О льготах по налогу на имущество предприятий (Н.А. Гаврилова, "Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.)

О льготах по налогу на имущество предприятий


В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с порядком применения льгот по налогу на имущество предприятий, предоставляемых организациям по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, протезно-ортопедическим и стоматологическим организациям, а также организациям, на чьем балансе которых находятся объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.


О льготах для сельхозпредприятий и предприятий
по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов


Виды льгот


Согласно п."б" ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1) имущество организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов не облагается налогом на имущество при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При этом, если выручка от льготируемых видов деятельности составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), организация вправе воспользоваться льготой, установленной п."в" ст.5 Закона N 2030-1 и предусматривающей уменьшение стоимости имущества организации, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов.


Порядок применения льгот


Согласно п.2 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий (приложение к письму МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@) (далее - Методические рекомендации) если по результатам работы отчетного года выручка организаций от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова или переработки рыбы и морепродуктов составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уплата налога на имущество за отчетный год производится по годовому расчету.

Отметим, что в соответствии с пп."в" п.6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33) при отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, принятым постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301 (коды 97 0000 и 98 0000).

При определении общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных средств и иного имущества.

Для целей обложения налогом на имущество предприятий из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключается стоимость покупных товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Организация, занимающаяся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, выращиванием, ловом и переработкой рыбы и морепродуктов, которая имеет в своем составе филиалы или другие обособленные подразделения, для определения права на льготу по налогу на имущество, предусмотренную п."б" ст.4 Закона N 2030-1, удельный вес выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) определяет в целом по организации. Это следует из ст.19 НК РФ, согласно которой филиалы и иные обособленные подразделения организаций не признаются самостоятельными налогоплательщиками, а могут исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ.


Пример 1

Организация производит и перерабатывает сельскохозяйственную продукцию. В ее состав входит два филиала, один из которых также производит и перерабатывает сельхозпродукцию, а другой занимается оказанием услуг по ремонту.

Годовая выручка организации от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 50 000 руб. (в том числе выручка от реализации сельхозпродукции, полученная одним из филиалов, составляет 10 000 руб.), а от оказания ремонтных услуг (полученная другим филиалом) - 30 000 руб.

Имеет ли организация право не уплачивать налог на имущество на основании п."б" ст.4 Закона N 2030-1?

Общая сумма выручки организации от реализации сельхозпродукции и услуг по ремонту составляет 80 000 руб. (50 000 руб. + 30 000 руб.).

Удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки от реализации продукции и услуг составляет 62,5% (50 000 руб. : 80 000 руб. х 100).

Таким образом, поскольку выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции и услуг (с учетом выручки, полученной филиалами организации), то организация не может быть полностью освобождена от уплаты налога на имущество согласно п."б" ст.4 Закона N 2030-1.

Организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию и передающие ее как давальческое сырье на переработку другому предприятию, являются плательщиками налога на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

По разъяснениям МНС России, организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и передающие ее другим организациям на давальческих условиях на переработку в готовую продукцию, удельный вес выручки от производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в целях использования льготы по налогу на имущество могут рассчитывать как отношение разницы между общей суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг) и стоимостью переработки сельскохозяйственной продукции в готовую продукцию сторонними организациями к общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), умноженное на 100.


Пример 2

Организация А производит семена подсолнечника и частично реализует их, а сдает также на переработку в подсолнечное масло сторонней организации.

Годовая выручка организации А от реализации семян и подсолнечного масла составляет 10 000 руб. Стоимость переработки семян в подсолнечное масло сторонней организацией составляет 2 500 руб.

Удельный вес выручки организации А от производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки от реализации продукции составляет 75% ((10 000 руб. - 2500 руб.) : 10 000 руб. х 100), то есть больше 70%.

Следовательно, имущество организации А не облагается налогом на имущество.

Следует иметь в виду, что указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют процесс производства и (или) переработки, и (или) хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов (то есть осуществляют ряд конкретных видов экономической деятельности или один из них) и получают выручку от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов.

По разъяснениям МНС России, льгота по налогу на имущество, предусмотренная п."б" ст.4 Закона N 2030-1, предоставляется вне зависимости от имущественной принадлежности перерабатываемого сельскохозяйственного сырья, рыбы и морепродуктов.

Таким образом, организации, получающие сельскохозяйственное сырье, рыбу и морепродукты на давальческой основе и осуществляющие их переработку, вправе использовать указанную льготу по налогу на имущество предприятий при условии, что выручка, полученная от оказания услуг по переработке сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70% общей суммы выручки.


Пример 3

Организация - производитель колбасных изделий закупает у другой организации (или населения) мясо скота в живом весе, относящееся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 к сельскохозяйственной продукции (продукция животноводства - 98 0000), и перерабатывает это сырье в колбасные изделия.

Кроме того, организация получает мясо скота в живом весе на давальческих условиях для переработки его в колбасные изделия.

Если сумма выручки от реализации колбасных изделий, изготовленных в результате переработки скота собственного забоя, и выручки от переработки давальческого сырья в колбасные изделия составляет за год не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то данная организация полностью освобождается от уплаты налога на имущество предприятий.

В случае если сумма выручки от реализации колбасных изделий и выручки от переработки давальческого сырья составляет менее 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), то стоимость имущества (основные средства, запасы, включая запас сельскохозяйственной продукции, и затраты), используемого для переработки мяса, исключается из налоговой базы в соответствии с п."в" ст.5 Закона N 2030-1. При этом льгота по налогу на имущество предоставляется при условии ведения раздельного (обособленного) учета указанного имущества.

Отметим, что деятельность по производству сельскохозяйственной продукции классифицируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17, в разделе "Сельское хозяйство, охота и лесоводство" и связана с выращиванием зерновых культур, овощных культур, фруктов, растительных прядильных культур, лекарственных культур и др., а также разведением домашних животных, птицы (коды 011-013).

Имущество организаций, занимающихся выполнением механизированных работ для сельскохозяйственных предприятий (в частности, заготовкой кормов, подготовкой почвы, посевом зерновых, уборкой урожая), то есть оказывающих услуги сельскохозяйственным организациям, непосредственно осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, фермерским хозяйствам и другим организациям АПК), подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, поскольку вид деятельности этих организаций - деятельность по предоставлению услуг в области растениеводства (код 0141 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93).

Следует иметь в виду, что условиями для предоставления льготы по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельскохозяйственной продукции, являются хранение сельскохозяйственной продукции согласно заключенным договорам на хранение и получение выручки от оказания услуг по хранению.

В том случае, если имущество, предназначенное для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, используется не по назначению или сдается в аренду (лизинг, временное безвозмездное пользование), а также если закупленная сельскохозяйственная продукция передается на переработку другим организациям на давальческих началах, то льгота, предусмотренная п."в" ст.5 Закона N 2030-1, не предоставляется, поскольку основным условием для ее предоставления является осуществление конкретных видов деятельности и соответственно получение выручки именно от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов, а не от сдачи в аренду имущества.


О предоставлении льготы организациям-лизингодателям


Что касается организаций, выполняющих в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получивших в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности, то в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 их деятельность относится к разделу "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность исследовательская и коммерческая". Поэтому если по договору лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то плательщиком налога по имуществу, переданному в лизинг, является лизингодатель, который не вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, установленную п."в" ст.5 Закона N 2030-1, поскольку его деятельность не является деятельностью по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, лову и переработке рыбы и морепродуктов.


Предоставление льгот при осуществлении совместной деятельности


Если несколько организаций (например фермерских хозяйств) объединились в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то согласно ст.2 Закона N 2030-1 стоимость имущества, объединенного ими для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договора о совместной деятельности, внесшими это имущество. А стоимость имущества, созданного (приобретенного) в результате этой деятельности, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договора о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.

При этом организация, ведущая бухгалтерский учет ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, сообщает участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов (ст.8 Закона N 2030-1).

Таким образом, организация (например, сельскохозяйственная, фермерское хозяйство), действующая в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), право на льготу по налогу на имущество предприятий должна определять исходя из условий договора. При расчете удельного веса выручки от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (или выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов) в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в целях использования льготы по налогу на имущество такая организация должны к выручке, полученной от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (или выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов) в результате собственной деятельности, прибавлять долю выручки (в соответствии с установленной долей собственности по договору) от указанных видов деятельности, полученной в результате деятельности по договору простого товарищества.


О льготе по объектам жилищно-коммунальной
и социально-культурной сферы


Согласно п."а" ст.5 Закона N 2030-1 стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

Перечень объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы разработан с учетом Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018 (утвержден Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76).

Согласно п.4 Методических рекомендаций организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество предприятий находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Напоминаем, что с октября 1997 г. стоимость квартир, приобретенных организациями в объектах жилого фонда, не подлежит обложению налогом на имущество предприятий (п.3 Изменений и дополнений Госналогслужбы России от 29.05.97 N 3, внесенных в Инструкцию N 33). Вместе с тем если на балансе организации находятся квартиры, предназначенные для продажи и учитываемые в бухгалтерском учете на счете 41 "Товары", то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Указанной льготой могут пользоваться также организации, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной сфере и непроизводственных видов бытового обслуживания, в том числе оказывающие гостиничные услуги, осуществляющие деятельность в санаторно-курортной сфере. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения (основные средства, нематериальные активы, запасы, затраты).

У организации, оказывающей гостиничные услуги, из налоговой базы могут исключаться жилые помещения (отдельные здания, предназначенные для проживания, гостиничные номера (в том числе имущество, находящееся в этих номерах), имущество библиотек, медицинского кабинета (в том числе медицинское оборудование и инструменты), коммуникации и оборудование коммунального хозяйства.

В аналогичном порядке предоставляется льгота по налогу на имущество предприятий санаторно-курортным организациям, являющимся юридическими лицами. При этом административные здания, автотранспорт, компьютеры, столовые (за исключением имущества столовых для лечебного питания), рестораны и другие объекты, не предназначенные для непосредственного обслуживания клиентов гостиницы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный (обособленный) бухгалтерский учет указанного имущества. Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Причем в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования или предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации раздельного учета льготируемых объектов налогоплательщики должны вести инвентарный список льготируемых объектов (или отдельных их частей) или другой соответствующий документ, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его остаточной восстановительной стоимости, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Отметим, что стоимость льготируемых объектов отражается в Расчете среднегодовой стоимости имущества предприятия (приложение 2 к Инструкции N 33) по строке 02000.

При отсутствии раздельного учета для целей обложения налогом на имущество предприятий указанных объектов или нецелевом их использовании стоимость этих объектов подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.


О льготах для протезно-ортопедических
и стоматологических организаций


Пунктом "в" ст.4 Закона N 2030-1 установлено, что налогом на имущество не облагается имущество специализированных протезно-ортопедических организаций.

Согласно п.8 Методических рекомендаций льгота по налогу на имущество предоставляется организациям, специализирующимся только на производстве протезно-ортопедической продукции.

Имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке. Эти организации имеют право на частичную льготу по налогу на имущество предприятий, предусмотренную п."а" ст.5 Закона N 2030-1 в части объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, в соответствии с которой из налоговой базы эти организации вправе исключать медицинское оборудование, инструменты и иные аналогичные объекты, предназначенные для оказания медицинских услуг.


Н.А. Гаврилова,

советник налоговой службы I ранга

из Управления ресурсных платежей МНС России


"Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение