Анализ нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, в частности, инструкции по применению Плана счетов и Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, показал, что целевое финансирование коммерческих организаций рассматривается в основном как доходы организации, связанные с увеличением экономических выгод в результате поступления активов, приводящие к увеличению капитала организации.
Учет операций по целевому финансированию капитального строительства
Организации, перешедшие с 01.01.01 на новый План счетов, учитывают средства целевого финансирования в зависимости от характера их использования. Средства целевого финансирования могут быть предоставлены:
- на безвозвратной основе;
- в виде инвестиционных средств;
- в качестве долевого участия в строительстве с передачей объекта основных средств инвестору.
Средства целевого финансирования, полученные от юридических и физических лиц на безвозвратной основе, рассматриваются как безвозмездно полученные по договору дарения и отражаются:
Д-т сч.51 "Расчетные счета",
К-т сч.86 "Целевое финансирование"
на сумму полученных средств.
Признание полученных средств как доходов будущих периодов отражается:
Д-т сч.86 "Целевое финансирование",
К-т сч.98 "Доходы будущих периодов".
В бухгалтерской отчетности (ф.N 1) полученные средства отражаются по группе статей "Доходы будущих периодов".
После окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию (Д-т сч.01, К-т сч.08) по мере начисления амортизационных отчислений доходы будущих периодов признаются как внереализационные доходы (п.8 ПБУ 9/99). При этом величина внереализационного дохода признается равной сумме начисленной амортизации. В бухгалтерском учете организации-застройщика составляются записи:
Д-т сч.20 "Основное производство",
К-т сч.02 "Амортизация основных средств"
и одновременно
Д-т сч.98 "Доходы будущих периодов",
К-т сч.91-1 "Прочие доходы".
При получении средств целевого финансирования в виде инвестиционных средств при приобретении организации на аукционе по конкурсу их использование отражается:
Д-т сч.86 "Целевое финансирование",
К-т сч.83 "Добавочный капитал".
При получении средств целевого финансирования в качестве долевого участия в строительстве, когда по окончании строительства отдельный объект строительства передается организации (или физическому лицу), осуществившей финансирование, организация-застройщик признает получение средств как возникновение обязательства, а не целевого финансирования и производит следующие записи:
Д-т сч.51 "Расчетные счета",
К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Исходя из принципов формирования показателей бухгалтерского баланса (п.19 ПБУ 4/99) активы и обязательства подразделяются в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. В случае, если передача объекта или доли построенного объекта будет произведена более чем через 12 месяцев после отчетной даты, обязательства перед инвесторами подлежат отражению в составе долгосрочных обязательств (раздел IV ф.N 1) с раскрытием информации в пояснительной записке. Если срок погашения обязательств не более 12 месяцев после отчетной даты, то они показываются в составе краткосрочных (раздел V ф.N 1).
По окончании строительства и передаче инвесторам объектов или их долей в долевой собственности на объект составляется запись:
Д-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств".
Организации-дольщики имеют право учитывать долевую собственность в объекте общей собственности как объект основных средств. Таким образом, с 01.01.01 организации, перешедшие на новый План счетов, имеют право учитывать приобретенные квартиры в объектах жилого фонда в составе основных средств на счете 01 "Основные средства" в соответствующей доле. При этом составляются записи:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредитора-ми"
и одновременно
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы".
Учет операций государственной помощи
Существенные изменения в методологию учета целевого финансирования коммерческих организаций внесены Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, в котором установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о полученной и использованной государственной помощи.
Государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:
субвенций (бюджетные средства, предоставляемые на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе);
субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов);
бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
прочих форм.
При учете государственной помощи отражаются:
- принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету;
- операции по списанию бюджетных средств со счета целевого финансирования;
- операции по возврату средств бюджету.
Принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету
Согласно п.7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования. При этом необходимо соблюдение двух условий:
во-первых, наличие уверенности в том, что организация выполнит условия предоставления бюджетных средств;
во-вторых, наличие уверенности, что указанные средства организация получит.
Подтверждением выполнения первого условия служат заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, наличие технико-экономического обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.
Подтверждением выполнения второго условия могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов.
Только при обязательном соблюдении этих условий возникает необходимость отражения в учете бюджетных средств. При этом, как определено п.15 ПБУ 13/2000, порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа их предоставления (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
Принятие бюджетных средств к учету отражается с помощью двух методов учета (табл. 3).
Таблица 3
Метод начисления (допущения времен- ной определенности фактов хозяйст- венной деятельности) |
Метод признания бюджетных средств по мере фактического получения |
1. Отражается задолженность по це- левому бюджетному финансированию: Д-т сч.76 "Расчеты с разными деби- торами и кредиторами", К-т сч.86 "Целевое финансирование" |
1. Отражается сумма фактически по- ступивших денежных средств: Д-т сч.51 "Расчетные счета", К-т сч.86 "Целевое финансирование" |
2. Отражаются средства по мере их фактического получения организаци- ей: предоставленные бюджетом денежные средства: Д-т сч.51 "Расчетные счета", К-т сч.76 "Расчеты с разными деби- торами и кредиторами"; поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств: Д-т сч.07 "Оборудование к установ- ке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Това- ры", К-т сч.76 "Расчеты с разными деби- торами и кредиторами" |
2. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств: Д-т сч.07 "Оборудование к установ- ке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", К-т сч.86 "Целевое финансирование" |
Ресурсы (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество) принимаются к учету по стоимости, определяемой организацией исходя из цены, которая в сравнимых обстоятельствах обычно используется для определения стоимости таких же или аналогичных активов. Это положение оценки вытекает из правил ранее принятых нормативных документов.
Списание бюджетных средств со счета целевого финансирования
Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. При этом списание производится систематически, а порядок списания зависит от того, для каких целей были предоставлены бюджетные средства (табл. 4).
Таблица 4
Цели предос- тавления бюд- жетных средств |
Порядок списания бюд- жетных средств |
Бухгалтерские записи |
1.Финансирова- ние капиталь- ных расходов |
Списание производится: на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации; в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборот- ных активов, не подле- жащих амортизации сог- ласно действующим пра- вилам |
1. Введение объекта в эксплуа- тацию: Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеобо- ротные активы" и одновременно Д-т сч.86 "Целевое финансирова- ние", К-т сч.98 "Доходы будущих перио- дов", субсч.2 "Безвозмездные по- ступления". 2. В течение срока полезного использования ежемесячно начис- ляется амортизация: Д-т сч.20 "Основное производст- во", К-т сч.02 "Амортизация основных средств" и одновременно Д-т сч.98-2 "Безвозмездные пос- тупления", К-т сч.91-1 "Прочие доходы". Внереализационные доходы призна- ются в сумме, равной начисленной амортизации. 3. В случае приобретения объек- тов внеоборотных активов, по ко- торым амортизация не начисляется (перечень таких объектов приве- ден в п.48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгал- терской отчетности и п.4.1 ПБУ 6/97), списание средств со счета 98 "Доходы будущих перио- дов" на внереализационные доходы осуществляется в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления бюджетных средств |
2.Финансирова- ние текущих расходов |
Списание производится в периоды признания рас- ходов, на финансирова- ние которых они предос- тавлены |
1. Принятие материальных цен- ностей к учету: Д-т сч.10 "Материалы", К-т сч.60 "Расчеты с поставщика- ми и подрядчиками". 2. Оплата поставщикам за мате- риалы: Д-т сч.60 "Расчеты с поставщика- ми и подрядчиками", К-т сч.51 "Расчетные счета" и одновременно Д-т сч.86 "Целевое финансирова- ние", К-т сч.98-2 "Безвозмездные пос- тупления". 3. Отпуск материалов в произ- водство: Д-т сч.20 "Основное производст- во", К-т сч.10 "Материалы". 4. Начисление оплаты труда: Д-т сч.20 "Основное производст- во", К-т сч.70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и одновременно Д-т сч.98-2 "Безвозмездные пос- тупления", К-т сч.91-1 "Прочие доходы" |
3.Финансирова- ние расходов, понесенных ор- ганизацией в предыдущие от- четные периоды |
В этом случае суммы бюджетных средств отра- жаются как возникнове- ние задолженности по таким средствам и уве- личение внереализацион- ных доходов организации |
Фактическое получение денежных средств: Д-т сч.51 "Расчетные счета", К-т сч.76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и одновременно Д-т сч.76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", К-т сч.91-1 "Прочие доходы" |
Суммы бюджетных средств, признанные в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно (п.21 ПБУ 13/2000).
В случае, если коммерческая организация фактически получила бюджетные средства, но у нее нет достаточной уверенности в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, в учете отражается возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т. п.:
Д-т сч.51 "Расчетные счета",
К-т сч.86 "Целевое финансирование".
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.
Учет операций по возврату средств бюджету
Иногда возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна вернуть средства, полученные в качестве государственной помощи (использование бюджетных средств не по назначению, нарушение сроков использования и т.д.). Возврат бюджетных средств отражается в зависимости от срока получения этих средств.
Отражение возврата бюджетных средств, полученных и возвращаемых в одном отчетном году. Исправительные записи составляются методом "сторно", при этом необходимо восстановить полученные бюджетные средства, признанные в составе доходов будущих периодов, а в случае, если часть средств бюджетного финансирования была отнесена на внереализационные доходы, то эти записи также сторнируются:
Д-т сч.86 "Целевое финансирование",
К-т сч.98-2 "Безвозмездные поступления";
Д-т сч.98-2 "Безвозмездные поступления",
К-т сч.91-1 "Прочие доходы";
Д-т сч.86 "Целевое финансирование",
К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
отражается задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
К-т сч.51 "Расчетные счета"
возвращены бюджетные средства.
Отражение возврата бюджетных средств, полученных в качестве государственной помощи в предыдущие годы. Порядок отражения этих операций зависит от целевого назначения полученных бюджетных средств.
В случае, если бюджетные средства были предоставлены на финансирование капитальных расходов:
Д-т сч.86 "Целевое финансирование",
К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
отражается задолженность перед бюджетом по возврату средств.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году (п.21 ПБУ 13/2000):
Д-т сч.91-2 "Прочие расходы",
К-т сч.86 "Целевое финансирование"
на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена и признана как внереализационный доход;
Д-т сч.98-2 "Безвозмездные поступления",
К-т сч.86 "Целевое финансирование"
на сумму несписанных доходов будущих периодов;
Д-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
К-т сч.51 "Расчетные счета"
возвращены бюджетные средства.
В случае, если бюджетные средства были получены на финансирование текущих расходов:
Д-т сч.86 "Целевое финансирование",
К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
отражается задолженность по возврату бюджетных средств.
При этом, когда сумма, подлежащая возврату, превышает остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует, то производится запись:
Д-т сч.91-2 "Прочие расходы",
К-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
уменьшается финансовый результат (убыток прошлых лет).
Отражение средств государственной помощи в отчетности
Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства" (п.20 ПБУ 13/2000).
В бухгалтерской отчетности, в частности, в пояснительной записке, раскрывается, как минимум, следующая информация о государственной помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация получает экономические выгоды;
невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Таким образом, в учете коммерческих организаций для формирования информации по целевому финансированию и составлению бухгалтерской отчетности в зависимости от источников его получения могут использоваться субсчета:
86-1 "Целевое финансирование капитальных вложений на безвозмездной основе",
86-2 "Целевое финансирование по инвестиционным средствам",
86-3 "Целевое финансирование из бюджета на финансирование капитальных расходов",
86-4 "Целевое финансирование из бюджета на текущие расходы".