Уплата отдельных видов налогов в Москве (Ю. Донин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, август 2001 г.)

Уплата отдельных видов налогов в Москве


Единый социальный налог


Основной вопрос, который возникает при анализе главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)": облагаются ли стипендии этим налогом.

В ст.238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" нет упоминания о стипендиях. Более того, в п.3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/465 (с изменениями от 28.04.01 г.), указано: "Таким образом, подлежат налогообложению безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.)".

Кроме того, в п.п.11 и 12 п.1 ст.238 содержится упоминание о том, что не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.

Таковы изменения, внесенные частью второй НК РФ, касающиеся деятельности образовательных организаций.

В п.15 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. N 5 указано: "В силу п.1 ст.56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно п.1 ст.1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросом налогообложения".

Из данной позиции вытекает следующий вывод: до включения в часть вторую НК РФ глав о налоге на прибыль, на налоги, уплачиваемые в дорожные фонды, действуют положения Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "Об образовании", в п.3 ст.40 которого говорится: "Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю". Возникает вопрос: что является непредпринимательской деятельностью? Ответ на него содержится в п.3 ст.47 Закона "Об образовании": "Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении".


Налог на прибыль


В ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрена льгота по налогу на прибыль при условии реинвестиции в данное образовательное учреждение. Однако использование льготы затруднено, так как прибыль необходимо использовать в отчетном квартале или платить налог в размере 35%. В результате руководители образовательных учреждений не могут заниматься стратегическим планированием развития организации. Для решения этой проблемы можно предложить два варианта.

Вариант максимальный: разрешить образовательным учреждениям накапливать полученную прибыль в течение трех лет без ее налогообложения. Если по истечении трех лет она не будет использована, необходимо уплатить налог. Вариант минимальный: разрешить образовательным учреждениям аккумулировать прибыль хотя бы в течение года; облагать налогом на прибыль только ту часть прибыли, которая осталась нереинвестированной на конец года. Это даст возможность накопить хотя бы прибыль, полученную в течение года, т.е. использовать ее для реализации более или менее значимых мероприятий.

В соответствии с Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" облагаемая прибыль, полученная государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, уменьшается на суммы, направленные непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. Такая формулировка не давала четкого ответа на вопрос о том, что является реинвестицией, т.е. направлением прибыли на цели, указанные выше. Безусловно, к реинвестиции относились расходы на капитальное строительство и приобретение основных средств. Что касается других расходов из прибыли, то ясности в этом вопросе для образовательных учреждений г. Москвы не было.

В ответе Управления МНС России по г. Москве от 16.05.01 г. N 03-12/21398 "О разъяснении налогового законодательства" на частный запрос одного из московских образовательных учреждений сказано: "Понятие "обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (включая оплату труда)" включает комплекс расходов, обеспечивающих организацию и осуществление учебного и воспитательного процесса, материальное обеспечение обучающихся, воспитанников и укрепление материально-технической базы.

К указанным расходам относятся: расходы на оплату труда работников образовательных учреждений (не учтенные в затратах) и начисления на оплату труда, расходы, связанные с производственной практикой учащихся, приобретение дополнительных учебных программ, книг для библиотек образовательных учреждений, на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений".

Эта позиция детализирована в другом письме Управления МНС России по г. Москве от 11.04.01 г. N 03-12/17006: "Подтверждением реинвестирования прибыли в образовательный процесс будет являться специальный расчет, составленный учреждением в произвольной форме, в котором должно быть указано направление использования прибыли. Кроме того, при проведении камеральной проверки могут быть затребованы документы, подтверждающие указанные расходы". Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими изменениями и дополнениями). Положением о составе затрат установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.

Таким образом, в случае приобретения образовательным учреждением компьютеров, принтеров, сканеров, телевизоров, которые будут использованы для обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, налогооблагаемая прибыль отчетного периода может быть уменьшена на сумму фактически произведенных в этом же отчетном периоде за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, расходов на приобретение указанных основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, подтвержденных документально.


Налог на пользователей автомобильных дорог


В письме ГНИ по г. Москве от 29.01.98 г. N 30-08/2497 определялась позиция налоговых органов г. Москвы в части данного налога: образовательные организации являлись плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог в части платных образовательных услуг.

Инструкция МНС России от 4.04.2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изм. и доп. от 20.10.2000 г.) не внесла ясности в вопрос о порядке уплаты данного налога. В ней не показаны особенности исчисления налога в бюджетных и некоммерческих организациях, а тем более в образовательных учреждениях.

Позднее Управление МНС России по г. Москве письмом от 28.06.2000 г. N 06-08/26822 определило, что письмо 1998 г. должно применяться с учетом разъяснений, которые даны в письме от 28.06.2000 г.

В письме 2000 г. разъясняется, что выручка будет являться выручкой от непредпринимательской деятельности только при выполнении следующих условий: осуществляемая деятельность предусмотрена уставом образовательной организации; доходы от этой деятельности полностью реинвестируются в обеспечение образовательного процесса.

В письме от 28.06.2000 г. приводится следующий пример. Образовательное учреждение за первое полугодие 2000 г. получило доход от оказания платных услуг в сумме 100 000 руб., по состоянию на 1 июля 2000 г. израсходовано на обеспечение образовательного процесса 87 000 руб., т.е. на конец отчетного периода доходы от оказания платных услуг неполностью реинвестированы на нужды образовательного процесса. Следовательно, не выполнено условие (полное реинвестирование), предусмотренное Законом Российской Федерации "Об образовании", для признания этой деятельности непредпринимательской. В этом случае объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог будет являться вся выручка, полученная образовательным учреждением, - 100 000 руб.

Некоторые образовательные учреждения, которые полностью реинвестировали прибыль в свою деятельность и документально подтвердили это, обращались с исками к налоговым инспекциям о неправомерности взыскания с них налога на пользователей автомобильных дорог. Приведем такой пример. Государственная налоговая инспекция посчитала неправомерным применение налогоплательщиком НП НОУ "Лицей "Столичный" льготы по налогам и приняла решение взыскать с него суммы налога на пользователей автомобильных дорог и финансовых санкций. Налоговая инспекция в обоснование применения финансовых санкций ссылалась на следующие обстоятельства.

В соответствии с пп."м" п.1 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, относятся к федеральным. Порядок исчисления и уплаты данных налогов определен Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями, далее - Закон N 1759-1), а также инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 30). В соответствии с этими нормативными правовыми актами налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Каких-либо льгот образовательным учреждениям по уплате налога на пользователей автомобильных дорог Законом N 1759-1 не предоставлено.

По мнению налоговой инспекции у образовательных учреждений в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог должна включаться выручка от реализации продукции (работ, услуг) независимо от того, относится такая деятельность к предпринимательской или нет.

Кроме того, налоговая инспекция ссылалась на ст.23 Закона РСФСР от 10.10.91 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (далее - Закон N 1734-1), в соответствии с которой прежняя налоговая система продолжает действовать до принятия и введения в действие нового закона о налоговой системе. Пункт 3 ст.23 Закона N 1734-1 не допускал предоставления налоговых льгот, не предусмотренных российским налоговым законодательством. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" установлен аналогичный порядок предоставления налоговых льгот.

В связи с внесением изменений в Инструкцию N 30 с 4 марта 1997 г. бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (работы, услуги), уплачивают налог с выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Лицей "Столичный" с 4 марта 1997 г. не учитывал объект налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог, допустив занижение налога, в результате чего к налогоплательщику были применены финансовые санкции. Налогоплательщик, не согласившись с принятым решением, обратился в арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным данного решения.

Выслушав представителей истца и ответчика, оценив представленные сторонами доказательства, арбитражный суд счел требования налогоплательщика обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Закон "Об образовании" является законом прямого действия. В соответствии со ст.40 указанного Закона образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

Кроме того, в соответствии с пп.1 и 2 ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

Высший арбитражный суд Российской Федерации отказал налоговой инспекции в принесении протеста в порядке надзора на состоявшиеся судебные акты по этому спору. Мотивом отказа послужило то, что в соответствии со ст.47 Закона "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Следует отметить, что налоговая инспекция не ссылается на то обстоятельство, что полученные доходы направлены не на нужды образования.

Объектом налогообложения, таким образом, будут средства в виде прибыли, не реинвестированные в образовательную деятельность.

Хотя ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2001 г. снизилась до 1% для образовательных организаций, актуальность этот вопрос не потерял.

Указанная ставка налога установлена ст.4 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".


Налог с продаж


Согласно Федеральному закону от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" регионы России могут вводить налог с продаж, определять его ставку (до 5%), порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и формы отчетности по этому налогу. Они также вправе установить дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Согласно перечню товаров (работ, услуг), приведенному в п.3 ст. 20 указанного Закона, не является объектом налогообложения стоимость товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями. В Законе г. Москвы от 17.03.99 г. N 14 "О налоге с продаж" данная формулировка повторяется. В результате этого негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения являются плательщиками налога с продаж. В изменениях и дополнениях, внесенных в Закон г. Москвы от 14.07.2000 г., была сделана попытка исправить ситуацию. В дополнительный перечень товаров, стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, были включены товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые негосударственными и немуниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензию и прошедшими аттестацию и государственную аккредитацию (часть 4 ст.2 Закона г. Москвы). Однако это ничего не изменило в плане освобождения от налога с продаж негосударственных и немуниципальных образовательных учреждений, поскольку все они имеют лицензии, но почти никто не аттестован и не аккредитован.

Налоговые же органы, естественно, в своей работе руководствуются Законом г. Москвы.

Если негосударственное образовательное учреждение, имеющее лицензию на осуществление образовательной деятельности и реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, начального общего образования детей, прошло аттестацию и при этом имеет государственную аккредитацию, льгота по налогу с продаж может быть предоставлена только в части аккредитованных образовательных программ.

Следует отметить, что в ряде регионов от уплаты налога с продаж освобождены образовательные учреждения всех форм собственности при наличии лицензии. Так, в п.20 ст.4 Закона Московской области от 31.12.98 г. N 67/98-03, введенного в действие с 1 января 2001 г., указано, что не является объектом налогообложения стоимость услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным или воспитательным процессом, оказываемых организациями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями всех форм собственности.

Ставка налога с продаж в г. Москве с 1 января 2001 г. установлена в размере 5%.


Налог на рекламу


Определение расходов на рекламу как расходов по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта приведено в письме Минфина России от 6.10.92 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров", которое действовало до 1 апреля 2000 г. С этой даты введены иные нормы и нормативы, утвержденные приказом Минфина России от 15.03.2000 г. N 26н (с изменениями и дополнениями от 1.03.01 г.). С 1 апреля 2000 г. к расходам на рекламу относятся следующие расходы:

а) на разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток), образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров и т.д.;

б) на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);

в) на световую и иную наружную рекламу;

г) на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

д) на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;

е) на хранение и экспедирование рекламных материалов;

ж) связанные с участием в выставках, ярмарках, экспозициях;

з) на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

и) на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с данным приказом к рекламе относится участие в выставках, ярмарках, экспозициях, чего не было в предшествующем документе.

Вместе с тем следует различать понятия "реклама" и "информация". Так, не являются рекламой объявления, связанные с набором персонала, заказы на изготовление наглядных пособий, необходимых для использования в образовательном процессе.

В указанном приказе определено, что с 1.04.2000 г. фактические расходы на рекламу, относимые на себестоимость для целей налогообложения, не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по следующим нормативам:


Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая налог на
добавленную стоимость
Предельные размеры расходов на
рекламу, принимаемых при
налогообложении прибыли
До 30 млн руб. включительно 7,5% от объема
Свыше 30 млн руб. 2,25 млн руб. + 3,75% с объема,
превышающего 30 млн руб.
Свыше 300 млн руб. 12,375 млн руб. + 1,5% с суммы,
превышающей 300 млн руб.

В соответствии с п.п."у" п.2 Положения о составе затрат затраты на рекламу относятся на себестоимость и подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах по учету затрат. При этом затраты подлежат включению в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной и последующей (п.12 Положения о составе затрат).

На себестоимость относятся только те расходы, которые подтверждены документально, т.е. для включения расходов на рекламу в себестоимость продукции (работ, услуг) необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт выполнения рекламных работ. Такими документами могут быть договор на оказание рекламных услуг; акт сдачи-приемки выполненных услуг; счета-фактуры от оказывающих рекламные услуги. Дополнительным подтверждением факта размещения рекламы могут быть справки с указанием даты, времени и продолжительности рекламных сообщений на радио и на телевидении, экземпляры печатных изданий с опубликованными рекламными сообщениями.

Одной из форм финансирования многих образовательных организаций является получение ими спонсорской помощи.

В ст.19 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями и дополнениями от 18.06.01 г.) определено, что под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения последним рекламы о спонсоре и его товарах. При этом спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Поэтому образовательным организациям не следует заключать договоры, в которых содержатся формулировки, связанные со словом "спонсорство". Основываясь на положениях Закона "О рекламе", налоговые органы могут расценить полученный спонсорский вклад как выручку за оказание рекламных услуг, что связано с необходимостью уплаты налогов.

Согласно письму ГНИ по г. Москве от 9.08.96 г. N 11-13/17181 спонсорский взнос относится на себестоимость продукции спонсора только в том случае, если в договоре о спонсорской помощи спонсируемый берет на себя обязательство распространить рекламу о спонсорстве. При этом полученные средства подлежат отражению в учете спонсируемого как выручка от реализации услуг по рекламе. Если же сторонами заключен договор об оказании спонсорской помощи без условия распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, спонсорский взнос не рассматривается как оплата рекламы. У предприятий и организаций (за исключением бюджетных и некоммерческих) спонсорский взнос в данном случае рассматривается как безвозмездно полученные средства. Он включается в валовую прибыль и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. У бюджетных и других некоммерческих организаций указанные средства при их целевом использовании налогообложению не подлежат.

Рассмотрим порядок обложения налогом на рекламу в г. Москве. Исчисление и уплата данного налога осуществляются на основании инструкции ГНИ по г. Москве от 21.12.92 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москвы". В инструкции дополнительно определено, что к рекламным услугам не относятся изготовление и распространение:

информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, которые используются для реализации товаров, включая витрины;

объявлений и извещений об изменении местонахождения организации, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижения и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка;

прочих информационных сведений, объявлений, не имеющих характера рекламы.

В письме ГНИ по г. Москве от 10.12.93 г. N 11-12/8842 уточнено, что к информационным относятся только вывески, расположенные у входов и внутри зданий, остальные же относятся к рекламным.

Плательщиками налога на рекламу являются все предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, филиалы, другие обособленные подразделения. Объект налогообложения - стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг). В п.5 указанной инструкции оговорено, что не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

По ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль, не считается предпринимательской платная образовательная деятельность в случае полного реинвестирования доходов на развитие организации. Согласно п.5 инструкции ГНИ по г. Москве N 1 не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели. С другой стороны, что, поскольку данной инструкцией никаких льгот для образовательных организаций прямо не предусмотрено, они являются плательщиками налога на рекламу в общеустановленном порядке. При этом ссылки на отсутствие объекта налогообложения в силу некоммерческого статуса образовательных организаций в расчет не принимаются.

На наш взгляд, не являются плательщиками налога на рекламу образовательные организации, которые не осуществляют платную образовательную деятельность и финансируются за счет бюджетных средств, благотворительных, спонсорских и иных взносов и пожертвований. Достаточные основания для подтверждения факта отсутствия объекта налогообложения существуют у тех образовательных организаций, которые, несмотря на возмездный характер оказываемых ими образовательных услуг, полностью реинвестируют полученную прибыль в данную образовательную организацию.

Ставка налога на рекламу в г. Москве установлена в размере 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя. В общем случае налог на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг), определяемой на основе фактически произведенных расходов без налога на добавленную стоимость. Однако в силу того, что образовательные организации освобождены от уплаты НДС в части оказания образовательных услуг, все затраты принимаются ими к учету вместе с налогом на добавленную стоимость.

Распространенная ошибка, которую допускают образовательные организации, - невключение в базу для расчета налога на рекламу затрат на рекламные работы, осуществленные собственными силами (например, изготовление рекламных листовок на принадлежащей организации оргтехнике). Для целей налогообложения стоимость таких работ определяется исходя из фактически произведенных прямых (материальные затраты, затраты на зарплату, амортизация оборудования и т.п.) и косвенных (общехозяйственных) расходов. При этом доля косвенных расходов, подлежащих включению в стоимость рекламных работ для целей исчисления налога на рекламу, должна определяться исходя из процентного соотношения общей суммы таких расходов к величине прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде.

Налог на рекламу относится на финансовые результаты деятельности организации. Порядок представления отчетности по этому налогу, форма расчета, сроки уплаты определяются законодательством г. Москвы.


Ю. Донин,

к.э.н.

Аудиторская фирма "Профит"


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, август 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение