Оптимизация платежей в бюджет по налогу с продаж (С.П. Фролов, "Бухгалтерский учет", N 10, май 2001 г.)

Оптимизация платежей в бюджет по налогу с продаж


Налог с продаж регулируется Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о налоге с продаж).

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами региональных органов власти на соответствующих территориях. При этом региональные органы власти имеют право самостоятельно определять только ставку налога, порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Иные особенности налогообложения не должны устанавливаться на уровне субъекта РФ, т.е. все основные положения Федерального закона о налоге с продаж должны быть сохранены в аналогичных региональных законах. В частности, не допускается изменение объекта налогообложения, установление ставки налога в размере, превышающем 5%, и др.

Объектом налога с продаж является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет. Поэтому, например, суммы авансовых платежей, полученные в счет будущих поставок товаров, внесенные наличными денежными средствами в кассу организации, налогом с продаж не облагаются. Это касается и сумм, полученных организацией или индивидуальным предпринимателем наличными денежными средствами в виде штрафов, пеней, неустоек в связи с невыполнением или просрочкой исполнения договорных обязательств. Указанные суммы не облагаются налогом с продаж, так как исчисляются от цены товара, установленной в договоре, и являются дополнительным доходом, полученным в связи с нарушениями обязательств, предусмотренных договором.

Плательщиками налога с продаж являются:

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону о налоге с продаж в целях налогообложения к продаже за наличный расчет приравнивается:

- продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц;

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Опираясь на приведенные выше нормы Федерального закона о налоге с продаж, можно выявить целый ряд возможностей, позволяющих оптимизировать уплату данного налога.


Возможность 1. Прежде всего, необходимо обратить внимание на тот перечень товаров (работ, услуг), при реализации которых за наличный расчет организация освобождается от уплаты налога с продаж. Отметим, что перечень, указанный в Федеральном законе о налоге с продаж, не является исчерпывающим, так как законодательные органы субъектов РФ вправе вводить дополнительный перечень товаров, работ и услуг, освобождаемых от данного налога. При отнесении товаров и услуг к числу освобожденных от налога с продаж следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором продукции,

- Общероссийским классификатором услуг населению,

- Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).


Возможность 2. Действующее законодательство позволяет отдельным категориям налогоплательщиков не уплачивать налог с продаж. Например, налог с продаж не уплачивают юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства, реализующие товары (работы, услуги) и уплачивающие:

- налоги по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

- единый налог на вмененный доход, введенный Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не освобождаются от уплаты налога с продаж. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. От уплаты других налогов предприниматели не освобождаются. Но в некоторых регионах в соответствии с региональными законами о налоге с продаж физические лица (индивидуальные предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога с продаж не являются.


Возможность 3. Как уже отмечалось выше, объектом обложения налогом с продаж является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет.

В соответствии со ст.39 НК РФ не признается реализацией передача имущества (в нашем случае - наличных денежных средств), если она носит инвестиционный характер, в частности, вклад участников договора простого товарищества (договор о совместной деятельности).

По договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст.1041 ГК РФ). При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принимая наличные денежные средства, вносимые физическими лицами, организациями или индивидуальными предпринимателями в качестве вклада в совместную деятельность, не передает последним права собственности на какие-либо товары (работы, услуги). Поэтому получение наличных денежных сумм по договору простого товарищества не влечет возникновения у юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязанности по исчислению и уплате налога с продаж.

Затем происходит выдел или раздел имущества участников договора о совместной деятельности в наиболее выгодной для них форме. Такой выдел или раздел имущества в пределах первоначального взноса в соответствии с НК РФ также не признается реализацией товаров (работ, услуг).


Возможность 4. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога с продаж только при условии самостоятельной реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (ст.1 Федерального закона о налоге с продаж).

В процессе хозяйственной деятельности они могут осуществлять реализацию товаров как самостоятельно, так и через посредников. В Гражданском кодексе РФ есть несколько видов договоров, позволяющих оформить посреднические отношения, например, договор поручения, договор комиссии и агентский договор.

Следовательно, если реализация товаров (работ, услуг) осуществляется через посредников на основании соответствующих договоров, то индивидуальный предприниматель не является плательщиком налога с продаж, так как он не осуществляет самостоятельно реализацию товаров (работ, услуг).


Возможность 5. Организация реализует товары (работы услуги) сторонней организации и в качестве оплаты получает вексель. В этом случае объекта налогообложения налогом с продаж не возникает, так как не происходит оплаты товаров (работ, услуг) за наличный расчет или иными средствами платежа, приравненными к продаже за наличный расчет.

Необходимо отметить, что использование такого порядка расчетов выгодно также организациям, ведущим в целях налогообложения учет реализации по оплате, так как получение векселя в оплату реализованных товаров (работ, услуг) не является фактом реализации (если иное не предусмотрено договором).

Факт реализации продукции в данном случае наступает при погашении полученного ранее векселя или при его досрочной передаче контрагенту, например, в погашение кредиторской задолженности векселедержателя. До момента погашения или передачи векселя не возникает объекта налогообложения по налогам.

Но если организация продает свой собственный вексель за наличный расчет, а затем погашает его путем передачи товаров, выполнения работ и оказания услуг на ту же сумму, то она должна будет уплатить налог с продаж.


Возможность 6. В соответствии с Федеральным законом о налоге с продаж данный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Следовательно, правоотношения, возникающие по налогу с продаж, распространяются только на территории РФ, и стоимость экспортируемых товаров (работ и услуг) налогом с продаж не облагается.


С.П. Фролов,

директор Департамента налогов и права, ООО "СВС УниКоп"


"Бухгалтерский учет", N 10, май 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.