Особенности налогообложения прибыли организаций, оказывающих материальную помощь третьим лицам (Е.К.Степаненко, "Законодательство", N 5, май 2001 г.)

Особенности налогообложения прибыли организаций, оказывающих
материальную помощь третьим лицам


Как известно, многие образовательные, творческие и иные виды учреждений, предприятий получают финансовую поддержку от материально благополучных организаций. Как правило, такую помощь называют спонсорством. Однако с точки зрения действующего законодательства не всякая помощь может быть квалифицирована как спонсорская, в данную категорию не попадают, в частности, благотворительные пожертвования и иные безвозмездные взносы.

В настоящей статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся основных видов материальной помощи, которые могут оказать юридическим лицам иные организации, а также особенности исчисления такими организациями налога на прибыль.


1. Спонсорская помощь


Общие положения


Понятие спонсорской помощи (спонсорства) раскрывается законодателем в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Указанный акт понимает под спонсорством осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре и (или) его товарах. При этом спонсорский вклад признается платой за рекламу. Таким образом, спонсорская помощь не является безвозмездной, а подразумевает предоставление услуг по размещению информации о спонсоре в обмен на спонсорский взнос.

Закон о рекламе предусматривает, что приводимое в его тексте понятие спонсорства используется только в целях законодательства о рекламе (ст.19). Налоговое же законодательство России не разъясняет, что в целях налогообложения следует понимать под спонсорством. Более того, нормативно-правовые акты также не содержат четких указаний по данному вопросу. На мой взгляд, ввиду отсутствия в действующем законодательстве иного определения спонсорской помощи при решении вопросов о налогообложении спонсорской помощи следует руководствоваться понятием спонсорства, которое содержится в Законе о рекламе*(1).

Действующее законодательство не лишает юридических лиц любой организационно-правовой формы возможности оказывать спонсорскую помощь другим юридическим лицам. Однако на практике возникли определенные разногласия в вопросе о том, какие организации могут быть получателями спонсорской помощи. Причиной появления указанных разногласий послужили следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.50 ГК РФ в зависимости от целей своей деятельности организации делятся на коммерческие и некоммерческие. При этом коммерческие организации обладают общей правоспособностью и наделены правами и обязанностями, необходимыми для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст.49 ГК РФ).

Иная ситуация складывается в отношении некоммерческих организаций, которые ограничены в осуществлении такого вида деятельности, как предпринимательская. В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Так возник вопрос о том, можно ли квалифицировать деятельность некоммерческой организации по размещению рекламной информации о спонсоре как предпринимательскую. Ведь если исходить из того, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли, в том числе и от оказания услуг, а спонсорский взнос является платой за услуги по размещению рекламы, то деятельность спонсируемого по размещению рекламы о спонсоре можно расценивать как предпринимательскую, направленную на получение спонсорских средств. В таком случае следует признать, что некоммерческие организации вправе выступать получателями спонсорских средств только в том случае, когда деятельность по размещению информации о спонсоре соответствует целям их деятельности. Такой подход существенно ограничил бы некоммерческие организации в праве привлекать спонсорские средства.

Представляется, однако, что размещение спонсируемым информации о спонсоре нельзя квалифицировать как предпринимательскую деятельность по следующим основаниям.

По смыслу ст.2 ГК РФ предпринимательской является деятельность, которая изначально ориентирована на систематическое получение прибыли. То есть при осуществлении предпринимательской деятельности получение прибыли является основной целью. Что же касается такой деятельности, как размещение информации о спонсоре, то она не преследует такой цели. Во-первых, получение спонсорского взноса может быть единичным, а не систематическим. Во-вторых, в данной ситуации не размещение информации ориентировано на получение спонсорского взноса, а, напротив, целью оказания спонсорской помощи является размещение информации о спонсоре. Данный вывод прямо вытекает из Закона о рекламе, в соответствии с которым под спонсорством понимается осуществление спонсором вклада в деятельность спонсируемого на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре. Таким образом, изначально действия спонсируемого по размещению рекламы спонсора не направлены на получение спонсорской помощи, а производны от факта выплаты спонсорского взноса.

К тому же, если исходить из того, что деятельность спонсируемого по размещению информации о спонсоре является предпринимательской и направлена на получение оплаты (в виде спонсорского взноса) за размещение этой информации, то следует признать, что в таком случае спонсорский договор ничем не отличается от договора о размещении рекламы. Но тогда у законодателя не было бы оснований в рамках законодательства о рекламе особо оговаривать такой институт, как спонсорство.

Таким образом, деятельность спонсируемого по размещению информации о спонсоре нельзя квалифицировать как предпринимательскую. Поэтому как коммерческие, так и некоммерческие организации могут получать спонсорские взносы.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

а) спонсорская помощь предусматривает обязательное размещение спонсируемым информации о спонсоре и (или) его товарах;

б) спонсором и спонсируемым вправе быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.


Особенности исчисления органигациями-спонсорами
налога на прибыль при оказании спонсорской помощи


Законом о рекламе прямо предусмотрено, что "спонсорский вклад признается платой за рекламу". Таким образом, по нашему мнению, расходы спонсора на спонсорские вклады можно расценивать как расходы на рекламу.

Согласно ст.2 Закона от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), соответствующая налоговая база не включает в себя затраты, отнесенные в соответствии с действующим законодательством на себестоимость.

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" вплоть до принятия специального закона, определяющего перечень затрат, включаемых в себестоимость, при расчете налогооблагаемой прибыли необходимо руководствоваться действующим в настоящее время порядком определения состава затрат. Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552. В соответствии с подп."у" п.2 данного постановления в себестоимость включаются затраты, связанные с рекламой в пределах законодательно установленных норм и нормативов. Данные нормативы были установлены приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения". Названный приказ ограничивает общую величину фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения (см. таблицу).

Таким образом, при оказании спонсорской помощи суммы спонсорских взносов могут быть отнесены на себестоимость и соответственно исключены из облагаемой налогом на прибыль базы в указанных пределах.


2. Безвозмездная помощь


Общие положения


Действующее законодательство допускает возможность оказания материальной помощи организациям и физическим лицам на безвозмездной основе, т.е. без возложения на получателя помощи каких-либо обязательств по размещению информации о помогающем или совершению иных действий.

1. В соответствии со ст.572 ГК РФ передачу одним лицом другому какого-либо имущества на безвозмездной основе следует квалифицировать как заключение договора дарения. Таким образом, безвозмездная помощь может оказываться путем дарения имущества или денежных средств нуждающемуся лицу.

Рассмотрим, кто может стать помогающим (дарителем) и одаряемым. В соответствии со ст.575 ГК РФ не допускаются акты дарения между коммерческими организациями. Иными словами, в силу ГК РФ коммерческая организация не вправе оказать безвозмездную помощь другой коммерческой организации. Следовательно, одной из сторон такой помощи должна являться некоммерческая организация.

Как правило, некоммерческие организации являются получателями безвозмездных взносов. В соответствии со ст.26 закона "О некоммерческих организациях" имущественные взносы являются одним из источников формирования имущества некоммерческой организации.


Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая НДС
Предельные размеры расходов на рек-
ламу
До 30 млн. руб. включительно 7,5% от объема выручки
Свыше 30 млн. руб. 2,25 млн.руб. + 3,75% от объема,
превышающего 30 млн.руб.
Свыше 300 млн. руб. 12375 млн.руб. + 1,5% от объема,
превышающего 300 млн. руб.

Однако действующее законодательство не исключает возможности перечисления безвозмездного взноса от некоммерческой организации в адрес коммерческой. Кроме того, ст.575 ГК РФ в некоторых случаях ограничивает право некоторых категорий граждан выступать получателями безвозмездных взносов (речь идет о работниках определенных учреждений, государственных служащих и служащих органов муниципальных образований).

Таким образом, при осуществлении организациями безвозмездной помощи путем дарения имущества необходимо учитывать следующие основные моменты:

а) порядок осуществления указанных безвозмездных взносов регулируется нормами ГК РФ, касающимися процедуры заключения договора дарения;

б) не допускается осуществление безвозмездной передачи имущества между коммерческими организациями. В некоторых случаях безвозмездная помощь не может быть оказана определенным категориям граждан.

