Бухгалтерский учет у интернет-провайдера (Л. Злобина, "Финансовая газета", N 32, 33, август 2001 г.)

Бухгалтерский учет у интернет-провайдера


Доступ к сети Интернет может осуществляться через выделенные каналы связи или предоставляться по требованию клиента в любой момент времени (если это не противоречит условиям заключенного договора) посредством инициализации клиента через телефонную сеть общего пользования. Для защиты права доступа пользователя в случае соединения через телефонную сеть общего пользования применяется система идентификации: при подключении к сети через сервер провайдера у пользователя запрашиваются имя и пароль, известные только ему.

Провайдер кроме непосредственного доступа к сети Интернет также может оказывать услуги:

электронной почты;

по передаче голосовых сообщений в режиме реального времени;

по предоставлению web-ресурсов и др.

Все эти услуги могут предоставляться отдельно от непосредственного доступа к сети.

Следует отметить, что организации, предоставляя услуги доступа к Интернету (Интернет-провайдера), для упрощения взаимоотношений с клиентами далеко не всегда прибегают к заключению договоров на предоставление услуг в обычном бумажном виде. В ряде случаев подтверждением вступления в договорные правоотношения является согласие клиента с условиями провайдера в электронном виде. Для того чтобы договор такого вида можно было считать юридически заключенным, программное обеспечение провайдера, как и все оборудование, служащее для передачи данных, подлежит обязательной сертификации, и на их использование выдается разрешение органов Госсвязьнадзора России.

Основным документом, регулирующим правовые аспекты в области связи, является Федеральный закон от 16.02.95 г. N 15-ФЗ "О связи". В соответствии с положениями этого Закона Интернет-провайдеры являются операторами связи, и их деятельность подлежит обязательному лицензированию. В настоящее время действует Положение о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.94 г. N 642.

В соответствии с этим Положением для получения лицензии должны быть представлены:

заявление по форме, устанавливаемой Минсвязи России;

копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов, заверенные в установленном порядке;

в случае предполагаемого использования оборудования, принадлежащего другому лицу, - подтверждение аренды (использования) этого оборудования (в виде договора или его копии, заверенной в установленном порядке).

За выдачу лицензии взимается плата в размере, устанавливаемом Минсвязи России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России. Действующим документом, регулирующим размер платы, является положение "О порядке внесения и размерах платы за оформление лицензий в области связи в Российской Федерации", которое было зарегистрировано Минюстом России 12.05.95 г. за N 854. Этот документ устанавливает размер платы за оформление лицензии на предоставление услуг передачи данных и для телематических служб в 40 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Также предусматривается пропорциональное увеличение платы за выдачу лицензии при намерении осуществлять деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Однако с 25 сентября 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.10.95 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который предусматривает размер платы за получение лицензии не выше 10 МРОТ и возможность осуществления деятельности, на которую федеральными органами государственной власти выдана лицензия, на всей территории Российской Федерации. Срок выдачи лицензии может быть установлен от 3 до 10 лет.

Заявление о продлении срока действия лицензии подается не позже чем за 30 дней до истечения срока ее действия по форме, устанавливаемой Минсвязи России, вместе с актом проверки лицензируемой деятельности органами государственного надзора за связью в Российской Федерации.


Пример. Организация получила лицензию на предоставление телематических услуг и услуг по передаче данных сроком действия 5 лет. В бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 31, Кредит 76 - 1320 руб., оплачен лицензионный сбор.

Ежемесячно в течение 5 лет стоимость лицензии будет списываться на затраты в размере 1320 : 5 : 12 = 22 руб. с записью в бухгалтерском учете:

Дебет 20, Кредит 05 - 22 руб., списана часть стоимости лицензии.


Особенности формирования состава затрат


Оборудование и программное обеспечение, находящиеся в эксплуатации у Интернет-провайдера, подлежат обязательной сертификации на соответствие действующим стандартам, иным нормам и техническим требованиям (ст.16 Закона N 15-ФЗ). Перед началом деятельности организация-провайдер должна получить разрешение органов Госсвязьнадзора России, проверяющих наличие и подлинность сертификатов на оборудование провайдера. В случае приобретения провайдером оборудования за рубежом предприятию приходится оплачивать расходы по признанию сертификата государства-изготовителя или по новой сертификации в случае отказа сертифицирующего органа признать предоставленный сертификат.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, фактические затраты, связанные с приобретением и сооружением основных средств, относятся на их первоначальную стоимость. Следовательно, затраты на сертификацию оборудования увеличивают его стоимость через списание со счета капитальных вложений.

Кроме выдачи разрешения на осуществление деятельности органы Госсвязьнадзора осуществляют постоянное инспектирование предприятий связи на предмет соответствия услуг и применяемого оборудования существующим стандартам. Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции. Следовательно, оплата работ Госсвязьнадзора России по регистрации, надзору и контролю отражается на производственных счетах и увеличивает себестоимость продукции.


Пример. Организация получила лицензию на предоставление услуг по передаче данных. Для предоставления услуг Интернет-провайдера было приобретено оборудование импортного производства на сумму 150 000 руб., оплачены услуги по подтверждению сертификата, выданного в государстве предприятия-изготовителя, органам Системы сертификации технических средств связи в размере 12 000 руб., проведено инспектирование органами Госсвязьнадзора России с целью подтверждения качества предоставляемых услуг и предоставлен счет-фактура на проведенные работы на сумму 6000 руб. По этим фактам хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете предприятия должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 60, Кредит 51 - 150 000 руб., оплачено оборудование,

Дебет 08, Кредит 60 - 125 000 руб., принято оборудование к установке,

Дебет 19, Кредит 60 - 25 000 руб., начислен НДС,

Дебет 08, Кредит 76 - 10 000 руб., отнесены затраты на подтверждение сертификата,

Дебет 19, Кредит 76 - 2000 руб., начислен НДС с работ по подтверждению сертификата,

Дебет 76, Кредит 51 - оплачены работы по подтверждению сертификата,

Дебет 01, Кредит 08 - 135 000 руб., принято оборудование в эксплуатацию,

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 27 000 руб., предъявлен НДС к зачету,

Дебет 20, Кредит 60 - 5000 руб., произведены работы Госсвязьнадзора России по инспектированию,

Дебет 19, Кредит 60 - 1000 руб., отражен НДС по этим работам,

Дебет 60, Кредит 51 - оплачены работы по инспектированию,

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - НДС предъявлен к зачету.


Расчеты с поставщиками - операторами связи


Исходя из технологических аспектов деятельности предоставления доступа к Интернету организациям-провайдерам приходится прибегать к услугам других операторов связи, к которым можно отнести собственников крупных Интернет-узлов (их в данный момент в России действует весьма ограниченное количество ввиду высокой капиталоемкости) и собственников средств электрической связи (владельцев телефонных сетей).

С собственниками Интернет-узлов обычно заключается договор, предусматривающий непрерывное и бесперебойное предоставление доступа к информационному потоку от точки подключения к Интернет-узлу с соблюдением оговариваемых технических характеристик.

Следует отметить, что, как правило, непосредственно Интернет-провайдер не располагает в полном объеме всеми основными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. В числе необходимого оборудования, приобретение которого требует больших капитальных затрат и которое поэтому не всегда целесообразно приобретать как основное средство, необходимо выделить:

каналы связи с глобальными системами передачи данных, которые необходимы для непосредственного доступа к Интернет-узлу самого провайдера;

средства электросвязи - телефонные линии (порты), потоки или другие средства, с помощью которых провайдер может непосредственно взаимодействовать с потребителем.

Указанные основные средства могут приниматься к учету на основании договора аренды, но на практике чаще заключается договор на предоставление услуг другими операторами связи провайдеру. Этот договор предусматривает предоставление услуг по передаче данных и выполнению других технологических функций оборудованием с перечнем обязательных технических характеристик, которые необходимы для соблюдения. Как правило, организация - поставщик таких услуг обязуется в полном объеме обеспечить бесперебойное функционирование оборудования, его эксплуатационное и профилактическое обслуживание.

Стоимость указанных услуг и услуг по подключению к Интернет-узлу обычно определяется как абонентская плата, уплачиваемая поставщику в периоды, установленные договором. В этих случаях факт выполнения договорных обязательств оформляется актом приемки-передачи услуг, подписываемым обеими сторонами. Такой способ расчетов удобен для калькуляции себестоимости услуг провайдера и соответственно для планирования финансовых результатов.


Порядок формирования доходов


Для того чтобы правильно отразить доходы организации-провайдера в бухгалтерском учете, необходимо принять к сведению ряд организационных и хозяйственно-правовых моментов, специфичных для данного вида деятельности. Часто Интернет-провайдеры не имеют широкой сети пунктов продаж и с целью привлечения клиентов для увеличения объемов продаж реализуют свои услуги покупателям не напрямую, а с помощью организаций-посредников. Так происходит, например, при реализации Интернет-карт и оплате через расчетно-кассовые центры (банки). Стоит отметить, что предоставление услуг связи может осуществляться только лицом, имеющим лицензию. Третьи лица могут привлекаться только путем заключения договоров поручения, комиссии и т.д., предметом которых не должны являться права, подлежащие передаче (письмо Госкомсвязи России от 25.03.99 г. N 1805 "О применении института коммерческого представительства лицензиатами").

Правоотношения по договорам комиссии и поручения определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Как правило, Интернет-компании для упрощения правоотношений с клиентами работают по принципу обязательных авансовых платежей, по исчерпанию лимита которых предоставление услуг прекращается. В случае расчетов через третьих лиц взаимоотношения между покупателем и комиссионером носят форму посредничества при получении авансовых платежей. При этом ведущую роль играет оперативность обработки информации о продажах, поступающей от комиссионера.

Согласно ст.999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комиссионер должен перечислять на расчетный счет комитента все получаемые средства в течение трех банковских дней (п.6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочении наличного и безналичного денежного обращения").

Принятые от комиссионера платежи зачисляются на авансовые лицевые (в случае оплаты через расчетно-кассовые центры) или накопительные счета доходов будущих периодов (обезличенная оплата через покупку Интернет-карт) и переводятся на счета реализации по мере предоставления услуг.


Пример. Организация заключила договор комиссии с торговой фирмой на реализацию Интернет-карт. По условиям договора комиссионер обязан ежедневно предоставлять отчеты о продажах, сумма комиссионного вознаграждения предусматривается в размере 10% поступивших сумм (с учетом НДС). Согласно отчету были реализованы Интернет-карты на общую сумму 2700 руб. В учете комитента должны быть сделаны записи:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с комиссионером", Кредит 98 - 2700 руб., отражена сумма выручки от реализации Интернет-карт как авансовый платеж;

Дебет 98, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 450 руб., начислен НДС,

Дебет 44, Кредит 76, субсчет "Расчеты с комиссионером" - 225 руб., начислено комиссионное вознаграждение,

Дебет 19, Кредит 76, субсчет "Расчеты с комиссионером" - 45 руб., начислен НДС по комиссионному вознаграждению,

Дебет 51, Кредит 76, субсчет "Расчеты с комиссионером" - 2430 руб., получена сумма согласно отчету за вычетом комиссионного вознаграждения,

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 45 руб., принят к зачету НДС по комиссионному вознаграждению.


Ведение расчетов с покупателями


Деятельность Интернет-провайдеров отличается многообразием применяемых одновременно схем расчетов с покупателями и, следовательно, сложностью организации их оперативного и бухгалтерского учета. Также специфика деятельности предполагает ряд организационных моментов, которые необходимо правильно отразить в бухгалтерском учете.

Специфика договоров на Интернет-обслуживание состоит в том, что услуга должна предоставляться в любой момент времени (за исключением случаев тарифных планов, предусматривающих пользование услугой в определенные часы). Поэтому необходимо четко определять момент оказания услуги. В целом тарифные планы на получение Интернет-доступа для определения момента предоставления услуги можно разделить на две категории: неограниченный доступ (абонентская плата) и повременная оплата. В первом случае обычно договором предусматривается ежемесячная абонентская плата, вносимая авансом. По истечении отчетного месяца услуга считается оказанной, и сумма авансового платежа признается выручкой. Во втором случае ведется автоматизированный биллинговый оперативный учет объема реализуемой услуги, суммы авансов автоматически списываются на счета реализации по каждой потребленной единице времени, возможно признание факта реализации при завершении каждого отдельного сеанса доступа к Интернету.

Интернет-компании кроме обязательных авансовых платежей, по исчерпанию лимита которых предоставление услуг прекращается, используют такие тарифные планы, предусматривающие оплату услуг по факту исполнения. Во втором случае клиент получает извещение (акт) об объеме предоставленной услуги за отчетный период, устанавливаемый Интернет-провайдером, и обязуется оплатить услугу в течение предусмотренного договором периода.


Пример. Организация предоставила доступ к Интернету физическому лицу в течение отчетного месяца по дням: 20 июля на сумму 30 руб., 22 июля на сумму 90 руб., 30 июля на сумму 120 руб. В регионе, в котором осуществляет свою деятельность Интернет-провайдер, введен налог с продаж по ставке 4%. Учетная политика провайдера "по отгрузке". В бухгалтерском учете эти факты должны отражаться следующим образом:

20 июля:

Дебет 62, Кредит 90 - 31,2 руб., отражена сумма выручки,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 5 руб., отражен НДС,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 1,2 руб., отражен налог с продаж;

22 июля:

Дебет 62, Кредит 90 - 93,6 руб., отражена сумма выручки,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 15 руб., отражен НДС,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 3,6 руб., отражен налог с продаж;

30 июля:

Дебет 62, Кредит 90 - 124,8 руб., отражена сумма выручки,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 20 руб., отражен НДС,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 4,8 руб., отражен налог с продаж.

31 июля вместе с извещением об объеме предоставленных услуг выписывается счет-фактура на общую сумму 240 руб. (в том числе НДС - 40 руб.).

Для упрощения учета в случае, когда отчетный период, предусмотренный для расчетов с покупателем, совпадает с отчетным периодом для налогообложения, данные операции могут быть отражены в учете в последний день отчетного месяца накопительными суммами следующим образом:

Дебет 62, Кредит 90 - 240 руб., отражена реализация,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 40 руб., начислен НДС,

Дебет 62, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 9,6 руб., начислен налог с продаж.

Далее должен быть начислен налог на пользователей автодорог:

Дебет 26, Кредит 68, субсчет "Налог на ПАД" - 2 руб.

При поступлении денежных средств делается запись:

Дебет 50 (51), Кредит 62 - 249,6 руб., поступили денежные средства.

В случае применения тарифных планов, предусматривающих фиксированную абонентскую плату, оплата, как правило, производится авансом на лицевой счет клиента, а по окончании отчетного периода начисляется реализация.


Пример. Организация заключила договор на предоставление выделенного канала доступа к Интернету с юридическим лицом. По условиям договора предусмотрена 100%-ная ежемесячная предоплата за предоставляемую услугу в размере 9000 руб. (включая НДС).

В учете организации-провайдера должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 51, Кредит 62 - 9000 руб., поступил авансовый платеж,

Дебет 62, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 1500 руб., начислен НДС с аванса.

От последнего числа месяца выписывается счет-фактура, и аванс переводится в реализацию:

Дебет 62, Кредит 90 - 9000 руб., отражен факт реализации услуги,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 1500 руб., начислен НДС с реализации,

Дебет 68, Кредит 62, субсчет "Расчеты по НДС" - 1500 руб., возврат ранее начисленного НДС по авансовому платежу,

Дебет 26, Кредит 68, субсчет "Налог на ПАД" - 75 руб., начислен налог на пользователей автодорог.

Среди способов расчетов за Интернет-услуги можно выделить расчеты с помощью пластиковых карт. Суть оплаты посредством пластиковых карт заключается в том, что организация-провайдер получает предоплату за услугу и выдает в ее подтверждение карту.

Продажа пластиковой карты в данном случае носит характер публичного договора. Согласно ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При заключении публичного договора организация-продавец не имеет права оказывать предпочтение одному клиенту перед другим, а цены на услуги и иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех.

Полученная предоплата относится на накопительный счет доходов будущих периодов организации-провайдера. Когда потребитель имеет необходимость, он активирует карту (это происходит путем электронной инициализации секретного кода карты на лицевой счет клиента). Тогда сумма с накопительного авансового счета переводится на лицевой авансовый счет. Момент активации карты не считается моментом реализации услуги, а лишь отражает зачисление номинальной суммы карты на лицевой счет клиента. По мере получения услуг провайдер уменьшает остаток средств на авансовом счете клиента, баланс которого отражается в электронном учете и в бухгалтерских документах. Факт реализации услуги определяется реальным моментом потребления каждой единицы времени пользования Интернетом.


Пример. Физическое лицо приобрело 23 июня пластиковую Интернет-карту у организации-провайдера на сумму 312 руб. за наличный расчет, 25 июня физическое лицо активировало карту, 28 июня клиенту была оказана услуга в объеме 60 руб. В учете должны быть сделаны следующие записи:

23 июня:

Дебет 50, Кредит 98 - 312 руб., отражено приобретение пластиковой карты,

Дебет 98, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 12 руб., начислен налог с продаж,

Дебет 98, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 50 руб., начислен НДС с аванса.

25 июня:

Дебет 98 (лицевой счет клиента), Кредит 62 - 300 руб., аванс переведен на лицевой счет клиента,

Дебет 68, Кредит 98 - 50 руб., возвращен НДС со счета доходов будущих периодов,

Дебет 62 (лицевой счет клиента), Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 50 руб., начислен НДС с аванса клиента.

28 июня:

Дебет 62, Кредит 90 - 60 руб., отражен факт реализации,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 10 руб. - начислен НДС с реализации,

Дебет 68, Кредит 62 (лицевой счет клиента) - 10 руб., возврат НДС с аванса клиента,

Дебет 26, Кредит 68, субсчет "Налог на ПАД" - 0,5 руб., начислен налог на пользователей автодорог.

На лицевом авансовом счете клиента в этот момент остается 300 - 60 = 240 руб., которые будут с него списываться в последующие моменты пользования услугами на счет реализации с параллельным начислением налогов аналогично примеру.


Особенности налогообложения


Большинство Интернет-провайдеров для обеспечения финансовой устойчивости используют систему тарифов, выраженных в условных единицах. Этот момент существенно усложняет ведение расчетов с покупателями, так как необходимо ежедневно пересчитывать объемы реализации и расчетов в соответствии с курсом, устанавливаемым Банком России.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н, вступившим в силу с 1 января 2000 г., величина поступления определяется с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, условных денежных единицах (у.е.). Данный документ определяет суммовую разницу как разницу между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в у.е., исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

Все суммовые разницы как положительные, так и отрицательные, возникающие при расчетах за предоставляемые услуги в результате применения тарифов, выраженных в у.е., с 1 января 2000 г. учитываются на счете реализации и, следовательно, влияют на размер исчисляемых налогов с реализации.


Пример. 28 мая Интернет-провайдеру поступил авансовый платеж от юридического лица в размере, эквивалентном 300 долл. США по курсу Банка России на день оплаты. У провайдера утверждены следующие тарифы на предоставление доступа к сети Интернет в зависимости от времени суток (с учетом НДС):

с 10.00 до 22.00 - 2 долл./час;

с 22.00 до 10.00 - 1 долл./час.

В течение отчетного периода услуга предоставлялась 22 июня: 6 часов по первому тарифу, 3 часа по второму тарифу.

Официальный курс Банка России составил 22 июня - 30 руб. за 1 долл., 28 мая - 27 руб. за 1 долл.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи (учетная политика "по отгрузке"):

22 июня:

Дебет 62, Кредит 90 - 450 руб. ((6 х 2 + 3 х 1) х 30), отражена выручка от реализации по курсу Банка России на день оказания услуги,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 75 руб., начислен НДС с реализации,

Дебет 26, Кредит 68, субсчет "Налог на ПАД" - 3,75 руб., начислен налог на пользователей автодорог,

Дебет 51, Кредит 62 - 405 руб. ((6 х 2 + 3 х 1) х 27), получена оплата за предоставленную услугу по курсу на день оплаты,

Дебет 62, Кредит 90 - 45 руб. (405 руб. - 450 руб.), отражена отрицательная суммовая разница,

Дебет 90, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 7,5 руб., скорректирована с учетом суммовой разницы сумма ранее начисленного НДС,

Дебет 26, Кредит 68, субсчет "Налог на ПАД" - 0,38 руб., скорректирован с учетом суммовой разницы ранее начисленный налог на пользователей автодорог.


Л. Злобина,

эксперт аудиторской фирмы "Про-аудит"


"Финансовая газета", N 32, 33, август 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.