Налоговая проверка на предприятии: правовые аспекты, практические рекомендации (В.В. Худолеев, "Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2001 г. )

Налоговая проверка на предприятии:
правовые аспекты, практические рекомендации


Налоговая проверка - форма налогового контроля, процессуальное действие, заключающееся в проверке налоговыми органами правильности исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 87 части первой НК РФ налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Сразу оговоримся, что в данной статье речь пойдет только о выездных налоговых проверках.

Проведение налоговых проверок регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

Часть первая НК РФ;

Порядок назначения выездных налоговых проверок, утвержденный приказом МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318, - далее Порядок назначения выездных налоговых проверок;

Инструкция МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденная приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138, - далее Инструкция N 60;

Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом МНС РФ от 10 марта 1999 г., - далее Положение о порядке проведения инвентаризации имущества;

Рекомендации о порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами (приложение к письму Госналогслужбы РФ от 29 августа 1994 г. N НП-6-02/318);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Как правило, выездные налоговые проверки проводятся внезапно, без предварительного уведомления налогоплательщика. Заранее подготовиться к таким налоговым проверкам практически невозможно, но существует ряд правил, которых стоит придерживаться.

Во-первых, необходимо вести бухгалтерский учет на предприятии в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Во-вторых, стоит заранее четко продумать свои действия с момента как станет известно о налоговой проверке. Чаще всего это случается, когда проверяющие сотрудники налоговых органов (далее - проверяющие) вручают руководителю или главному бухгалтеру решение начальника налогового органа о назначении налоговой проверки в виде мотивированного постановления (форма данного документа содержится в Порядке назначения выездных налоговых проверок) и предъявляют служебные удостоверения.

В-третьих, поскольку сейчас все больше и больше предприятий ведут бухгалтерский учет с использованием компьютеров, то необходимые учетные регистры, как правило, хранятся на компьютерных носителях и не распечатываются. Советуем заранее распечатать и в случаях прямо указанных в действующем законодательстве скрепить печатью и подписями должностных лиц предприятия соответствующие учетные регистры. Так, наиболее распространенной ошибкой является ведение книги покупок и книги продаж с использованием компьютера и отсутствие бумажного эквивалента компьютерным данным, скрепленного печатью предприятия. А ведь согласно пункту 28 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость":

"При наличии большого количества покупателей или продавцов допускается ведение книги покупок и книги продаж с использованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью".

В-четвертых, в работе бухгалтерии любого предприятия возникают спорные вопросы по различным аспектам бухгалтерского учета, будь-то правомерность использования налоговых льгот или порядок отражения на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций. По данным вопросам главному бухгалтеру предприятия приходится принимать решение либо самостоятельно, либо с помощью консультантов. Скорее всего такие же вопросы возникнут и у проверяющих. Для того, чтобы окончательно разрешить все споры в свою пользу, необходимо заранее подготовить ссылки или выдержки из нормативных правовых актов, на которых основано то или иное решение.

В-пятых, в случае отсутствия на предприятии юриста, необходимо заранее позаботиться о квалифицированной юридической помощи, которая несомненно понадобиться в процессе проведения налоговой проверки. Для этого проще всего обратиться в аудиторскую фирму, юридическую консультацию и заключить с последней договор на оказание юридической помощи. Стоит напомнить, что согласно пункту 6 части 1 статьи 21 части первой НК РФ налогоплательщик имеет право:

"...представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя".

В сложных ситуациях представителем предприятия может выступить сотрудник аудиторской фирмы или юридической консультации.

Согласно статье 23 части первой НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить допуск проверяющих к документам. В противном случае на основании статьи 124 части первой НК РФ на предприятие будет наложен штраф:

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с настоящим Кодексом, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей".

На практике как незаконное воспрепятствование квалифицируется:

- физическое воспрепятствование доступу проверяющих на объект проверки службой безопасности предприятия;

- отказ должностных лиц предприятия выдать документы для налоговой проверки.

Не могут квалифицироваться как незаконное воспрепятствование:

- отсутствие должностных лиц предприятия, в случае, если они еще не получили постановление о назначении налоговой проверки;

- невозможность предоставить документы по мотивированным причинам: ведение бухгалтерии осуществляется на территории другого помещения налогоплательщика.

Согласно статье 89 части первой НК РФ по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписанный этими лицами и руководителем предприятия.

На основании статьи 100 части первой НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Важно то, что при этом на основании статьи 100 части первой НК РФ:

"налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки".

Эту возможность можно использовать для представления налоговому органу дополнительных документов, которые не были представлены в ходе налоговой проверки.

Необходимо помнить, что обжаловать акт выездной налоговой проверки нельзя. Обжалуется только решение руководителя налогового органа, которое последний принимает по истечение 14 дней после получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.

Порядок обжалования таков, что решение можно обжаловать в суд или в вышестоящий налоговый орган.


В.В. Худолеев


"Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2001 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.