О перспективах гармонизации национальных налоговых законодательств государств-участников Евразийского экономического сообщества (Н.Т. Мамбеталиев, Ж.Н. Мамбеталиева, "Налоговый вестник", N 6, июнь 2001 г.)

О перспективах гармонизации национальных
налоговых законодательств государств-участников
Евразийского экономического сообщества


Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС, Сообщество) требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также преодоления государственными органами и органами ЕврАзЭС определенных правовых проблем.

Прежде всего это касается вопросов правового обеспечения функционирования как самого ЕврАзЭС, так и введения в действие актов его органов.

Практически все эти проблемы связаны с необходимостью принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные законодательства государств-учредителей, то есть их гармонизацией, которая должна стать важнейшим элементом реализации права Сообщества.

В результате работы аппарата Интеграционного Комитета по созданию эффективного механизма правового обеспечения интеграционного экономического взаимодействия была подготовлена концепция системного подхода к гармонизации национальных законодательств.

В Программе, утвержденной решением Межгосударственного Совета от 26.10.1999 N 52, определена система взаимосогласованных государствами-участниками взглядов на общие для них цели и приоритеты развития правовой основы Таможенного союза.

Стержнем Программы является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, гармонизации и унификации законодательства.

В этой связи необходимо определиться в содержании используемых терминов.

Сближение - выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия.

Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.

Унификация - введение в действие общеобязательных единообразных юридических норм и правил.

Применение того или иного термина зависит прежде всего от глубины и многообразия интеграционных связей.

Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходимой в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует, в свою очередь, необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных законодательств.

К основным принципам гармонизации в принятых документах отнесены:

- согласованность правового регулирования;

- синхронность принятия гармонизированных актов;

- последовательность этапов гармонизации;

- приоритетность международных договоров над национальным законодательством.

Совершенно очевидно, что процесс гармонизации должен осуществляться поэтапно.

На наш взгляд, можно выделить пять основных этапов.

Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства; сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.

Второй этап - проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап - определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации.

Четвертый этап - синхронное принятие гармонизированных актов.

Пятый этап - контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.

Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры, решения органов управления Сообщества, собственная инициатива государств, а также Основы законодательства и типовые законодательные акты Межпарламентского Комитета.

В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на работе, проводимой Интеграционным Комитетом по гармонизации налоговых законодательств.

В соответствии с заключенными международными договорами, соглашениями, а также решениями органов управления интеграцией налоговое законодательство рассматривается как одно из первоочередных направлений гармонизации.

Под гармонизацией налоговых законодательств мы представляем систему взаимосогласованных взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза в налоговой сфере, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления. Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессе сближения, гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств, их постепенность и этапность реализации.

Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений. Для этого используются такие основные принципы, как согласованность правового регулирования, синхронность принятия актов по вопросам налогового законодательства, последовательность этапов гармонизации.

Для создания реальных условий гармонизации в налоговой сфере на первом этапе необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны ЕврАзЭС с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривается сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации.

Формирование налоговой политики возложено на министерства финансов, экономики и налоговые службы Сторон. Их совместная деятельность направлена на создание однородного правового пространства. Для работы по координации деятельности налоговых служб Советом глав Правительств было принято решение о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Одним из основных направлений деятельности Совета явилось сближение и гармонизация налоговых законодательств государств-участников Таможенного союза. Для реализации этих задач создана рабочая группа, предметом деятельности которой являются:

- проведение сравнительного анализа действующих национальных налоговых систем Сторон (определение объектов налогообложения, перечня и ставок налогов, порядка исчисления налогов, налоговых льгот, систем их администрирования и др.), выявление основных различий в налоговых системах и согласование принципов их сближения и гармонизации;

- подготовка проектов нормативно-правовых документов, необходимых для проведения работ по сближению, гармонизации и унификации налоговых законодательств;

- разработка рекомендаций и предложений по проведению гармонизированной налоговой политики в рамках Таможенного союза.

В целях реализации поставленных задач разработан и утвержден на заседании Совета глав правительств План практических действий по гармонизации налогового законодательства государств-участников Таможенного союза на 2000-2002 годы от 06.10.2000 N 106.

Рабочая группа сделала обзор действующих национальных налоговых законодательств, разработала сопоставительную таблицу по перечню и ставкам основных налогов, элементам налогообложения, порядку учета налогоплательщиков, методам контроля, мерам ответственности за нарушения налогового законодательства, сделала их сравнительный анализ с целью выявления сходств и различий в налоговых системах Сторон.

Определены следующие основные направления работы:

- гармонизация налоговых законодательств;

- совершенствование принципов налогового администрирования;

- укрепление информационного обмена между налоговыми службами Сторон;

- подготовка кадров.

В соответствии с проведенной в 2000 году работой по выполнению вышеуказанного Плана утверждены основные налоги, подлежащие гармонизации - косвенные налоги (НДС и акцизы), налог на прибыль (доходы) юридических лиц, налог на доходы физических лиц (подоходный налог) и социальный налог (платежи во внебюджетные фонды), налог на имущество (недвижимость) организаций и физических лиц.