2. Статьей 582 ГК РФ установлены специальные требования к осуществлению такого вида дарения, как пожертвование. Согласно указанной статье ГК РФ, пожертвованием является дарение имущества в общеполезных целях. ГК РФ не уточняет, какие именно цели следует считать общеполезными, однако определяет круг лиц, которые могут стать получателями пожертвований. Это граждане, лечебные и воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и иные учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

На сегодняшний день действующее законодательство прямо не оговаривает, можно ли считать, что любое имущество, безвозмездно переданное указанным лицам, было направлено на общеполезные цели и, следовательно, является пожертвованием. На мой взгляд, при решении этого вопроса следует руководствоваться тем, что все перечисленные в ст.582 ГК РФ получатели пожертвований (кроме Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований) являются некоммерческими организациями, и направленность их действий носит общественный характер. Таким образом, можно говорить о том, что безвозмездная передача имущества одной из названных в ГК РФ некоммерческих организаций, при условии, что оно используется для достижения целей деятельности организации, носит общеполезный характер, а следовательно, является пожертвованием.

Что касается передачи имущества государству, то, полагаю, следует согласиться со следующим мнением: "правовое положение государства как субъекта права специфично тем, что оно всегда действует не в собственных, а в общих интересах"*(2). Соответственно безвозмездная передача имущества государству также служит общеполезным целям.

Из сказанного вытекает, что любая безвозмездная передача имущества лицам, указанным в ст.582 ГК РФ, носит общеполезный характер и может квалифицироваться как пожертвование.

В отношении жертвователей ГК РФ не содержит никаких ограничений. Таким образом, любое лицо вправе оказывать безвозмездную помощь путем осуществления пожертвований.

Помимо ограничения круга получателей имущества ГК РФ предусматривает и иные отличия договора пожертвования от договора дарения. Самыми существенными из них являются, на мой взгляд, следующие.

Во-первых, гражданин, получивший пожертвование, обязан использовать его в соответствии с назначением, определенным жертвователем. Если же получателем пожертвования выступает юридическое лицо, то жертвователь может и не ставить перед ним условие об использовании передаваемого имущества по определенному назначению (ст.582 ГК РФ).

Во-вторых, ГК РФ не допускает отмену пожертвования на тех основаниях, на которых даритель вправе отменить дарение (покушение одаряемого на жизнь дарителя, создание угрозы утраты подаренной вещи, имеющей нематериальную ценность для дарителя и др.). Статья 582 ГК РФ допускает отмену пожертвования в единственном случае - когда одаряемый использует пожертвованное ему имущество не в соответствии с назначением, определенным жертвователем.

Обобщим вышесказанное:

а) пожертвованием является безвозмездная передача имущества одному (или нескольким) лицам, поименованным в ст.582 ГК РФ;

б) жертвователем вправе выступить любое лицо;

в) при осуществлении пожертвований следует учитывать, что закон предусматривает ряд отличий данного способа безвозмездной передачи имущества от передачи имущества в порядке дарения.

3. Особо следует остановиться на еще одном виде безвозмездной помощи благотворительности. Порядок осуществления благотворительных пожертвований регулируется Законом РФ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон о благотворительной деятельности). Согласно ст.1 данного закона, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Следует сразу отметить, что законодатель не расшифровывает, какие именно условия предоставления благотворительной помощи следует считать льготными, поэтому этот вопрос пока остается открытым.

В соответствии со ст.1 Закона о благотворительной деятельности названная деятельность является "бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)". Таким образом, Закон о благотворительной деятельности провозглашает бескорыстность основной чертой благотворительной деятельности. Согласно общепринятому толкованию, слово "бескорыстный" означает "чуждый корыстных интересов"*(3). И поскольку в действующем законодательстве не оговаривается специфика термина "бескорыстность", весьма сложно определить, какие льготные условия могут соответствовать критерию бескорыстности.

В юридической литературе было высказано мнение о том, что оказание благотворительной помощи на льготных условиях "следует толковать как предоставление блага по его "себестоимости", по цене, в которую не заложена прибыль благотворителя"*(4). Автор обосновывает свою позицию тем, что, поскольку "льготные условия" рассматриваются в законе как форма бескорыстности, благотворитель при осуществлении пожертвований не должен иметь никакого материального интереса, в том числе и намерения получить прибыль.

На мой взгляд, приведенная точка зрения обоснованна. Однако, ввиду отсутствия каких-либо разъяснений компетентных государственных органов, трудно с уверенностью говорить о ее бесспорности. В частности, в качестве контраргумента могут быть приведены следующие доводы. Если благотворитель предоставляет благо "по себестоимости", то фактически он преследует цель компенсации расходов, понесенных на приобретение (создание) этого блага. Такая цель тоже может быть расценена как корыстная. Между тем, если вообще исключить возможность предоставления блага на возмездной основе (в том числе и по себестоимости), то благотворительной следует считать только безвозмездно оказываемую помощь. В такой ситуации утрачивается практическая возможность использовать предоставленную законодателем возможность оказания благотворительной помощи "на льготных условиях"*(5).

Существенными условиями благотворительной помощи являются цели, на которые направляются пожертвования, а также форма, в которой могут осуществляться пожертвования. Статьей 2 Закона о благотворительной деятельности предусмотрен исчерпывающий перечень целей такой деятельности, в частности, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами и др. Соответственно благотворительными пожертвованиями признаются только средства, направленные на цели, предусмотренные данным актом. При этом благотворители вправе самостоятельно определять цели и порядок использования своих пожертвований (ст.5 Закона о благотворительной деятельности). Указанная норма призвана гарантировать благотворителям целевое использование их средств.

Что же касается форм, в которых могут осуществляться благотворительные пожертвования, то их исчерпывающий перечень приведен в ст.5 Закона о благотворительной деятельности. Следовательно, оказание благотворительной помощи в иных формах не допускается.

Рассмотрим теперь, кто вправе выступать благотворителями и благополучателями. В соответствии со ст.4 Закона о благотворительной деятельности "граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей". Таким образом, благотворителем может выступить любое лицо.

Что же касается благополучателей, то Закон о благотворительной деятельности не дает исчерпывающего перечня лиц, которые вправе получать благотворительную помощь. Согласно ст.5 закона, благополучателями являются "лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей". Данная норма позволяет сделать вывод о том, что благополучателем может выступить любое лицо, в интересах которого осуществляется благотворительная деятельность. Исключение составляют коммерческие организации, политические партии, движения и группы, которые в соответствии со ст.2 того же акта не могут являться объектами благотворительной деятельности.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что благотворительная помощь обладает следующими отличительными чертами:

а) благотворительная помощь оказывается, как правило, на безвозмездной основе. Однако законом предоставлено право оказывать благотворительную помощь и на льготных условиях;

б) благотворителем может стать любое юридическое лицо;

в) благополучателями являются только благотворительные и иные некоммерческие организации (кроме политических партий, движений и групп), а также граждане;

г) благотворительные пожертвования могут направляться только на благотворительные цели, указанные в Законе о благотворительной деятельности.


Особенности исчисления налога на прибыль организациями,
оказывающими безвозмездную помощь третьим лицам


Рассмотрение данного вопроса целесообразнее начать с особенностей исчисления налога на прибыль организациями-благотворителями.

Согласно подп."в" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль, облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы "взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия..."*(6). Аналогичное положение содержится в п.4.1.1 Инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция о налоге на прибыль).

Таким образом, Закон о налоге на прибыль предоставляет благотворителям определенные налоговые льготы. Однако на практике возникает немало вопросов, связанных с возможностью применения указанных льгот.

В настоящее время существует мнение о том, что льгота по налогу на прибыль организациям-благотворителям должна предоставляться только и случае, если благотворительные пожертвования адресованы организациям, прямо поименованным в Законе о налоге на прибыль.

Данная позиция подкрепляется постановлением Президиума ВАС РФ от 6 июня 2000 г. N 8924/99*(7). Президиум ВАС РФ указал, что Закон о благотворительной деятельности "не касается вопросов налогообложения и предоставления по ним льгот организациям, перечислившим денежные средства на благотворительные цели. В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели. В названной статье приведен перечень организаций, объединений, учреждений, перечисление денежных средств которым дает право налогоплательщику уменьшить налогооблагаемую прибыль в размерах, предусмотренных в Законе. Этот перечень является исчерпывающим. Из содержания этой статьи следует, что благотворительная деятельность может являться таковой в том случае, если она носит не только целевой, но и адресный характер, то есть помощь может быть направлена только тем организациям, которые указаны в Законе".

Таким образом, ВАС РФ пришел к выводу о том, что Закон о налоге на прибыль распространяет льготу на организации-благотворители только в случаях, когда благотворительные пожертвования направляются одновременно на благотворительные цели, поименованные в Законе о благотворительной деятельности; и в адрес организаций, указанных в Законе о налоге на прибыль.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о неправомерности изложенной позиции ВАС РФ по следующим основаниям.

Во-первых, если исходить из того, что налоговая льгота предоставляется только в случаях перечисления пожертвований организациям, поименованным в Законе о налоге на прибыль, то ряд благотворителей лишается права на льготу.

Так, Законом о благотворительной деятельности предусмотрено, что благополучателями могут выступать не только юридические, но и физические лица. В частности, благотворительные пожертвования могут быть направлены непосредственно пострадавшим от стихийных бедствий, а не благотворительной организации, занимающейся оказанием помощи пострадавшим. Однако в Законе о налоге на прибыль возможность предоставления льготы благотворителям, направившим средства физическим лицам, не предусмотрена. Соответственно благотворители, направившие свои пожертвования организациям, получают незаконное, на мой взгляд, преимущество перед благотворителями, поддержавшими физических лиц.

Кроме того, перечень благотворительных целей, приведенный в Законе о благотворительной деятельности, гораздо шире, чем те цели, для достижения которых создаются организации, поименованные в Законе о налоге на прибыль. В частности, в Законе о налоге на прибыль не поименованы организации, деятельность которых направлена на содействие укреплению мира и (или) предотвращение религиозных конфликтов. Между тем, по своей социальной значимости эти цели не уступают целям охраны здоровья или восстановления культурного наследия. Однако, если следовать логике ВАС РФ и государственных органов, получится что лица, оказавшие благотворительную помощь организациям, содействующим укреплению мира, лишены права на получение льготы.

Таким образом, правовая позиция, которую занял ВАС РФ, противоречит ст.39 Конституции РФ, которая призывает поощрять благотворительность и не ставит возможность такого поощрения в зависимость от получателя благотворительных пожертвований.

Во-вторых, на мой взгляд, Р. Копылов обоснованно заметил, что суд "не оценил наличие разделительной запятой между "взносами на благотворительные цели" и другими "адресами" льготируемых платежей"*(8). Между тем указанное разделение имеет существенное значение. Если исходить из того, что Закон о налоге на прибыль разделяет "взносы на благотворительные цели" и иные взносы, направляемые в определенные организации, то льгота по налогу на прибыль должна предоставляться в следующем порядке.

Взносы "на благотворительные цели" осуществляются в соответствии с целями, поименованными в Законе о благотворительной деятельности. Законом предусмотрен круг лиц, которые могут выступать получателями указанных взносов (благополучатели). В этой ситуации льгота по налогу на прибыль должна предоставляться организациям, перечислившим пожертвования любому благополучателю в порядке, установленном Законом о благотворительной деятельности.

Что же касается иных взносов, которые могут и не носить характера благотворительности, то льгота по налогу на прибыль предоставляется только в случаях, когда получателями этих взносов являются организации, прямо поименованные в Законе о налоге на прибыль.

Итак, можно сделать вывод о неправомерности сложившейся практики применения рассмотренного положения Закона о налоге на прибыль. Однако изменить сложившуюся ситуацию можно будет, видимо, только после принятия соответствующих разъяснений компетентными органами.

Что же касается особенностей исчисления налога на прибыль организациями, оказывающими иные виды безвозмездной помощи (дарителям и жертвователям), то следует отметить, что Закон о налоге на прибыль прямо не предусматривает возможности предоставления им каких-либо льгот. Однако, полагаю, анализ положений указанного акта позволяет заключить, что в зависимости от получателя безвозмездных взносов организации-дарителю (жертвователю) может быть предоставлена льгота по налогу на прибыль.

Подпунктом "г" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль и п.4.1.4 Инструкции о налоге на прибыль установлено, что облагаемая налогом на прибыль база может быть уменьшена на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном учреждении при наличии у данного образовательного учреждения лицензии.

Таким образом, если безвозмездные взносы (или пожертвования) осуществляются в адрес указанных образовательных учреждений и все указанные условия соблюдены, то организация-даритель (жертвователь) имеет право на получение льготы по налогу на прибыль.

Кроме того, если придерживаться изложенной ранее позиции о том, что при применении льготы, предусмотренной подп."в" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль, следует разграничивать суммы, направленные на благотворительные цели, и суммы, направленные организациям, прямо поименованным в Законе, то можно сделать следующий вывод: если безвозмездный взнос адресован юридическому лицу, указанному в данном пункте Закона о налоге на прибыль, то организация-даритель (или жертвователь, если организация-получатель взноса входит в число организаций, перечисленных в ст.582 ГК РФ) также вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день для многих организаций и физических лиц оказываемая им материальная помощь является единственным источником финансирования. При этом для помогающих им организаций наличие налоговых льгот нередко является основным стимулом для оказания помощи. В этой связи особенно важно, чтобы действующее налоговое законодательство не только предусматривало льготы для юридических лиц, поддерживающих нуждающиеся организации, но и не содержало противоречий, которые могли бы затруднить использование этих льгот.


Е.К.Степаненко,

адвокат МГКА


"Законодательство", N 5, май 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Отмечу, что в ряде подзаконных актов спонсорские взносы ставятся в один ряд с безвозмездными поступлениями. Например, утверждая форму федерального государственного статистического наблюдения за некоммерческими организациями (см. Постановление Госкомстата РФ от 27 октября 1998 г. N 105), Госкомстат РФ указал, что при заполнении упомянутой формы показываются в том числе "суммы, поступившие безвозмездно на счета некоммерческой организации в виде спонсорских пожертвований... и других безвозмездных поступлений". Однако, полагаю, такие отступления от положений Закона о рекламе, который прямо говорит о возмездности спонсорского договора, необоснованны. В настоящий момент единственное определение спонсорства дано в Законе о рекламе, поэтому у государственных органов нет основания трактовать указанное понятие по своему усмотрению. Кроме того, используемый Госкомстатом РФ термин "спонсорские пожертвования" вообще не предусмотрен законодательством, которое говорит только о спонсорских вкладах и взносах.

*(2) Гражданское право /Под ред. А.П.Сергеева, Ю.Х.Толстого. М., 1997. С.125.

*(3) См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1975 С.44.

*(4) Копылов Р. Налоговые последствия благотворительности // Хозяйство и право. 2001. N 2. С.60.

*(5) Следует отметить, что в Законе города Москвы "О благотворительной деятельности" прямо предусмотрено, что благотворительной является "добровольная деятельность физических и юридических лиц, направленная на оказание безвозмездной помощи нуждающимся". Таким образом, можно говорить о том, что ряд действующих норм законодательства о благотворительной деятельности, а также практика его применения склонны расценивать как благотворительную только безвозмездно оказываемую помощь несмотря на предусмотренную федеральным законодательством возможность осуществления благотворительных пожертвований "на льготных условиях".

*(6) В зависимости от получателя взносов сумма взносов, не включаемых в налогооблагаемую базу, может составлять 3 или 5% от облагаемой налогом прибыли (подп."в" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль).

*(7) Вестник ВАС РФ. 2000 N 9. С.6.

*(8) Копылов Р. Указ. соч.



Особенности налогообложения прибыли организаций, оказывающих материальную помощь третьим лицам


Автор


Е.К.Степаненко - адвокат МГКА


Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 2001, N 5


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение