Вопрос: Кем определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц? Вправе ли предприниматели, осуществляющие оценочную деятельность, определять суммарную инвентаризационную стоимость имущества и представлять сведения о ней в налоговый орган? ("Налоговый вестник", N 6, июнь 2001 г.)

Кем определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц? Вправе ли предприниматели, осуществляющие оценочную деятельность, определять суммарную инвентаризационную стоимость имущества и представлять сведения о ней в налоговый орган?


Согласно п.4 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации, Главное управление воздушной авиации, инспекции речного и морского пароходства и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

Сведениями, необходимыми для исчисления налога на имущество, являются сведения о собственниках имущества и суммарной инвентаризационной стоимости имущества, поскольку налоговая база по налогу на строения, помещения и сооружения конкретному налогоплательщику определяется исходя из данных сведений.

Верховный Совет РСФСР в связи с введением в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" постановил Правительству РФ обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (п.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогах на имущество физических лиц" Правительством РФ было издано распоряжение от 12.03.1992 N 469-р, согласно которому оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется местными бюро технической инвентаризации с привлечением при необходимости на договорной основе страховых, проектных, строительных и иных организаций.

Таким образом, обязанность по определению и представлению в налоговый орган сведений о суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, которая является налоговой базой по налогу на строения, помещения и сооружения, возложена на органы технической инвентаризации.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют в налоговый орган сведения о собственниках строений, помещений, сооружений (п.3 ст.7 и п.2 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Определение суммарной инвентаризационной стоимости имущества и представление сведений о ней в налоговый орган предпринимателями, осуществляющими оценочную деятельность, нормами данных правовых актов не предусмотрено.

Однако необходимо учитывать, что вышеуказанными правовыми актами установлено, что для исчисления налога на строения, помещения и сооружения принимается суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации, то есть налог исчисляется на основании стоимости, определенной указанными органами, что не исключает возможности определения стоимости имущества экспертами-оценщиками в иных случаях.

Так, например, согласно абзацу одиннадцатому ст.8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, например в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов.

В целом вышеуказанный Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

Таким образом, в вышеназванной норме данного Закона содержится специальное указание об обязательности проведения оценки объектов оценки, в том числе в сфере налоговых отношений в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Определение суммарной инвентаризационной стоимости имущества и представление сведений о ней в налоговый орган в иных случаях самостоятельно оценщиками не предусмотрено.


Л.А. Короткова,

советник налоговой службы II ранга


1 июня 2001 г.


"Налоговый вестник", N 6, июнь 2001 г.


Журнал "Налоговый вестник"


Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ

Издатель ИД "Налоговый вестник"

Свидетельство о регистрации N 016790


Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1

www.nalvest.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.