Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, июль 2001 г.)

Налоговое обозрение


Аргентина


План реформ, предложенный министерством экономики страны, предусматривает двукратное сокращение размера ставки НДС на товары производственного назначения. Кроме того, предлагается сократить перечень товаров и услуг, освобожденных от НДС, включив в него только книги, услуги городского транспорта и народного образования. Прессу, услуги кабельного телевидения, театров, кино и услуги по транспортировке грузов на дальние расстояния предлагается облагать НДС по ставке 21%. Операции по продаже акций, ранее освобожденные от НДС, предлагается облагать по ставке 15%. Размер ставки установленного в апреле 2001 г. налога на финансовые операции, в настоящее время составляющий 0,25%, увеличивается до 0,4%.

Кроме того, предполагается пересмотреть порядок уплаты и принудительного взимания налогов, который позволил бы сократить масштабы уклонения от их уплаты. По оценкам экспертов, из-за уклонения от уплаты налогов, принявшего в Аргентине характер эпидемии, государственная казна теряет ежегодно до половины налоговых поступлений.

Реализация указанных мер, как планируется, позволит в этом году дополнительно мобилизовать в бюджет до 3 млрд долл. США, которые будут направлены на сокращение бюджетного дефицита (величина его, согласованная с Международным валютным фондом, не должна превышать 4 млрд долл.).


Исландия


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала отчет об экономическом положении Исландии. Как указывается в отчете, несмотря на проведение налоговой реформы, направленной на упрощение налоговой системы, повышение мотивации к труду, рост сбережений и сокращение фискальной дискриминации по отношению к некоторым категориям хозяйственной деятельности, налоговая система Исландии продолжает оставаться дискриминационной в части налогообложения различных форм прироста капитала.

Основные положения кардинальной налоговой реформы 1988 г. касались налогообложения расходов, доходов физических лиц и прибыли компаний. Тогда же Исландия окончательно отказалась от применения ввозных пошлин на импорт товаров из стран Европейской экономической зоны. В процессе реформирования системы взимания подоходного налога большое число налоговых льгот было заменено единым налоговым кредитом, а вместо шести ставок была введена одна. Что касается налога с корпораций, то в результате проведения реформы некоторые вычеты были сокращены, а максимальная ставка налогообложения в 1993 г. была доведена до 33%. В 1990 г. вместо налога с продаж был введен НДС, который взимался по единой ставке, в 1993 г. для некоторых товаров и услуг была установлена особая ставка, а в 1994 г. была введена пониженная ставка налогообложения для продуктов питания.

Во второй половине 90-х годов вместо нескольких ставок налога на фонд оплаты труда была установлена единая, размер которой составил 5,25%. Были также снижены ставки подоходного налога.

В результате проведения реформ в Исландии сформировалась очень простая система налогообложения доходов физических лиц. Доход с капитала облагается по единой ставке 10%, доходы от трудовой деятельности, пенсий - по двум ставкам. Количество льгот сведено к минимуму. В целом эффективный уровень налогообложения капитала в Исландии выше, чем уровень обложения труда. Перекосы в системе налогообложения капитала отрицательно влияют на распределение инвестиционных потоков и ведут к неэффективному распределению ресурсов.

В отчете ОЭСР отмечается рост ВВП страны на протяжении последних 5 лет в среднем на 4,5% в год, что дало возможность добиться существенного роста доходов бюджета и снизить уровень безработицы до 1,2%. Вместе с тем снижение темпов роста реальных доходов, повышение цен на нефть и рост расходов на обслуживание долга создают угрозу для покупательной способности населения. Рост личного потребления обеспечивается за счет роста заимствований, поэтому средняя задолженность исландских семей выросла на 20%.

В 2000 г. рост государственных расходов отставал от роста ВВП. Поступления от взимания налога с корпораций, подоходного налога с физических лиц и налога на прирост капитала превысили прогнозные цифры. В результате доходы государства выросли с 2 до 2,7% ВВП.

Эксперты ОЭСР рекомендуют правительству Исландии:

сократить различия в налогообложении прибыли корпораций и процентов от инвестиций;

отказаться от налога на имущество, поскольку издержки по сбору этого налога превышают сумму поступлений от него;

смягчить налогообложение наследования;

повысить размер ставки НДС, одновременно сократив перечень подакцизных товаров;

поэтапно снизить размеры ставок подоходного налога с физических лиц и др.


* * *


До 1995 г. Исландия имела всего несколько соглашений об избежании двойного налогообложения с другими государствами. Помимо многостороннего соглашения с другими скандинавскими странами (Данией, Финляндией, Норвегией, Швецией, Фарерскими островами), заключенного в 1983 г., действовали соглашения с Германией от 1971 г., США от 1975 г., Францией от 1990 г., Великобританией от 1991 г. В 1988 г. было заключено соглашение со Швейцарией, прежде всего благодаря наличию на территории Исландии швейцарского завода по выплавке алюминия.

В 1995 г. правительство страны поставило задачу заключить соглашения со всеми странами - членами ОЭСР, а также другими странами, представляющими интерес с точки зрения экономического и политического сотрудничества. Кроме того, подлежали пересмотру некоторые уже заключенные соглашения, которые нужно было привести в соответствие с изменившейся налоговой системой страны и новыми направлениями во внешней политике государства.

В период с 1995 г. Исландия ратифицировала соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и капитала с Латвией, Литвой, Канадой, Китаем, Нидерландами, Польшей, Чехией, Эстонией. Ожидают ратификации соглашения с Бельгией, Люксембургом, Португалией, Россией. Парафированы тексты проектов соглашений с Вьетнамом, Испанией, Словакией.

В 2001 г. проходят переговоры о заключении соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и капитала с Ирландией и Италией.


Канада


Как показал недавно проведенный опрос канадских граждан, 67% канадцев полагают, что большинство налогоплательщиков в Канаде честно уплачивает все полагающиеся налоги.

Эксперты указывают на значительное изменение позиции канадцев по этому вопросу, так как еще в 1995 г. доля таких ответов составляла всего 59%. Доля канадских граждан, полагающих, что за уплаченные государству налоги они получают достаточную отдачу, выросла с 37% в 1995 г. до 42% в 2001 г. По мнению специалистов, причиной таких изменений в настроении канадцев может быть недавнее сокращение федеральных и местных налогов.

Однако половина канадского населения все же полагает, что они получают от государства за уплаченные налоги меньше ожидаемого. Более того, 3/4 канадцев считают, что власти растрачивают деньги, поступившие в казну в виде налогов.

Несмотря на то, что канадцы считают, что большинство граждан честно уплачивает положенные налоги, ситуация меняется при ответе на вопрос о заполнении налоговых деклараций и уплате налога на товары и услуги (аналог НДС). Если бы канадцу представилась возможность смошенничать с налогами без всяких нежелательных последствий, то ею воспользовались бы 2/3 респондентов. Если бы канадцу представилась возможность уклониться от уплаты налогов и при этом не быть пойманным, то 17% канадцев "забыли о кое-каких своих доходах", т.е. не отразили бы свои доходы в налоговой декларации в полном объеме. Эта цифра остается постоянной на протяжении 5 лет (т.е. со времени предшествующего опроса). 37% респондентов заявили, что по возможности прибегли бы к уклонению от уплаты налога на товары и услуги при оплате услуг "черным налом". В 1995 г. такой же ответ дали 47% опрошенных. Как показал проведенный опрос, 22% канадцев готовы обмануть таможенников, не указав в таможенной декларации подлежащие декларированию товары, а 14% сообщили о готовности приобрести контрабандное спиртное и сигареты.

Как и в 1995 г., почти 2/3 канадцев (68%) полагают, что количество налоговых мошенников уменьшилось бы при снижении ставок налогов. Все большее число канадцев считает, что федеральное налоговое ведомство стало прилагать больше усилий по сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов. По сравнению с 1995 г. уменьшилось количество канадских граждан, полагающих, что мошенники останутся непойманными. Однако, как отмечают представители компании, проводившей опрос, канадскому налоговому ведомству пока не удалось избавить налогоплательщиков от ощущения, что сложившаяся в стране налоговая система остается несправедливой по отношению к среднему канадцу.

Опрос проводился среди 1 тыс. канадских граждан в возрасте старше 18 лет во всех провинциях страны.


Норвегия


Более 20% норвежских налогоплательщиков - физических лиц подали в этом году налоговые декларации по сети Интернет. По сравнению с прошлым годом это примерно в 4 раза больше.

Отметим, что около 84 тыс. таких налогоплательщиков дотянули подачу деклараций до последнего дня - 30 апреля.


Румыния


В апреле 2001 г. были внесены поправки в законодательство Румынии о налоге с корпораций. В частности, размер ставки налога в части прибылей, реинвестированных в основные средства (машины, оборудование и т.д.) и развитие компании, сокращен на 50%. Денежные средства заносятся на резервный счет и не могут быть распределены в качестве дивидендов. Отменена 10%-ная налоговая льгота на инвестиции. Размер ставки налога на капитализацию резервов снижен с 10 до 5%. Расходы протокольного и представительского характера могут быть отнесены на себестоимость в размере до 2% прибыли (ранее они ограничивались 1%). Издержки на товары и услуги, оплата которых производилась в рассрочку или которые были приобретены по договорам лизинга, теперь могут относиться на себестоимость в момент, когда они были фактически произведены. Ранее это можно было делать лишь в момент выполнения договора. Полученная в результате изменения валютного курса прибыль налогообложению не подлежит, а понесенные убытки из налогооблагаемой базы не вычитаются.

Правительство Румынии сообщило о планах возобновить предоставление налоговых льгот по прямым инвестициям, которые в конце 90-х годов были отменены. Кроме того, предполагается отменить таможенные пошлины и НДС на импорт машин, оборудования и товаров, закупленных на инвестированные средства, а также освободить от налога на прибыль компании, в которые были сделаны инвестиции, на 2 - 4 года в зависимости от отрасли экономики. Кроме того, предлагается ввести ускоренную амортизацию основных средств, разрешить списание на себестоимость издержек на рекламу товаров и ввести дополнительные льготы для новых иностранных инвестиций в размере не менее 500 млн долл. США при условии, если инвестиции осуществляются через департамент отношений с иностранными инвесторами Румынии.

Некоторые поправки в законодательство о налогообложении корпораций приняты также в рамках закона о бюджете на 2001 г. В целях налогообложения фонда оплаты труда каждое обособленное рабочее подразделение компании должно быть зарегистрировано в налоговом органе по месту его нахождения не позднее чем через 15 дней с момента создания нового подразделения. Созданные ранее обособленные подразделения подлежали регистрации до 11 мая этого года.

В соответствии с законом о бюджете на 2001 г. работодатели, имеющие по состоянию на конец 2000 г. задолженность по уплате налогов и сборов в государственный бюджет, фонд социального обеспечения, местный бюджет, специальные фонды, лишаются права распределять среди своих работников талоны на питание. При этом пока остается неясным, что делать работодателям, которые уже выдали работникам талоны на питание в начале 2001 г. По мнению экспертов, налоговые органы в этой ситуации, скорее всего, потребуют исключения расходов на питание работников из перечня расходов компании, вычитаемых из налогооблагаемой базы в целях обложения налогом с корпораций.


Чехия


Новое руководство министерства финансов Чехии намерено предпринять жесткие меры, направленные на повышение собираемости налогов в республике. В частности, предусматривается структурная реорганизация налоговых органов на местах. Объявлено также о намерении провести комплекс мероприятий по отношению к недоимщикам, включая ликвидацию их предприятий, конфискацию имущества и в наиболее тяжелых случаях наказание в виде лишения свободы.

Правительство Чехии, как следует из параметров нового государственного бюджета, планирует увеличить размеры сумм налоговых поступлений на 10 млрд чешских крон. Одновременно ожидается рост бюджетных поступлений из других источников.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, июль 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.