Налог на имущество предприятий (А. Сорокин, "Финансовая газета", N 30, июль 2001 г.)

Налог на имущество предприятий


Одним из наиболее существенных налогов, входящих в соответствии со ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в систему региональных налогов, является налог на имущество предприятий. Порядок его исчисления и уплаты регулируется Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с учетом последующих изменений и дополнений), инструкцией Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с учетом последующих изменений и дополнений), а также частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Как показывает практика, при исчислении и уплате налога на имущество предприятий возникает ряд вопросов. В первую очередь это обусловлено применением Закона N 2030-1 в условиях действия НК РФ.

Следует напомнить, что согласно ст.1 Закона N 2030-1 плательщиками налога на имущество предприятий являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, иностранные юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Таким образом, с момента введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками.

С 1 января 1999 г. филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на имущество предприятий.

Согласно ст.9 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений) признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

В ст.7 Закона N 2030-1 указано, что предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений. При этом сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.

Понятие "обособленное подразделение организации" дано в п.2 ст.11 НК РФ. В настоящее время установлен единый порядок исчисления налогооблагаемой базы для филиалов и других обособленных подразделений организаций как имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющих их.

В том случае, когда по месту нахождения обособленного недвижимого имущества, числящегося на балансе налогоплательщика, не создано территориально обособленное подразделение, отвечающее критериям п.2 ст.11 НК РФ, налог за это недвижимое имущество уплачивается по месту нахождения организации.

При этом следует учитывать, что согласно ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В связи с этим организации-налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества, подлежащего налогообложению.

В качестве объекта обложения налогом на имущество предприятий Законом N 2030-1 установлена остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика. При этом для целей налогообложения определена их среднегодовая стоимость. Указанное имущество организации учитывается в бухгалтерском учете в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета, издаваемыми на основании Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

При постановке на баланс недвижимого имущества (при покупке, строительстве и т.д.) следует учитывать, что Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Федеральным законом от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившим в силу с 31 января 1998 г., в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения права собственности на недвижимые вещи.

При решении вопроса принятия объекта к бухгалтерскому учету учет недвижимого имущества осуществляется в зависимости от того, кому принадлежит право собственности. Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Указанные объекты недвижимости до момента регистрации права собственности на них должны отражаться на счете 08. При этом затраты организации на приобретение объектов недвижимости, учитываемые в составе капитальных вложений, подлежат налогообложению, если:

нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;

строительство завершено в срок, но объект не принят в установленном порядке в эксплуатацию;

строительство завершено и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но не оформлено право собственности на объект недвижимости;

по объекту, приобретенному по договору купли-продажи, право собственности не оформлено в установленный срок.

Законодательно определена обязанность организации по уплате налога за его имущество, внесенное в совместную деятельность, без образования юридического лица, а также имущество, созданное (приобретенное) им в рамках этой деятельности.

При рассмотрении вопроса о порядке налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, следует исходить из того, что в соответствии с ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему, и налог со стоимости имущества, переданного в доверительное управление, уплачивается учредителем управления (собственником указанного имущества).

Учет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, с 1 января 1999 г. осуществляется в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.98 г. N 68н.

Учитывая региональный характер налога, Законом N 2030-1 установлена предельная ставка налога в размере 2% балансовой стоимости налогооблагаемого имущества. При этом законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать конкретные ставки налога, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, в пределах, предусмотренных законодательством (вплоть до нулевой).

Статьями 4 и 5 Закона N 2030-1 определены перечень налоговых льгот, предусматривающих полное или частичное освобождение организаций, применяемых при соблюдении конкретных условий, и права законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на установление дополнительных налоговых льгот для отдельных категорий плательщиков.

Согласно ст.7 Закона N 2030-1 сумма налога на имущество исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

В соответствии с инструкцией N 33 для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия на основании отражаемых в активе баланса остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на первое число каждого отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года) в течение налогового периода (календарного года).

В отдельных случаях у организаций в результате допущенной бухгалтерской ошибки возникает искажение налоговой базы, приводящее к завышению или занижению исчисленной суммы налога, как правило, выявляемое по истечении срока отчетного или налогового периода.

При этом на основании п.11 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, организациям предоставлено право в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года производить исправления записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, в котором искажения выявлены.

Согласно ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Исходя из положений ст.54 НК РФ организация вправе на основании первичных документов, подтверждающих наличие ошибки в отражении в бухгалтерском учете остатков по балансовым счетам, участвующим в исчислении налоговой базы по налогу на имущество, произвести перерасчет исчисленной суммы налога за тот налоговый (отчетный) период, в котором была допущена эта ошибка, представив уточненные расчеты по налогам на имущество и прибыль в налоговый орган за соответствующий налоговый (отчетный) период.


А. Сорокин,

начальник отдела имущественных и прочих налогов

Департамента налоговой политики Минфина России


"Финансовая газета", N 30, июль 2001 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.