется государственное пенсионное страхование. В соответствии со ст.4 Закона N 340-1 иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно действующему законодательству Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Таким образом, у предприятия возникает обязанность уплачивать страховые взносы в ПФР с сумм оплаты труда, выплачиваемых иностранному гражданину, только в том случае, если этот гражданин имеет статус постоянно проживающего в Российской Федерации. Постоянно проживающими на территории Российской Федерации считаются иностранные граждане, имеющие отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, вид на жительство с правом постоянного проживания или свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации (ст.5 Закона СССР от 24.06.81 г. N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР"). Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и соответственно распространение на работодателя обязанности по уплате страховых взносов относятся также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников СНГ. Предприятия с иностранными инвестициями платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств - участников СНГ, перечисляют в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.

Данный порядок применяется при условии, что международными договорами Российской Федерации со страной, резидентом которой является гражданин, не установлены иные правила осуществления пенсионного страхования. Более подробно порядок уплаты страховых взносов в ПФР за иностранных граждан изложен в письме ПФР от 1.12.97 г. N ЕВ-16-28/8548 "Об уплате страховых взносов в ПФР за иностранных граждан".

Особое внимание следует обратить на начисление страховых взносов в ПФР за граждан Украины и Республики Беларусь. Согласно двусторонним межправительственным соглашениям о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. В связи с тем что указанным Соглашением взаиморасчеты по расходам, связанным с осуществлением пенсионного обеспечения, не предусмотрены, работодатели, использующие труд граждан Украины и Республики Беларусь, обязаны производить отчисления страховых взносов в ПФР как за российских граждан, так и за граждан Украины и Республики Беларусь, в том числе работодатели - предприятия с иностранными инвестициями.


Фонд обязательного медицинского страхования


Согласно ст.8 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Определение понятий "постоянно проживающий" и "временно пребывающий" иностранный гражданин содержится в ст.5 Закона N 5152-Х. Согласно этой статье к постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, имеющие соответствующее разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они въезжают на территорию России по действующим документам и обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы в органах внутренних дел и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

Указанные толкования понятий "постоянно проживающие" и "временно пребывающие" иностранные граждане применяются ко всем категориям иностранцев, в том числе к гражданам государств - участников СНГ, и безотносительно к тому, занимаются ли эти лица трудовой деятельностью в Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст.7 Закона N 5152-Х иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их пребывания в России.

Правовые нормы, предусмотренные Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 г. N 1488, не вносят изменений в существующий порядок, касающийся обязательного медицинского страхования иностранных граждан, установленный нормативно-правовой базой по обязательному медицинскому страхованию. Действие данного Положения не распространяется на иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, но работающих в Российской Федерации по трудовым договорам (п.п."б" п.2 Положения).

В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018, плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. При этом плательщики страховых взносов (платежей) подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Согласно ст.6 Закона N 1499-1 нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

Соответственно при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляются наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта). При этом положения Инструкции о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме Базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную за пределами территории страхования граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Федерального фонда ОМС от 25.04.96 г. N 36, в части указания в реестре номера и серии паспорта в случае отсутствия у гражданина страхового медицинского полиса обязательного страхования в отношении вышеупомянутых иностранных граждан не применяются.

Таким образом, страховые взносы должны начисляться на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации и работающим в ней только по трудовым договорам.


Фонд социального страхования


В соответствии с п.2.3 Инструкции от 2.10.96 г. N 162/2/87/07-1-07 о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования*(1), утвержденной постановлением ФСС России, Минтруда России, Минфина России, Госналогслужбы России от 2.10.96 г. N 162/2/87/07-1-07, страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных и т.д., за исключением выплат, на которые согласно законодательству взносы в данный Фонд не начисляются. В Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 7.07.99 г. N 765*(2) не предусмотрены льготы по уплате страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных граждан.

Следует отметить, что иностранные работники в соответствии с постановлением ФСС РФ от 19.10.94 г. N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (в ред. от 25.06.96 г.), также обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности.


Государственный фонд занятости населения


Закон Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.11.99 г. N 195-ФЗ) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Вместе с тем ст.6 этого Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, до конца остается неясным вопрос о необходимости проведения отчислений за иностранных граждан в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.


Порядок начисления и уплаты подоходного налога с доходов, полученных иностранными работниками


Облагаемый подоходным налогом доход иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, определяется так, как и облагаемый доход граждан Российской Федерации, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, и подлежит обложению налогом по ставкам, установленным для российских граждан. К лицам, имеющим постоянное место жительства в России, относятся лица, проживающие в нашей стране в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

В состав облагаемого налогом годового дохода не включаются суммы:

отчисляемые нанимателем иностранного физического лица в фонды государственного социального страхования и пенсионного обеспечения;

компенсации расходов по найму жилого помещения и на содержание автомобиля для служебных целей;

командировочных расходов. При этом суммы, выплачиваемые нанимателем иностранному гражданину дополнительно к заработной плате за каждый день пребывания на территории Российской Федерации, не считаются компенсацией командировочных расходов, кроме случаев, когда эти расходы связаны с передвижением иностранного гражданина по территории Российской Федерации или за ее пределами. Такие выплаты считаются надбавкой к заработной плате лица и включаются в его облагаемый доход в полном размере за весь период, в котором производились выплаты.

Как и у российских граждан, у иностранных работников из дохода, подлежащего налогообложению, исключаются расходы на содержание детей и иждивенцев в размерах, предусмотренных законодательством для граждан Российской Федерации, независимо от того, проживают они вместе с родителями на территории Российской Федерации или нет.

Для подтверждения права на данную льготу, если дети не проживают на территории Российской Федерации, необходимо представить документы на детей, заверенные компетентными органами страны, в которой плательщик имел постоянное место жительства непосредственно до прибытия в Российскую Федерацию.

Если дети и иждивенцы проживают на территории Российской Федерации, то для подтверждения права на льготу необходимо представить:

письменное заявление супругов или родителя;

свидетельство о рождении ребенка;

справку из учебного заведения о том, что дети являются учащимися или студентами дневной формы обучения;

прочие документы соответствующих органов, подтверждающих иждивенчество.

Суммы, выплачиваемые предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами в качестве компенсации командировочных расходов иностранным гражданам - техническим специалистам в связи с их работой на территории Российской Федерации, не включаются в облагаемый доход таких лиц, если выплата этих сумм предусмотрена соответствующим внешнеторговым контрактом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации и получающие доходы как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, представляют декларации о полученных ими доходах не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, в налоговый орган по месту проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а если деятельность осуществляется в другом месте Российской Федерации, то по месту этой деятельности.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее в Российскую Федерацию, подает декларацию о предполагаемых в текущем году доходах в течение месяца со дня прибытия. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства предполагают впредь находиться в Российской Федерации в течение периода либо периодов, превышающих в общей сложности 183 дня в следующем календарном году, то они представляют декларацию о предполагаемых доходах за весь следующий календарный год.

При прекращении в течение календарного года деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации и выезде их за пределы Российской Федерации декларация о доходах, фактически полученных за период пребывания, должна быть представлена ими не позднее чем за месяц до отъезда.

С доходов иностранных граждан или лиц без гражданства подоходный налог исчисляется на основании деклараций о доходах налоговым органом по месту осуществления деятельности или проживания плательщика на территории Российской Федерации. Документом для уплаты налога является платежное извещение, направляемое плательщику налоговым органом.

На основании декларации о предполагаемых доходах плательщику исчисляется авансовая сумма налога, подлежащего уплате, в размере 75% его налоговых обязательств; перерасчет суммы налога осуществляется на основании данных о фактически полученных им доходах.

Налог уплачивается в течение года тремя равными долями - к 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Доплата по перерасчету налога за отчетный год производится в течение месяца со дня выписки платежного извещения. Излишне уплаченная сумма налога по желанию плательщика возвращается ему налоговым органом, производившим налогообложение, или засчитывается в счет будущих платежей. Форма декларации о доходах иностранного физического лица, разработанная Госналогслужбой России, а также порядок ее заполнения приведены в приложении N 6 к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35. Пунктом 49 этой инструкции предусмотрено, что для исключения повторного налогообложения доходов лиц, состоящих на учете в качестве плательщиков налога и вносящих авансовые платежи, при предъявлении такими лицами документа, свидетельствующего о постановке на налоговый учет, подоходный налог у источника выплаты не удерживается. Для иностранных физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, этим документом может являться справка налогового органа о его постановке на налоговый учет, выдаваемая на основании декларации о доходах иностранного физического лица (предварительной или окончательной), представляемой в налоговый орган в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". При отсутствии справки налог с выплачиваемых сумм должен удерживаться соответствующей организацией, являющейся источником дохода.

Взимание подоходного налога с иностранных граждан и лиц без гражданства может быть прекращено или ограничено в соответствии с международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР, а также на основе принципа взаимности, в случае когда в конкретном иностранном государстве подобные меры применяются по отношению к гражданам Российской Федерации. Если в соответствии с соглашением, имеющимся между бывшим СССР или Российской Федерации и государством, в котором лицо имеет постоянное место жительства, это лицо имеет право на полное или частичное освобождение от уплаты налога на территории Российской Федерации, оно может подать заявление об освобождении от налога в Российской Федерации, при этом заявление об освобождении обязательно должно быть заверено подписью и печатью налогового органа государства, в котором иностранный гражданин имеет постоянное место жительства.

Список стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен в письме Госналогслужбы России от 24.04.97 г. N ВЕ-6-06/318 "О перечне действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных СССР и Российской Федерацией с иностранными государствами". В частности, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 8 июня 1993 г. предусмотрено (п.2 ст.15), что вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местом жительства в Республике Болгария в отношении работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается подоходным налогом только в Республике Болгария, если одновременно выполнены условия:

получатель находится в другом договаривающемся государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году;

вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве;

расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом договаривающемся государстве.


М.В. Киселев,

кандидат экономических наук,


Г.А. Иниятуллина


"Аудиторские ведомости", N 7, июль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В связи с введением в действие части второй НК РФ данная инструкция признана утратившей силу с 9.02.01 г. (см. постановление ФСС РФ, Минтруда России, Минфина России, МНС России от 28.02, 12, 14.03.01 г. N 20, 21, 12-05-33, 183).

*(2) Постановление N 765 ныне прекратило свое действие.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.