Как получить разрешение на учреждение акцизного склада (Г.Я. Иванова, "Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.)

Как получить разрешение на учреждение акцизного склада


1 июня 2001 г. вступили в силу положения об учреждении акцизных складов. С формальной юридической точки зрения они должны были начать "работать" еще 1 января 2001 г. Однако этого не произошло в первую очередь из-за неподготовленности нормативной базы, необходимой для применения законодательных положений на практике. Во многом это было продиктовано тем, что первым вариантом поправок к вводному закону*(1), принятым Федеральным Собранием в конце прошлого года, учреждение акцизных складов откладывалось до начала лета. Но в последний момент данный законопроект был отклонен Президентом. В результате нормы Налогового кодекса об акцизных складах вступили в силу с 1 января 2001 г., но при этом не была готова нормативная база, необходимая для применения законодательных положений на практике. Поэтому акцизные склады не учреждались.

Вторым вариантом поправок к вводному закону*(2) срок для начала учреждения акцизных складов был опять-таки назначен на начало лета - на 1 июня 2001 г. При этом на сегодняшний день приняты нормативные акты, которые регулируют вопросы их учреждения и работы.

Согласно п.5 ст.197 НК РФ акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми плательщиками акцизов, при наличии соответствующего разрешения, которое выдается территориальными органами МНС России по субъектам Российской Федерации.

Приказом МНС России от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 утверждены Правила приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с получением указанного разрешения.


Назначение акцизных складов


Согласно п.1 ст.196 НК РФ хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режимов налогового склада.

Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее - акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям (п.1 ст.197 НК РФ).

Согласно п.4 ст.197 НК РФ алкогольная продукция, находящаяся под действием режима налогового склада, хранится под контролем сотрудников налоговых органов в специально выделенных и обустроенных помещениях (акцизных складах) до момента ее отгрузки покупателям.


Какие документы представляют для получения разрешения


В соответствии с п.7 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1026 (далее - Правила выдачи разрешений), приказом МНС России от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 (далее - Приказ N БГ-3-31/41), утверждены Правила приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешений на учреждение акцизных складов (далее - Правила приемки и рассмотрения документов).


Документы, подаваемые всеми организациями


Согласно пп.1.2 Правил приемки и рассмотрения документов для получения разрешения на учреждение акцизного склада организация представляет в налоговый орган следующие документы:

- заявление (в двух экземплярах) на выдачу разрешения (отдельно на каждый акцизный склад) по форме, утвержденной Приказом N БГ-3-31/41 (см. приложение N 2 и приложение N 3 к Приказу N БГ-3-31/41);

- документ, подтверждающий согласие администрации (или органа, уполномоченного администрацией) субъекта Российской Федерации по месту нахождения акцизного склада;

- письмо федерального органа исполнительной власти в области статистики, содержащее информацию о включении организации в Единый государственный реестр предприятий и организаций;

- документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля алкогольной продукции. В случае, если указанный контроль у организации-заявителя осуществляется лабораторией в соответствии с заключенным договором, вместе с надлежащим образом заверенной копией этого договора представляется документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) такой лаборатории;

- общий план территории с расположением помещений и площадей, предназначенных для хранения и реализации алкогольной продукции, а также план режимной зоны, приспособленной для стоянки транспортных средств с алкогольной продукцией, находящейся под налоговым контролем, помещений для размещения рабочих мест сотрудников налоговых органов и список работников (с указанием занимаемых должностей), имеющих право доступа на акцизный склад и его территорию, подписанные руководителем организации-заявителя.

При этом, по мнению МНС России, под режимной зоной подразумевается место стоянки для погрузки или разгрузки автотранспорта, используемого при перевозке алкогольной продукции. Отметим, что требований по организации специального ограждения этой зоны ни Правилами выдачи разрешений, ни Правилами приемки и рассмотрения документов не установлено.

Помимо перечисленных документов организация должна представить нотариально заверенные копии:

а) учредительных документов (устава, учредительного договора или других учредительных документов, зарегистрированных в установленном порядке);

б) свидетельства о государственной регистрации организации-заявителя в качестве юридического лица. В случае отсутствия такового орган, рассматривающий заявление на выдачу разрешения, руководствуется данными специальной надписи (штампа), проставленной регистрирующим органом на первой странице (титульном листе) учредительных документов организации-заявителя, свидетельствующей о проведении надлежащим образом государственной регистрации организации-заявителя;

в) документов, устанавливающих право собственности (аренды) организации-заявителя на помещения, находящиеся под режимом налогового склада. Если такие помещения находятся у организации на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, то подаются нотариально заверенные копии документов, подтверждающих эти права.

В качестве нотариально заверенных копий документов, устанавливающих право собственности организации-заявителя на помещения, находящиеся под режимом налогового склада, представляются нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданные соответствующими учреждениями юстиции.

Организация-заявитель, использующая указанные помещения на основании договора аренды, заключенного на срок более одного года, представляет нотариально заверенную копию зарегистрированного в установленном порядке договора аренды с отметкой о его регистрации, а также нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации права аренды на недвижимое имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае если организацией-заявителем заключен договор аренды помещений, находящихся под режимом налогового склада, на срок менее одного года, то ею представляется нотариально заверенная копия этого договора;

г) лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (не подается организациями оптовой торговли алкогольной продукцией). При этом обязательным условием является указание в этой лицензии адреса обособленного подразделения организации-заявителя, предназначенного под акцизный склад;

д) свидетельств о постановке организации-заявителя и ее обособленного подразделения по месту нахождения акцизного склада на налоговый учет.


Документы, подаваемые организациями оптовой торговли


Организации оптовой торговли алкогольной продукцией, помимо вышеперечисленных документов, должны представить также:

- справку налогового органа об отсутствии (наличии) у организации-заявителя просроченной задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней (по форме, приведенной в приложении N 4 к Приказу N БГ-3-31/41);

- справку об обороте алкогольной продукции за год, предшествующий дате подачи заявления о выдаче разрешения (по форме, приведенной в приложении N 5 к Приказу N БГ-3-31/41).

Например, если организация подает заявление о выдаче разрешения 6 июня 2001 г., то справку об обороте алкогольной продукции она должна представить за период с 6 июня 2000 г. по 5 июня 2001 г.

По мнению налоговых органов, под оборотом в данном случае следует понимать объем закупки (или поставки) алкогольной продукции, а также хранения, осуществляемого для сторонних организаций по договору хранения.


Пример

Объем закупки алкогольной продукции у организации А за год составил 10 млн. руб. Эта алкогольная продукция хранилась и впоследствии реализовывалась организацией А. Кроме того, согласно договору, заключенному с организацией Б, организация А хранила в течение года в своих помещениях алкогольную продукцию на общую сумму 6 млн. руб., принадлежащую организации Б.

В данном случае оборот алкогольной продукции за год для организации А составляет 16 млн. руб. (10 млн. руб. + 6 млн. руб.);

- банковскую гарантию (или поручительство банка), обслуживающего организацию-заявителя, по уплате акцизов в сумме 1500 тыс. руб. По мнению МНС России, банковская гарантия (поручительство банка) должна быть выдана в пользу налогового органа по месту постановки на учет организации-заявителя на срок действия разрешения;

- нотариально заверенную копию лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. При этом в данной лицензии обязательно должен быть указан адрес обособленного подразделения организации-заявителя, предназначенного под акцизный склад.


Требования к заполнению представляемых документов


Согласно пп.1.1 Правил приемки и рассмотрения документов при заполнении документов, представляемых для получения разрешения на учреждение акцизного склада, необходимо учитывать следующее:

- все графы должны быть заполнены четко чернилами или с использованием компьютера;

- для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверную информацию, вписать новую информацию, поставить подпись ответственного исполнителя и скрепить эту подпись печатью (штампом) организации, подающей (составляющей) документ;

- заявление о выдаче разрешения должно быть подписано руководителем организации (или замещающим его лицом) и скреплено печатью организации;

- все документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения, должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью органа, выдавшего документ.


Куда подаются документы для получения разрешения


Согласно п.2 Правил выдачи разрешений и пп.1.2 Правил приемки и рассмотрения документов документы представляются:

- организациями - производителями алкогольной продукции, имеющими федеральные лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции, - в МНС России;

- организациями - производителями алкогольной продукции, имеющими соответствующие лицензии, выданные субъектом Российской Федерации, - в Управления МНС России по субъектам Российской Федерации по месту нахождения акцизных складов;

- организациями оптовой торговли алкогольной продукцией, имеющими лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, - в Управления МНС России по субъектам Российской Федерации по месту нахождения акцизных складов.

МНС России разъясняет вопрос получения организациями разрешения на учреждение акцизных складов по месту нахождения их обособленных подразделений следующим образом.

При наличии у организации оптовой торговли алкогольной продукцией обособленного подразделения, осуществляющего оптовую торговлю алкогольной продукцией, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации, заявление о выдаче разрешения на учреждение акцизного склада подается в Управление МНС России по месту нахождения этого обособленного подразделения. Организации - производители алкогольной продукции, имеющие федеральные лицензии, у которых есть обособленные подразделения, производящие алкогольную продукцию, подают заявления о выдаче разрешений на учреждение акцизных складов по месту нахождения этих обособленных подразделений в МНС России.

Заявление о выдаче разрешения со всеми прилагаемыми документами подается в МНС России или Управление представителем организации-заявителя либо направляется в их адрес ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Датой подачи заявления о выдаче разрешения является соответственно дата его фактической подачи или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении (пп.1.3 Правил приемки и рассмотрения документов).


Проверка налоговыми органами документов,
поступивших от организации


Согласно пп.1.4 Правил приемки и рассмотрения документов поступившие от организации-заявителя документы проверяются службами налоговых органов на соответствие перечню, установленному пп.1.2 Правил приемки и рассмотрения документов, и объему, указанному в поданном заявлении.

В случае выявления несоответствия представленных или поступивших по почте документов установленному перечню и (или) объему, указанному в заявлении, документы подлежат возврату с обязательным указанием всех не представленных организацией-заявителем документов.

Возврат поступивших документов осуществляется:

- в день их представления уполномоченному лицу организации-заявителя, представившему документы;

- и (или) документы направляются организации-заявителю по почте по указанному ею адресу в 5-дневный срок со дня их получения по почте с сопроводительным письмом за подписью руководителя структурного подразделения МНС России либо руководителя (заместителя руководителя) Управления соответственно.

Например, если комплект документов, полученных налоговым органом по почте 14 июня 2001 г., неполный (то есть содержит не все документы, перечисленные в пп.1.2 Правил приемки и рассмотрения документов), то он должен быть отправлен организации-заявителю по почте в срок до 20 июня 2001 г. с указанием в письменной форме за подписью руководителя структурного подразделения МНС России (или руководителя (заместителя руководителя) Управления) всех недостающих документов.

При условии соответствия перечня и объема представленных документов описанным выше требованиям один экземпляр поданного заявления с отметкой о приеме документов передается заявителю.


Рассмотрение принятых документов


Согласно пп.1.4 Правил приемки и рассмотрения документов принятые документы подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации*(3) в журнале регистрации поступивших заявлений о выдаче разрешений на учреждение акцизного склада (форма этого журнала приведена в приложении N 6 к Приказу N БГ-3-31/41). Например, если документы были зарегистрированы в журнале 18 июня 2001 г., то они будут рассмотрены в срок с 19 июня 2001 г. по 18 июля 2001 г. включительно.

Стадия рассмотрения документов включает в себя:

а) экспертизу документов на соответствие нормативно-правовым актам;

б) обследование акцизного склада и прилегающей к нему режимной зоны на соответствие обустройства и оборудования склада требованиям, установленным Правилами выдачи разрешений.


Экспертиза


Согласно пп.1.5 Правил приемки и рассмотрения документов экспертизу документов проводят уполномоченные должностные лица структурных подразделений МНС России и Управлений соответственно.


Обследование акцизного склада и режимной зоны


Согласно пп.1.5 Правил приемки и рассмотрения документов обследование акцизного склада осуществляет Управление по месту нахождения акцизного склада или по поручению Управления налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации-заявителя по месту нахождения ее обособленного подразделения, предназначенного под акцизный склад. В случае, если заявление о выдаче разрешения рассматривается МНС России, обследование осуществляется Управлением в установленном порядке в 10-дневный срок с момента получения от МНС России соответствующего поручения.

При обследовании проверяется:

- наличие и техническое состояние приборов для определения подлинности специальных марок;

- наличие компьютерной системы учета движения алкогольной продукции;

- соответствие фактического расположения помещений и площадей, предназначенных для хранения и реализации алкогольной продукции, данным, отраженным в представленном организацией плане, а также наличие режимной зоны, приспособленной для стоянки транспортных средств с алкогольной продукцией, находящейся под налоговым контролем;

- наличие помещения для размещения рабочих мест сотрудников налоговых органов и их оборудование средствами связи и оргтехникой, обеспечивающими сохранность налоговой информации, компьютерной техникой;

- наличие утвержденного руководителем организации списка работников, имеющих право доступа на акцизный склад;

- оснащенность акцизного склада погрузочно-разгрузочными и транспортными средствами, складским оборудованием, средствами связи и оргтехникой, в том числе оборудованием для штрихового кодирования;

- оборудование склада двойным запорным устройством (в случае, если налоговым органом направлено организации-заявителю соответствующее требование);

- обеспечение охраны акцизного склада и пропускного режима.

Результаты обследования оформляются актом (форма акта приведена в приложении N 7 к Приказу N БГ-3-31/41). Акт обследования составляется в двух экземплярах и должен быть подписан должностным лицом налогового органа, осуществившим обследование, а также ответственным лицом организации-заявителя, присутствовавшим при обследовании.

Один экземпляр акта обследования передается в Управление для рассмотрения и подготовки решения о выдаче разрешения или после утверждения руководителем (заместителем руководителя) Управления направляется в МНС России (если обследование осуществлялось в соответствии с поручением МНС России).

При отказе ответственного лица организации-заявителя от подписания акта обследования проверяющим на последней странице акта производится соответствующая запись, заверенная подписью должностного лица налогового органа.


Выдача разрешения на учреждение акцизного склада


Согласно п.8 Правил выдачи разрешений решение о выдаче разрешения на учреждение акцизного склада или об отказе в его выдаче принимается налоговыми органами в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Отметим, что данному положению противоречит пп.1.4 Правил приемки и рассмотрения документов, которым установлено, что срок рассмотрения документов должен составлять 30 дней со дня регистрации. В случае отправки комплекта документов по почте его регистрация может производиться в течение 5 дней со дня получения почтового отправления.

Таким образом, получение налогоплательщиком ответа по результатам рассмотрения его документов может продлиться до 35 дней.

В данном случае, учитывая противоречие между действующими нормативными актами, МНС России занимает сторону налогоплательщика. Оно считает, что срок со дня получения налоговым органом документов и до принятия решения о выдаче разрешения (об отказе в его выдаче) не может превышать 30 дней.

Добавим, что в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы документов этот срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 10 дней.

Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче с указанием причин отказа направляется организации в письменной форме в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения (п.9 Правил выдачи разрешений).

Согласно пп.1.6 Правил приемки и рассмотрения документов разрешение на учреждение акцизного склада оформляется на бланке установленной МНС России формы (форма разрешения приведена в приложении N 20 к Приказу N БГ-3-31/41) и выдается руководителю организации при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя организации-заявителя, или доверенному лицу организации-заявителя при представлении им доверенности на получение разрешения и паспорта.

Факт выдачи разрешения регистрируется в журнале выданных разрешений (форма журнала приведена в приложении N 8 к Приказу N БГ-3-31/41). Право на осуществление хранения и реализации алкогольной продукции на территории помещений, предназначенных под акцизный склад, возникает у организации-заявителя с момента выдачи разрешения на учреждение акцизного склада.


Г.Я. Иванова,

советник налоговой службы I ранга


"Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

*(2) Федеральный закон от 24.03.2001 N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

*(3) Регистрация документов осуществляется в день их представления либо в течение пяти дней с даты получения почтового отправления.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение