Вопрос: Согласно ОКОНХ санаторно-курортные и оздоровительные предприятия отнесены к отрасли здравоохранения. Если основываться на принципах выделения объектов социально-культурной сферы, то объектом льготирования может являться предприятие в целом как имущественный комплекс. Правомерно ли в данном случае освободить от налога на имущество все имущество ЗАО "Тверькурорт", которое относится к отрасли здравоохранения? Если ЗАО "Тверькурорт" не подлежит льготированию в целом, то в каком порядке определять перечень имущества, стоимость которого исключается из налогооблагаемой базы? (ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 12, июнь 2001 г.)

Согласно ОКОНХ санаторно-курортные и оздоровительные предприятия, предприятия отдыха, а также организации, осуществляющие хозяйственное управление этими предприятиями, отнесены к отрасли здравоохранения. Льготируемые объекты социально-культурной сферы должны определяться в соответствии с ОКОНХ, в котором указано, что "классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация".

Таким образом, если при получении льготы основываться на принципах выделения объектов социально-культурной сферы в соответствии с ОКОНХ, то объектом льготирования может являться предприятие в целом как имущественный комплекс, а не тот или иной вид имущества.

1. Правомерно ли, придерживаясь такой логики рассуждений, освободить от налога на имущество все имущество, находящееся на балансе ЗАО "Тверькурорт", которое относится по ОКОНХ к отрасли здравоохранения?

2. Можно ли считать посреднические услуги в области здравоохранения (т. е. имущество посредника) объектом льготирования по налогу на имущество как объект социально-культурной сферы?

3. Если ЗАО "Тверькурорт" не подлежит льготированию в целом как имущественный комплекс, то в каком порядке определять перечень имущества, стоимость которого исключается из налогооблагаемой базы как объект социально-культурной сферы?

Возможно ли здесь применить принцип разделения стоимости льготируемого и прочего имущества пропорционально выручке от разных видов деятельности по аналогии с другими налогами?


1. Налог на имущество предприятий уплачивается в соответствии с Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

На основании подп."а" ст.5 указанного Закона стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

Перечень объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, исключаемых из налогооблагаемой базы, приведен в подп."а" п.6 инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" и разработан с учетом Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" N 1-75-018, утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76.

Следует иметь в виду, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ применяется только с учетом норм, установленных налоговым законодательством.

Поэтому, по нашему мнению, освобождению от уплаты налога на имущество предприятий подлежит не все имущество, находящееся на балансе ЗАО "Тверькурорт", а лишь то, которое относится к объектам социально-культурной сферы.

2. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

В соответствии с подп."а" п.6 Инструкции N 33 стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.

Следовательно, предоставление соответствующей льготы по налогу на имущество предприятий ставится в зависимость от того, является ли указанное имущество объектом жилищно-коммунальной или социально-культурной сферы, а не от видов деятельности, которые осуществляет налогоплательщик.

Поэтому, если предприятие, осуществляющее посреднические услуги, имеет на балансе объекты социально-культурной сферы, указанное имущество освобождается от обложения налогом на имущество предприятий.

3. Следует учитывать, что так как ЗАО "Тверькурорт" является юридическим лицом (самостоятельным налогоплательщиком), льгота по налогу на имущество распространяется не на все имущество, находящееся на его балансе, а только на объекты, относящиеся в соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.

При необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, его следует согласовать с органами управления данных отраслей в субъектах РФ по месту нахождения налогоплательщика (см. также письмо Минфина России от 16.03.99 N 04-05-06/14).

Как указано выше, льгота по налогу на имущество в соответствии с подп."а" п.6 Инструкции N 33 распространяется на имущество, относящееся к жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере, независимо от видов деятельности, осуществляемых предприятием - владельцем имущества.

Условия освобождения от уплаты налога на имущество в зависимости от использования имущества для осуществления определенных видов деятельности отражены в ст.4 Закона N 2030-1. К рассматриваемой ситуации указанная статья не применима.

Поэтому имущество, относящееся к объектам социально-культурной сферы, налогом на имущество предприятий не облагается. Для правильного применения льгот предприятию необходимо вести раздельный учет льготируемого имущества.


Е. Карсетская


15 июня 2001 г.


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 12, июнь 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.