Анализ этих основных общегосударственных налогов проводился по следующим элементам налогообложения - объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и налоговые льготы, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Одновременно выработаны предложения по перечню основных налогов, работа над гармонизацией которых предусматривается в 2001 и 2002 годах.

В течение 2001 года будет проводиться работа по сближению и унификации косвенных налогов, которые обслуживают взаимную торговлю государств-участников Таможенного союза. Страны-участники союза практически завершили переход на международный принцип их взимания по "стране назначения".

Наиболее результативным может также стать обсуждение и согласование налогов на прибыль и доходы юридических лиц.

На 2002 год предусмотрена совместная работа Сторон по гармонизации налога на доходы физических лиц (подоходный налог) и социальный налог (платежи во внебюджетные фонды) с учетом изучения опыта Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики по итогам 1999-2001 годов. С 1999 года в Республике Казахстан введен единый социальный налог, а в 2001 году в Российской Федерации установлена единая шкала подоходного налога в 13% и введен единый социальный налог.

Особенности гармонизации налога на имущество (недвижимость) целесообразно проработать после изучения и принятия государствами-участниками ЕврАзЭС общих принципов применения конвенций, соглашений об избежании двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доход и капитал.

Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства должна стать разработка конкретных предложений и рекомендаций по корректировке национальных налоговых законодательств органам законодательной власти, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса стран-участниц интеграционного взаимодействия.

По степени влияния на экономику соседних государств виды налогов можно разделить на две группы:

- прямые и целевые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических и юридических лиц, налог на пользование автодорогами, налог на имущество, транспортные средства и т.п.);

- косвенные налоги (акциз, НДС).

Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств-участников Таможенного союза.

Основными направлениями гармонизации должны явиться исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу "страны назначения", выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.

Прямые и целевые налоги не оказывают прямого влияния на налоговые поступления в соседних государствах. Однако разный уровень налогового бремени (нагрузки) ведет к созданию ассиметричных условий для привлечения инвестиций в экономику государств-партнеров.

Работа по гармонизации прямых налогов должна вестись по следующим направлениям:

- построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономик, снижение налоговой нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор;

- формирование согласованной системы налогового администрирования;

- отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.);

- снижение количества налоговых льгот;

- упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.

Объединение налогов, сокращение их количества, отмена многочисленных налоговых льгот позволит уменьшить уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков, упростит их администрирование, увеличит объем налоговых поступлений и не приведет к сокращению доли доходов бюджета в ВВП.

В этой связи на первом этапе следует провести анализ состояния налогообложения юридических и физических лиц, разработать методические основы по определению уровня налоговой нагрузки и выработать согласованные предложения по их снижению.

В рамках СРНС будет обращаться особое внимание на работу по гармонизации процедур налогового администрирования, так как налоговые службы Сторон формируют и реализуют совместную административную работу в сложившемся или складывающемся правовом пространстве.

Принципы налогового администрирования анализируется по следующим направлениям:

- структура налоговых органов;

- права (полномочия) должностных лиц налоговых органов;

- учет налогоплательщиков;

- способы взыскания неуплаченных платежей;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за налоговые правонарушения;

- ведомственный контроль в системе налоговых органов и др.;

В процессе совместной работы по гармонизации налоговых законодательств необходимо определить специфичные формы и методы налогового контроля в каждом государстве и предложить на рассмотрение вопросы унификации составов нарушений налогового законодательства, а также единые минимальные и максимальные размеры штрафных санкций за единообразные нарушения.

Пришло время приступить к разработке проекта единой формы документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет в государствах-участниках ЕврАзЭС.

Одним из завершающих этапов гармонизации должна стать подготовка предложений по основным (модельным) принципам налогового администрирования.

Для информационного обеспечения гармонизации в Интеграционном Комитете создана интегрированная база законодательства, статистической и другой социально-экономической информации. Такая база станет основой для сравнительно-правового анализа национальных законодательств, подготовки соответствующих рекомендаций по их гармонизации и обмена правовой информацией между Сторонами.

Работа по формированию системы налоговых отношений сопровождается множеством проблем экономического, социального и методологического характера. Особую остроту эта проблема приобретает в связи с завершением внутригосударственных процедур по вступлению в силу Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.


N
п/п
Наименование мероприятий Исполнители Сроки ис-
полнения
1 2 3 4
1 Определение перечня основных налогов
государств-участников Таможенного союза,
подлежащих гармонизации
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые и тамо-
женные службы
Сторон
II полуго-
дие 2000 г.
2 Гармонизация и сближение налоговых зако-
нодательств по следующим этапам:
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые и тамо-
женные службы
Сторон
2000-2002
гг.
  проведение сравнительного анализа нацио-
нальных налоговых законодательств;
   
  определение элементов налогообложения,
подлежащих сближению и гармонизации;
   
  определение соответствия выявленных по-
зиций основным принципам налогообложе-
ния, используемым в мировой практике;
   
  выработка согласованных предложений по
осуществлению сближения и гармонизации
налоговых законодательств;
   
  определение перечня нормативно-правовых
актов, регулирующих вопросы налогообло-
жения, требующих внесения изменений и
дополнений, разработка соответствующих
международных договоров и решений
органов управления интеграцией;
   
  подготовка рекомендаций государственным
органам Сторон по внесению изменений,
дополнений для приведения национальных
налоговых законодательств в соответствие
с международными договорами и решениями
органов управления интеграцией
   
3 Анализ принципов налогового администри-
рования, методов контроля, мер ответ-
ственности, их эффективности, выработка
согласованных предложений по их сближе-
нию
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые службы
Сторон
II полуго-
дие 2000 г.
4 Анализ уровня налогообложения (налоговой
нагрузки) физических лиц, разработка ме-
тодических основ по его определению
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства
экономики и
финансов, на-
логовые службы
Сторон
I полугодие
2001 г.
5 Разработка мероприятий налоговых и тамо-
женных органов по обеспечению согласо-
ванного перехода и взимания косвенных
налогов во взаимной торговле по принципу
"страны назначения"
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые и тамо-
женные службы
Сторон
II полуго-
дие 2000 г.
6 Проведение согласованной акцизной поли-
тики, выработка предложений по:
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые и тамо-
женные службы
Сторон
2001 г.
  унификации методики исчисления акциза;    
  выравниванию ставок акциза на импорти-
руемую и производимую продукцию;
   
  унификация базового перечня подакцизных
товаров
   
7 Разработка методических основ применения
концепций (соглашений) об избежании
двойного налогообложения и уклонений от
уплаты налога на доход и капитал
Интеграционный
Комитет, нало-
говые службы,
министерства
финансов Сто-
рон
II полуго-
дие 2000 г.
8 Подготовка предложений по разработке и
применению эффективных систем налогооб-
ложения субъектов малого предпринима-
тельства в государствах-участниках Тамо-
женного союза
Интеграционный
Комитет, за-
интересованные
министерства и
ведомства, на-
логовые службы
Сторон
II полуго-
дие 2000 г.
9 Анализ существующих информационных сис-
тем налоговых служб Сторон, систем
приема-передачи данных, разработка сов-
местных программ информатизации и авто-
матизации налоговых органов
Министерства
финансов, на-
логовые службы
Сторон
I полугодие
2001 г.
10 Разработка мероприятий по повышению
эффективности информационного обмена
между налоговыми органами Сторон
Налоговые
службы Сторон
I полугодие
2001 г.
11 Подготовка проекта Соглашения о тамо-
женном и налоговом контроле над произ-
водством, оборотом и перемещением спир-
та, алкогольной, спиртосодержащей и та-
бачной продукции по территории Сторон
Интеграционный
Комитет, за-
интересованные
министерства и
ведомства, та-
моженные и на-
логовые службы
Сторон
II полуго-
дие 2000 г.
12 Обмен опытом по контролю за уплатой на-
логов крупными налогоплательщиками: кри-
терии отнесения, отраслевые и иные осо-
бенности, организационная система конт-
роля ипредложения по повышению ее эффек-
тивности
Министерства
экономики, на-
логовые службы
Сторон
2000-2002
гг.
13 Анализ практики унификации налогового
законодательства Российской Федерации и
Республики Беларусь и возможность рас-
пространения основных ее принципов на
государства-участники Таможенного союза
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые и тамо-
женные службы
Сторон
I полугодие
2001 г.
14 Подготовка информации о ходе реализации
решений Межгосударственного Совета, Со-
вета глав правительств, Интеграционного
Комитета и Совета руководителей нало-
говых служб государств-участников До-
говора о Таможенном союзе и Едином эко-
номическом пространстве от 26 февраля
1999 года по проведению согласованной
налоговой политики
Интеграционный
Комитет, нало-
говые службы
Сторон
II полуго-
дие 2001 г.
15 Анализ налоговых систем государств-
участников Таможенного союза в разрезе
согласованных показателей и подготовка
аналитических материалов
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства
экономики, на-
логовые службы
Сторон
I полугодие
2001 г.
16 Рассмотрение вопросов о ходе проведения
гармонизации налогового законодательства
на заседаниях органов управления
интеграцией
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые службы
Сторон
Не реже од-
ного раза в
полугодие
17 Разработка совместно с Межпарламентским
Комитетом основ налогового законода-
тельства государств-участников Тамо-
женного союза
Интеграционный
Комитет, ми-
нистерства фи-
нансов, нало-
говые службы
Сторон, МПК
Весь период

Н.Т. Мамбеталиев,

ответственный секретарь СРНС, к.т.н.


Ж.Н. Мамбеталиева


"Налоговый вестник", N 6, июнь 2001 г.


Журнал "Налоговый вестник"


Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ

Издатель ИД "Налоговый вестник"

Свидетельство о регистрации N 016790


Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1

www.nalvest.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение