Налог на пользователей автомобильных дорог и уплата экспортной пошлины и таможенных сборов (С. Машкова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, август 2001 г.)

Налог на пользователей автомобильных дорог
и уплата экспортной пошлины и таможенных сборов


В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

В данном Законе не говорится о том, что экспортные пошлины уменьшают облагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Однако согласно инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", действовавшей до 1 июля 2000 г., экспортные пошлины вычитались из облагаемого оборота по налогу на пользователей автомобильных дорог: "при исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы), экспортные пошлины (по организациям, осуществляющим экспортную деятельность), лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры" (п.18).

Инструкция МНС России от 4.04.2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (действующая с 1 июля 2000 г.) в целом не изменила порядка расчетов с дорожными фондами.

В письме МНС России от 13.09.2000 г. N ВГ-6-03/737 "О разъяснении п.35 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59" указано, что согласно п.13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется за вычетом экспортных тарифов. Аналогичная норма содержится и в положении по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (п.3), утвержденном приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н, прошедшим государственную регистрацию в Минюсте России 31.05.99 г. за N 1791.

В соответствии с Инструкции N 59 при исчислении налогооблагаемой базы в нее не включаются следующие налоги, соответствующие налоговой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог: налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы).

Приказом МНС России от 20.10.2000 г. N БГ-3-03/361 "О внесении изменений в инструкцию МНС России от 04.04.2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", вступившим в силу с 1 января 2001 г., из объектов налогообложения исключены суммы экспортных пошлин. Пункт 35 инструкции N 59 изложен в следующей редакции: "При исчислении налогооблагаемой базы в нее не включаются следующие налоги, соответствующие налогооблагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог: налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы, а также экспортные пошлины".

Возникает вопрос о том, исключались ли экспортные пошлины из облагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог за период с начала действия инструкции N 59 до выхода в свет письма МНС России N ВГ-6-03/737 и является ли это письмо основанием для исключения экспортных пошлин из налогооблагаемой базы. В п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поэтому можно сделать вывод о том, что с 1 июля по 13 сентября 2000 г. экспортные пошлины не подлежали включению в налогооблагаемую базу.

В п.45 инструкции N 59 определено, что бухгалтерский учет операций, связанных с исчислением и уплатой налога, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 64 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, предусмотрено, что "по статье "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" показываются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности".

К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком не признаются организацией доходами, в частности, относятся суммы налога на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортные пошлины.

На практике часто возникает вопрос, относятся ли таможенные сборы (не таможенные пошлины) к обязательным платежам и уменьшают ли облагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог. Ведь согласно главе 19 ст.110 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 г. к таможенным платежам относятся:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Но, как было указано в п.64 Методических рекомендаций, выручка показывается по статье "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)". Возникает вопрос, являются ли таможенные сборы аналогичными обязательными платежами?

В ст.19 "Федеральные налоги" Закона Российской Федерации от 17.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сказано, что к федеральным налогам относятся НДС, акцизы, таможенная пошлина и др. В этой статье таможенные сборы не указаны, и можно сделать вывод о том, что они не являются по своей сути налогом, аналогичным НДС и акцизам, и, следовательно, не уменьшают облагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Таким образом, в 2000 и в 2001 гг. облагаемая база для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог уменьшается на сумму экспортных пошлин, но не уменьшается на сумму таможенных сборов.


С. Машкова,

аудитор ЗАО "Талекс-Аудит"


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, август 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.