Бухгалтерский учет представительских расходов (А. Сковородко, "Финансовая газета", N 30, июль 2001 г.)

Бухгалтерский учет представительских расходов


Перечень расходов, относящихся к представительским, указан в приказе Минфина России от 15.03.2000 г. N 26н (в ред. от 1.03.01 г.) "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2000 г. N 2192).

Представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации. В приказе N 26н указан состав представительских расходов. Примечательно, что в него включаются не все расходы, связанные с приемом представителей других организаций.

Согласно приказу N 26н к представительским расходам относятся расходы, связанные с:

проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников);

транспортным обеспечением участников приема;

посещением культурно-зрелищных мероприятий;

буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы;

оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

В бухгалтерском учете суммы представительских расходов относятся на себестоимость в полном объеме. Согласно прежнему Плану счетов суммы представительских расходов отражаются по дебету счетов 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Издержки обращения" (для торговых организаций), а в соответствии с новым Планом счетов учет вышеуказанных сумм нужно вести на счете 44 "Расходы на продажу" (вид деятельности роли не играет).

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны:

дата проведения деловой встречи (приема);

место проведения деловой встречи (приема);

приглашенные лица;

участники со стороны организации;

конкретное назначение расходов;

величина расходов.

Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к данной деятельности организации. Рекомендуемые меры позволят снизить вероятность злоупотреблений и проявлений некомпетентности в этой сфере.

При наличии указанных документов выданные под отчет работнику предприятия денежные средства на представительские расходы списываются со счета задолженности по подотчетным суммам на основании авансового отчета. Необходимо помнить, что авансовый отчет, оформленный с нарушениями установленного порядка, не может быть принят бухгалтерией. По распоряжению руководителя предприятия в случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие произведенные расходы, или авансовый отчет не сдан в бухгалтерию своевременно, несписанные подотчетные суммы могут быть удержаны из заработной платы работника.

В соответствии с п.п."и" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (в ред. от 31.05.2000 г.), для целей налогообложения затраты на представительские расходы принимаются в пределах, установленных законодательством (см. таблицу).


Нормативы для исчисления предельных размеров
представительских расходов
с 1 июля 1992 г. по 31 декабря 1993 г.
Объем выручки от реализации
продукции (работ, услуг) или
иной показатель, используемый
для определения финансового
результата (включая налог на
добавленную стоимость и
спецналог)
Предельный размер
представительских
расходов в год


Основание
До 10 млн руб. включительно 0,5% от объема вы-
ручки
Письмо Минфина России
от 6.10.92 г. N 94
От 10 млн руб. до 100 млн руб 50 тыс.руб. + 0,1%
от объема выручки
превышающего 10
млн.руб.
 
Свыше 100 млн руб. 140 тыс.руб. +
0,02% от объема вы-
ручки, превышающего
100 млн.руб
 
С 1 января 1994 г. по 31
марта 2000 г.
   
Объем выручки от реализации
продукции (работ, услуг) или
иной показатель, используемый
для определения финансового
результата (включая налог на
добавленную стоимость и
спецналог)
   
До 2 млрд руб. включительно    
От 2 млрд руб. до 50 млрд руб
включительно
   
Свыше 50 млрд руб.    
С 1 Апреля 2000 г. по настоя-
щее время
   
Объем выручки от продажи про-
дукции (работ, услуг), вклю-
чая налог на добавленную сто-
имость
   
До 30 млн руб. включительно    
Свыше 30 млн руб.    

Предельные размеры представительских расходов установлены в процентном отношении к выручке от реализации с учетом НДС.

Со II квартала 2000 г. организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель валовой прибыли. Заметим, что согласно инструкции от 15.06.2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Важным является вопрос о включении в себестоимость представительских расходов в случае, когда эти расходы были понесены работником организации во время командировки. По мнению налоговой инспекции, расходы на представительские цели могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, лишь если они связаны с приемом представителей других организаций, прибывших для переговоров "на территории" данного налогоплательщика. Эта позиция обосновывалась ею, во-первых, письмом Госналогслужбы России от 27.10.98 г. N ШС-6-02/768 "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли", согласно которому для целей налогообложения к представительским относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации; и, во-вторых, ссылками на нормативные акты, устанавливающие состав и нормативы командировочных расходов, из которых делался вывод, что остальные расходы, понесенные во время командировки, должны оплачиваться исключительно за счет чистой прибыли.

Не вызывает сомнения тот факт, что Положение о составе затрат не связывает представительские расходы с каким-либо определенным местом, где они могут быть произведены. Поэтому если эти расходы удовлетворяют признакам представительских, указанных в подпункте "и" Положения о составе затрат, подтверждены первичными документами и не превышают установленных размеров, то они могут относиться на себестоимость независимо от места переговоров.

Нормативные же акты о командировочных расходах к рассматриваемому вопросу не относятся, поскольку регулируют порядок отнесения на себестоимость именно командировочных расходов, а не представительских.


А. Сковородко,

эксперт


"Финансовая газета", N 30, июль 2001 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение