Правовое регулирование профессионального спорта (В. Васькевич, М. Челышев, "Российская юстиция", N 7, июль 2001 г.)

Правовое регулирование профессионального спорта


К настоящему времени в России сформирована целостная система правового регулирования профессионального спорта. Ранее оно осуществлялось в рамках Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г., а теперь базируется на Федеральном законе от 13 января 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В нем сформулированы принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в нашей стране, установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности различных субъектов сферы профессионального спорта (в частности, физкультурно-спортивных организаций).

Однако нельзя не заметить, что некоторые положения этого Закона носят, по существу, декларативный характер. Например, согласно его ст.14, закрепившей особенности развития физкультуры и спорта в образовательных учреждениях, последние должны создать условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать. Но механизм реализации данной задачи не предусмотрен, а ведь в современных экономических условиях выполнить эту задачу весьма трудно. Есть в Законе от 13 января 1999 г. и коллизионные моменты (в частности, по вопросу о правовом статусе физкультурно-спортивных организаций).

Отношения в области профессионального спорта регулируются также федеральными подзаконными актами и актами различной юридической силы субъектов Федерации. Например, в Республике Татарстан действует Закон Республики от 1 декабря 1999 г. "О физической культуре и спорте", основанный на Законе от 13 января 1999 г. Ряд подзаконных актов Республики Татарстан касается государственной поддержки профессионального спорта.

Наряду с законодательными актами значительный удельный вес в регулировании отношений с участием профессиональных спортсменов занимают локальные акты физкультурно-спортивных объединений. К ним может быть отнесен регламент соответствующего чемпионата, определяющий, в частности, штрафные санкции для игроков, статус игрока в конкретной спортивной организации и т.д. Данные акты основываются на положениях п.3 ст.24 Закона от 13 января 1999 г., согласно которым деятельность спортсменов-профессионалов регулируется, кроме трудового законодательства, также и нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта. Порой подобные локальные документы расходятся с содержанием действующего законодательства и ущемляют субъективные права спортсменов-профессионалов (например, в части наложения на них денежных штрафов).

Остановимся лишь на нескольких важнейших взаимозависимых аспектах - нормативном определении профессионального спорта, правовом статусе спортсменов-профессионалов, субъектном составе соответствующих отношений.

Согласно ст.2 Закона от 13 января 1999 г. профессиональный спорт - это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Таким образом, законодатель называет два признака рассматриваемого явления. Во-первых, профессиональный спорт есть вид предпринимательской деятельности. Во-вторых, она одновременно должна отвечать интересам трех названных категорий субъектов.

Соответственно, профессиональная спортивная деятельность должна отвечать всем признакам предпринимательства (ст.2 ГК РФ), в частности быть направлена на систематическое извлечение прибыли и осуществляться специальными субъектами.

По смыслу ст.24 Закона от 13 января 1999 г., установившей организационную структуру профессионального спорта, подобной деятельностью занимаются в основном профессиональные физкультурно-спортивные объединения, определяемые как общественные добровольные самоуправляемые некоммерческие структуры, создаваемые по инициативе граждан в целях развития в России физической культуры и спорта (ст.2 Закона от 13 января 1999 г.). Приведенное определение основано на понятии общественного объединения, которое дано в ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями). В п.2 ст.8 Закона от 13 января 1999 г. содержится отсылка к названному Закону от 19 мая 1995 г. и вместе с тем отмечается наличие особенностей физкультурно-спортивных объединений. Однако остается не вполне ясным вопрос, является ли физкультурно-спортивное объединение самостоятельной формой некоммерческой организации либо это одна из организационно-правовых форм общественного объединения. Такой вопрос возникает хотя бы потому, что перечень организационно-правовых форм последних согласно ст.7 Закона от 19 мая 1995 г. является исчерпывающим. Само физкультурно-спортивное объединение по смыслу ст.2 Закона от 13 января 1999 г. может иметь различные организационно-правовые формы. Допускается создание физкультурно-спортивных организаций, представляющих собой одну из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, образованных на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. Такое определение в свою очередь опирается на ст.8 Закона от 19 мая 1995 г.

Иные субъекты, названные в определении профессионального спорта, по нашему мнению, не имеют целью осуществление предпринимательской деятельности. Зрители выступают здесь прежде всего как источники дохода (заказчики). Спортсмены-профессионалы достигают своих целей, ради которых они осуществляют профессиональную спортивную деятельность, с использованием иных правовых средств. Они, как правило, не вступают непосредственно в предпринимательские отношения.

В соответствии со ст.2 Закона от 13 января 1999 г. спортсмен-профессионал - это гражданин, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства. Это позволяет сделать вывод, что удовлетворение имущественных интересов спортсменов-профессионалов (получение доходов) осуществляется главным образом в рамках трудового права. Следовательно, спортсмен не предприниматель, а наемный работник. Вместе с тем указание в ст.2 Закона от 13 января 1999 г. на "иное денежное вознаграждение" позволяет говорить о наличии для спортсмена-профессионала легальной возможности совершать в области спорта гражданско-правовые сделки возмездного оказания услуг, в которых исполнителем выступает спортсмен. Последний может быть субъектом и иных гражданско-правовых сделок (например, заключаемых по поводу представительства интересов спортсмена-профессионала в отношениях с физкультурно-спортивными объединениями). На практике это в основном договоры поручения и агентирования.

Однако, по нашему мнению, во взаимоотношениях с профессиональными спортивными организациями именно особенности трудового права, выражающиеся, в частности, в наличии разветвленной системы льгот и гарантий для работников, в запрете под страхом недействительности условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде (ст.5 КЗоТ РФ), позволяют в максимальной степени гарантировать права и законные интересы профессиональных спортсменов. Например, основываясь на положениях КЗоТ, можно оспаривать условия контракта о спортивной деятельности, касающиеся штрафных санкций, налагаемых на спортсмена, в отдельных ситуациях - о сроке действия контракта (так, в одном случае стороны установили срок работы игрока в девять лет, хотя он не может превышать пяти лет), правильно решать вопросы о прекращении контракта и т.д.

Придание профессиональному спортсмену статуса наемного работника не снимает вместе с тем ряда проблем охраны его прав. Одна из них - ограничения прав спортсменов в локальных нормах спортивных объединений, а также условиях контрактов о спортивной деятельности. Закон от 13 января 1999 г. не уделяет внимания увязке указанных норм с положениями трудового законодательства. Представляется, что нормы физкультурно-спортивных объединений, с учетом правила о юридической силе актов, должны занимать подчиненное положение по отношению в первую очередь к КЗоТ. Например, ст.26 Закона от 13 января 1999 г. устанавливает неизвестные КЗоТ ограничительные условия перехода спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую (окончание срока контракта о спортивной деятельности, исполнение обязательств по такому контракту, в определенных ситуациях - наличие взаимного согласия физкультурно-спортивных организаций, согласование порядка и сроков перехода с соответствующими органами исполнительной власти и общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта). Если с позиции интересов физкультурно-спортивных объединений такие ограничения являются вполне оправданными, то в отношении спортсменов они в определенной степени ущемляют их законные права, в частности право на свободный труд (ст.37 Конституции РФ).

Анализ субъектного состава отношений в области, о которой идет речь, приводит к выводу, что осуществление профессиональной спортивной деятельности, т.е. деятельности предпринимательской, есть прерогатива некоммерческих организаций. В этой связи можно говорить о предпринимательской деятельности в профессиональном спорте как о деятельности, направленной на получение прибыли, для выполнения уставных задач профессиональных спортивных некоммерческих организаций. Правда, законодатель не проявил последовательности в решении данного вопроса. В п.5 ст.8 Закона от 13 января 1999 г. предусмотрено, что в России могут создаваться физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности. Значит, физкультурно-спортивные организации могут быть и коммерческими по своему характеру.

В сфере профессионального спорта не исключается и индивидуальное предпринимательство. Из п.1 ст.37 Закона от 13 января 1999 г. можно сделать вывод, что и индивидуальные предприниматели могут оказывать различные спортивные услуги. Однако основную государственную поддержку получают все же только физкультурно-спортивные объединения. Так, лишь они вправе проводить определенные спортивные мероприятия соответствующего уровня (чемпионаты и первенства России и т.д.).

Можно говорить и о том, что профессиональный спорт - это сфера услуг. Действительно, соблюдение отмеченного триединства интересов возможно только при оказании определенного рода услуг, удовлетворяющих одновременно интересы трех групп субъектов: у зрителей - интересы некоммерческого характера (получение удовольствий); у профессиональных спортивных организаций - как некоммерческие (например, популяризация соответствующего вида спорта), так и коммерческие интересы (извлечение доходов); у спортсменов-профессионалов - также оба вида интересов, например приобретение известности (неимущественный интерес, связанный, однако, в конечном счете с имущественным), получение повышенных доходов в результате достижения определенных соревновательных показателей (имущественный интерес). Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г., выделяет группу услуг с шифром "07" - услуги физической культуры и спорта. Среди последних названа, в частности, такая услуга, как проведение спортивно-зрелищных мероприятий. Подобные мероприятия, и в первую очередь различного рода спортивные соревнования, позволяют в единстве реализовать отмеченные интересы названных групп субъектов. В отношении профессиональных спортсменов стоит добавить, кроме того, что они получают доходы именно за подготовку к спортивным соревнованиям и за участие в них. Полагаем, что оказание иных соответствующих услуг, например проведение занятий по физической культуре и спорту, предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, отвечает интересам прежде всего двух субъектов - услугодателя и услугополучателя.

Таким образом, профессиональный спорт следует рассматривать, по нашему мнению, не только в узко нормативном смысле как вид предпринимательской деятельности, но и как целую разноотраслевую сферу правового регулирования. Наряду с нормами гражданского права, опосредующими, в частности, правовой статус и соответствующую деятельность организаций в сфере профессионального спорта, в этой области действуют нормы трудового права, закрепляющие основы правового статуса спортсмена-профессионала, нормы налогового и административного права. Последние касаются, в частности, государственного управления в области профессионального спорта.


В. Васькевич,

заместитель директора по правовым вопросам

культурно-спортивного комплекса

Казанского госуниверситета


М. Челышев,

старший преподаватель Казанского госуниверситета,

кандидат юридических наук


"Российская юстиция", N 7, июль 2001 г.



Правовое регулирование профессионального спорта


Авторы


В. Васькевич - заместитель директора по правовым вопросам культурно-спортивного комплекса Казанского госуниверситета


М. Челышев - старший преподаватель Казанского госуниверситета, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 7, стр.35


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение