Вопрос: Каковы налоговые последствия предоставления покупателям скидок в зависимости от объема товарной партии и условий платежа? ("Бухгалтерский учет", N 9, май 2001 г.)

Каковы налоговые последствия предоставления покупателям скидок в зависимости от объема товарной партии и условий платежа?


В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного периода.

В соответствии с п.3-4 ст.40 НК РФ по результатам контроля налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов и пени только в тех случаях, если докажет, что фактически примененные налогоплательщиком цены были более чем на 20% ниже, чем рыночные цены на товары, реализуемые другими предприятиями на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (т.е. реализуемых такими же партиями со сходными условиями платежа).

При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены в соответствии с п.10 ст.40 НК РФ по результатам контроля налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов и пени в тех случаях, если докажет, что фактически примененные налогоплательщиком цены были более чем на 20% ниже, чем рыночные цены на товары, определяемые методом цены последующей реализации или как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли (рентабельности).

Таким образом, в соответствии со ст.40 НК РФ основным условием доначисления налогов и пени является фактическая реализация организацией товаров по цене на 20 и более процентов ниже рыночной. При этом значение имеет только фактическая цена реализации, а не метод ее получения.

Пунктом 3 ст.40 НК РФ предусматривается, что при определении рыночной цены должны учитываться скидки, вызванные маркетинговой политикой организации.

По нашему мнению, налогоплательщик для обоснования уровня рыночных цен (с учетом предоставляемых скидок) сможет использовать положения п.3 ст.40 НК РФ, если его внутрифирменными плановыми и отчетными документами будет доказано, что применяемая маркетинговая (а в ее составе и ценовая) политика способствует увеличению объема продаж и соответственно росту общей массы прибыли предприятия в планируемом (отчетном) периоде (иными словами, если будет показано, что такая политика в стратегическом плане ведет не к снижению, а к увеличению налоговых платежей предприятия).


Р.П. Булыга,

кандидат экономических наук,

генеральный директор аудиторской фирмы ЗАО"ЮНИФИН Лтд"


С.Е. Комаров,

заместитель генерального директора аудиторской фирмы ЗАО"ЮНИФИН Лтд"


Н.Д. Ульянов,

менеджер аудиторской фирмы ЗАО"ЮНИФИН Лтд"


1 мая 2001 г.


"Бухгалтерский учет", N 9, май 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.