Интервью с С.Д. Шаталовым, первым заместителем министра финансов Российской Федерации ("Финансовая газета", N 32, август 2001 г.)

Интервью с С.Д. Шаталовым, первым заместителем министра финансов
Российской Федерации


Вопросы налогообложения вызывают неизменный интерес у читателей "Финансовой газеты". Редакция обратилась с просьбой к первому заместителю министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталову ответить на вопросы нашего корреспондента о том, какие принципиальные изменения в налогообложении ожидаются с 1 января 2002 г.


Сергей Дмитриевич, что ожидается в системе налогов и сборов с 1 января 2002 г.?


Государственная Дума Федерального Собрания приняла и Совет Федерации одобрил целый пакет налоговых законов, важных для формирования бюджета следующего года. Приняты две новые главы Налогового кодекса Российской Федерации: глава 25 "Налог на прибыль организаций" и глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых". Кроме того, были внесены поправки в главу 22 НК РФ "Акцизы", проиндексированы ставки платы за пользование водными объектами.

Принятие глав 25 и 26 НК РФ повлекло внесение серии изменений и в другие законодательные акты, с тем чтобы привести их в соответствие с новыми правилами налогообложения, которые будут действовать с 1 января следующего года.


Какие изменения в налогообложении прибыли организаций ждут нас в ближайшее время?


Наиболее приоритетным для Правительства был законопроект о налоге на прибыль организаций. Существующий Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устарел и уже не соответствует потребностям времени. Наконец, от обсуждения того, что нужно было бы сделать, мы перешли к практической реализации идей и радикальной модернизации налога. Данная глава будет введена в действие с 1 января 2002 г. Рождалась она очень трудно. Первые ее версии появились несколько лет назад, очередная версия - весной прошлого года. Но одновременно было разработано несколько вариантов, а в итоге в начале этого года депутатами Государственной Думы была внесена на обсуждение версия, согласованная с Правительством Российской Федерации, в подготовке которой активное участие принимало и бизнес-сообщество. Это происходило главным образом в рамках образованного при Правительстве Российской Федерации Совета по предпринимательству, который возглавляет М.Касьянов. Процесс обсуждения занял несколько месяцев. Но даже тот вариант, который был согласован и внесен на обсуждение Государственной Думы, претерпел радикальные изменения. Самое интересное и, может быть, неожиданное для тех, кто начинал работу над этим законопроектом, состоит в том, что в нем отменяются практически все льготы, а ставка налога снижается с 35 до 24%. И хотя это решение полностью соответствует стратегии Правительства Российской Федерации, никто не предполагал, что это возможно сделать так быстро. Ожидалось, что к этому мы будем идти долго и тяжело, в течение многих лет, поскольку отменять налоговые льготы всегда гораздо сложнее, чем давать их. Как показывает международный опыт, подобные льготы практически вечны. Россия - одно из немногих государств, которому удалось сделать решительный шаг в данном направлении. Только после того, как Государственная Дума, ее Бюджетный комитет вместе с Правительством буквально завязли в обсуждении льгот и когда количество этих льгот стало не уменьшаться, а даже увеличиваться, а возможные потери бюджетов разного уровня из-за принятия новых льгот превзошли все разумные пределы, Правительство предложило вообще отказаться от налоговых льгот и резко снизить ставку налога. Это решение было поддержано, причем поддержано, по сути, всеми фракциями. Дальнейшие баталии свелись к обсуждению налоговой ставки. Результатом компромисса стали: базовая ставка в размере 24% и право регионов снижать ее, но не более чем до 20%.

Правительство последовательно проводит налоговую реформу, важнейшим элементом которой является общее снижение налоговой нагрузки. Так, в результате решений, принятых в прошлом году, налоги уменьшились примерно на 3% ВВП. За счет модификации налога на прибыль предполагалось снизить налоговое бремя еще на 1% ВВП, что составляет около 100 млрд руб. в расчете на 2002 г. По оценкам Минфина России, которые в целом совпадают с оценками экспертов Государственной Думы, фактическое снижение поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет после вступления в силу главы 25 НК РФ составит около 134 млрд руб. При этом выпадающие доходы распределятся примерно поровну между федеральным и территориальными бюджетами. Примерно 66 млрд руб. недополучит федеральный бюджет и около 68 млрд руб. - территориальные бюджеты. Безусловно, при этом возникнут определенные проблемы с формированием бюджета 2002 г. Мы должны реально оценивать ситуацию и констатировать, что сейчас, в условиях проведения налоговой реформы, мы не можем позволить себе многие расходы. Тем не менее Правительство позитивно оценивает это решение, поскольку его можно рассматривать и как инвестиции со стороны государства. Пусть не прямые, но это те деньги, которые остаются в распоряжении налогоплательщиков, и мы очень рассчитываем на то, что они пойдут на модернизацию экономики, от чего выиграет все общество.

Хотелось бы отметить, что, хотя отмена льгот по налогу на прибыль и снижение налоговой ставки очень важны, этим не исчерпываются все позитивные моменты. Не менее важно то, что, наконец-то, налогоплательщики получат возможность при определении налоговой базы вычитать все затраты, связанные с ведением бизнеса. Отменяются практически все ограничения и нормативы, существующие в настоящее время. Достаточно, чтобы эти расходы были обоснованными и документально подтвержденными. На основании этих двух критериев принимается решение о возможности вычета указанных расходов. Тем самым фактически полностью выводятся из-под налогообложения затраты на уплату процентов по привлеченным средствам, снимаются ограничения на расходы на рекламу, обучение персонала, страхование, на НИОКР. Практически все затраты, связанные с разведкой и освоением месторождений полезных ископаемых, будут приниматься к вычету.

Совершенствуется и амортизационная политика. Напомним, что первоначальное предложение Правительства состояло в том, чтобы выделить несколько амортизационных групп, определить суммарный баланс каждой из этих групп и в отношении всего того имущества, которое попадает в ту или иную группу, амортизировать его не пообъектно, а в составе пула, предусматривая при этом ускоренную нелинейную амортизацию. Это предложение в итоге не прошло. Мы сохранили пообъектную амортизацию, но налогоплательщик получил возможность выбора: либо линейная, либо нелинейная амортизация. Однако в любом случае она будет ускоренной по сравнению с существующей, поскольку нормы амортизации увеличились. При этом, конечно, отменяется инвестиционная льгота, о которой так много говорили. Но отмена льготы, на наш взгляд, полностью компенсируется как новыми правилами определения налоговой базы, так и резким снижением налоговой ставки.

Более либеральным стал порядок переноса убытков на будущее, теперь вместо 5 лет прошлые убытки могут переноситься на будущие прибыли в течение 10 лет. Кроме того, снимается требование, чтобы убытки, полученные в предыдущие годы, переносились на последующие прибыльные годы равными долями. Отныне график переноса убытков выбирает сам налогоплательщик, и, если прибыли следующего года достаточно, он имеет право погасить убытки предыдущих лет даже в течение одного года, уменьшив соответственно прибыль текущего года. Существенно, что содержание главы 25 в 10-12 раз по объему больше, чем Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Глава 25 является фактически законом прямого действия. С ее введением, естественно, будут отменены все постановления Правительства, которые касаются порядка определения себестоимости, отнесения на нее тех или иных затрат. Кроме того, в принятой главе 25 впервые в российском налоговом законодательстве установлены правила налогообложения для многих случаев или даже институтов, которые в настоящее время никак не регламентируются на уровне закона. Так, впервые на уровне закона урегулированы многие вопросы, связанные с обращением ценных бумаг и иных финансовых инструментов срочных сделок, описаны различные аспекты налогообложения применительно к реорганизации, ликвидации, уступке права требования и многим другим очень важным вопросам.


Предполагается ли внести с 1 января 2002 г. изменения в действующую систему налогообложения, применяемую в отношении пользователей природными ресурсами?


Безусловно. Вторым не менее важным шагом стало принятие главы 26 НК РФ "О налоге на добычу полезных ископаемых". Новый налог вводится взамен сразу трех налогов. Отменяются акцизы на сырую нефть, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за добычу полезных ископаемых. Одновременно вносятся поправки в Закон "О недрах", для того чтобы привести его в соответствие с вводимыми новациями. В частности, разграничены разнообразные платежи за пользование природными ресурсами: часть из них отнесена к налоговым платежам, которые регулируются теперь налогом на добычу полезных ископаемых, другие остались в рамках гражданских правоотношений, не признаются налоговыми и будут регулироваться, а соответственно администрироваться и взыскиваться уже в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона "О недрах". К таким неналоговым платежам относятся, например, всевозможные бонусы, плата за участие в аукционах, платежи за горно-геологическую информацию, ренталс.

Глава 26 НК РФ тоже формировалась мучительно трудно, в сложном диалоге с представителями нефтяного комплекса (около 85% всех платежей за пользование природными ресурсами платят нефтяные и газовые компании). Изначально задача ставилась так, чтобы сбалансировать интересы государства и нефтяных компаний. Такой компромисс был найден, он же явился первым шагом на пути реализации сформированных в президентском послании требований о переориентации налогообложения в пользовании природными ресурсами на рентные принципы.

Для нефтяников важны стабильные, понятные условия, при которых они могли бы прогнозировать свою экономическую деятельность. Нефтяники в последние годы сильно продвинулись в организации бизнеса, заработали большие деньги, вложили огромные средства в нефтедобычу. По оценке как нефтяников, так и Правительства, можно ожидать, что инвестиции в нефтяную отрасль в 2001 г. составят примерно 8-10 млрд долл. США. Это значительные суммы, и мы не хотели бы подрывать этот процесс. Для успешной деятельности компаниям стратегически важно знать предельный уровень налоговых изъятий. Чтобы обеспечить понятные и стабильные правила, параллельно с принятием главы 26 было принято решение об установлении предельных размеров экспортной пошлины в зависимости от цен на мировом рынке, а также решены некоторые другие вопросы.

Государство заинтересовано в том, чтобы в полном объеме получать справедливо установленные налоги, не допуская использования внутрикорпоративных цен, позволяющих нефтяным компаниям снижать свои налоговые обязательства. Подобной проблемы не существует для газовой отрасли, где используются регулируемые государственные цены на внутреннем рынке.

На ближайшие три года установлена специфическая (в рублях за тонну) ставка налога на добычу нефти. Ставка сконструирована таким образом, что автоматически отслеживает два важнейших для налогообложения фактора: цены на мировом рынке на нефть и динамику изменения курса рубля по отношению к доллару. В тех случаях, когда цены на нефть марки Urals на мировом рынке будут меньше 8 долл. за баррель, государство не будет взимать налог на добычу полезных ископаемых. Тем самым государство берет на себя риски, связанные с падением цен на мировом рынке. С ростом цен налог начинает увеличиваться, но все-таки остается сравнительно небольшим. Однако, если цены на нефть будут выше 18 долл. за баррель, государство начнет взимать налог в значительно большем объеме по сравнению с тем, что оно получает сегодня. Другими словами, при высоких ценах нефтяники платят дополнительные налоги, а при низких - государство фактически страхует нефтяников. Такой механизм с использованием специфических ставок налога снимает, по крайней мере, на ближайшие 3 года вопрос внутрикорпоративных цен, а в настоящее время - это одна из самых сложных проблем.


Будут ли внесены изменения в порядок уплаты акцизов и платежей за пользование водными объектами?


Специфические ставки акцизов были проиндексированы с учетом инфляции на 12%. Платежи же за пользование водными объектами также проиндексированы в среднем в 2 раза, по некоторым позициям, например в гидроэнергетике, - примерно в 4 раза. Данные платежи были введены в 1997 г. и с тех пор не индексировались. За это время многое изменилось, поэтому возникла необходимость внести соответствующие корректировки.


Будут ли внесены изменения в порядок налогообложения доходов физических лиц?


Хотелось бы подчеркнуть, что 13%-ная ставка налога на доходы физических лиц, которая существует в настоящее время, - это надолго, и менять ее никто не собирается. Не планируется и других существенных изменений. Вместе с тем некоторые уточнения и изменения вполне возможны. Например, сейчас мы с ФКЦБ России обсудили некоторые уточнения по этому налогу, которые, вполне возможно, могут быть введены в действие в следующем году. Эти уточнения направлены на то, чтобы через налоговое законодательство стимулировать налогоплательщиков к инвестициям. Идея состоит в следующем. После того как государство определит некоторые приоритетные отрасли экономики, налогоплательщики получат возможность не платить налог на доходы с тех средств, которые были ими заработаны и направлены на инвестиции именно в эти приоритетные отрасли.


Какие это будут инвестиции, какие инструменты при этом будут использованы?


Скорее всего, это будут корпоративные акции либо облигации, т.е. речь идет прежде всего о ценных бумагах. Если это будут долгосрочные вложения (предполагаем, что минимальный срок составит 5 лет), то налог с того дохода, который был инвестирован в ценные бумаги, будет уплачиваться только после истечения 5 лет, причем по той ставке, которая действовала в момент инвестирования. 13% - это гарантировано при всех гипотетических и потенциальных изменениях. Доход же, полученный в результате инвестирования, будет облагаться по значительно более низкой ставке, думаю, порядка 5-7%. В настоящее время соответствующая концепция дорабатывается и к концу года будет внесена на рассмотрение в Государственную Думу. Других значительных изменений по налогу на доходы физических лиц мы не планируем в ближайшее время.

Замечу, что планируется облегчить доступ к регрессивной шкале обложения по единому социальному налогу. В сентябре Правительство будет рассматривать законопроект, который решит этот и некоторые другие вопросы.


Какие именно?


В связи с тем, что с 1 января 2001 г. введены новые налоги и срок их применения насчитывает полгода, уже обозначились некоторые проблемы, например связанные с налогообложением благотворительных организаций, которые осуществляют выплаты в пользу третьих лиц и сейчас формально подпадают под налогообложение, что, безусловно, неразумно и несправедливо. Это надо исправлять.

Необходимо также решать вопросы, связанные с тем, что мы резко снизили ставку налога на прибыль - до 24%. А ЕСН сконструирован таким образом, что те выплаты работодателей в пользу работников или третьих лиц, которые осуществляются за счет чистой прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль, не подлежат обложению ЕСН. Когда ставка налога на прибыль составляла 35%, а ставка ЕСН 35,6%, то существовало определенное равновесие, теперь оно нарушено. И это означает, что работодатель будет размышлять о том, каким образом минимизировать заработную плату. Существует опасность, что некоторые предприятия формально минимизируют заработную плату и будут оказывать работникам материальную помощь за счет чистой прибыли, существенно экономя при этом на налогах. Решать эту проблему можно двумя путями. Во-первых, снизить ставку ЕСН, что, по-видимому, в настоящее время позволить себе нельзя, потому что мы не можем рисковать пенсионными выплатами. Поэтому, если такое снижение будет, оно будет очень незначительным. Более перспективно облегчение доступа к регрессивной шкале налогообложения. Во-вторых, изменить те правила, которые касаются указанных особенностей налогообложения выплат за счет чистой прибыли. Над этим вопросом мы сейчас работаем, и, думаю, что осенью будем вносить свои предложения на обсуждение.


"Финансовая газета", N 32, август 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.