Практика исчисления и уплаты единого социального налога
С 1 января 2001 года введен единый социальный налог (ЕСН), который заменил страховые взносы во внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования.
Главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Положениями Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, уплачиваемые в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами.
В течение года налогоплательщик обязан производить уплату авансовых платежей ЕСН при каждом получении средств для осуществления вы-плат, являющихся объектом налогообложения согласно ст.236 НК РФ. Общая сумма исчисленных авансовых платежей за отчетный период, которым статьей 240 НК РФ признан календарный месяц, должна быть внесена не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Например, все исчисленные платежи за февраль 2001 года должны были быть уплачены не позднее 15 марта текущего года, а за март - не позднее 16 апреля текущего года, так как 15 апреля приходится на выходной день.
Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469. Например, расчет о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей за март 2001 года должен быть сдан в налоговый орган не позднее 20 апреля текущего года.
В Московской области поступление ЕСН в I квартале 2001 года обеспечено в пределах контрольных цифр, а налогоплательщики, в основном, производят начисление и уплату единого социального налога в соответствии с требованиями НК РФ. Однако уже в первые месяцы работы в условиях введения ЕСН возникло множество вопросов, на которые исходя из практики исчисления и уплаты ЕСН авторы попытаются дать ответы.
Как правильно начислять ЕСН: в рублях или с копейками без округления?
Статьей 243 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН работодателями, установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Уплата налога (авансовых платежей) производится отдельными платежными поручениями в каждый фонд.
В соответствии с п.25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, уплата налога может производиться в суммах, округленных до целых рублей, что подтверждено в п.25 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН.
Каков порядок перечисления ЕСН через федеральное казначейство?
Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе ЕСН на счета органов федерального казначейства Минфина России, и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовавшихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет, утвержденными приказом Минфина России от 15.01.2001 N 3н, разработанными в целях реализации положений главы 24 части второй НК РФ, определено, что налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также суммы недоимки, пеней и штрафов (далее - недоимки), образовавшихся на 1 января 2001 года по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, отдельно по каждому вышеуказанному государственному социальному внебюджетному фонду на лицевые счета органов федерального казначейства Минфина России (далее - органы федерального казначейства), открытые ранее в банках на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".
Органы федерального казначейства осуществляют учет поступивших на счета, указанные в пункте 3 Правил, сумм ЕСН, а также недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся на 1 января 2001 года, по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:
1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный фонд Российской Федерации;
1010520 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации;
1010530 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
1010540 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);
1400310 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации;
1400311 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Фонд социального страхования Российской Федерации;
1400312 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
1400313 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Порядок зачисления расписан в указанных правилах.
Утверждена ли карточка по начислению ЕСН для каждого работника?
Приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) и порядка ее заполнения" утверждена форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН и порядок ее заполнения.
Следует ли сдавать копии расчета по ЕСН в соответствующие внебюджетные фонды?
Статьей 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, установлено, что данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме расчетов, утвержденной МНС России.
Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/468 утверждены налоговые декларации по ЕСН и инструкции по их заполнению и сроки представления в территориальные налоговые органы. Сдача расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по ЕСН во внебюджетные фонды не предусмотрена. Однако п.6 ст.243 НК РФ установлено, что налогоплательщики ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) о суммах:
1) начисленного налога в ФСС РФ;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в ФСС РФ.
Все вышеперечисленные параметры отражаются в "Расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации" (форма 4 ФСС РФ), утвержденной постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 N 113, причем первый раздел данной формы согласован с МНС России, и налогоплательщик обязан первый экземпляр первого раздела данной формы (заполненный) представлять в исполнительный орган Фонда, второй экземпляр - в налоговый орган.
Какие документы являются основанием для предоставления льготы по ЕСН при приобретении медикаментов работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов?
Пунктом 2 ст.238 НК РФ, устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению, определено, что не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам [пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам] и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Согласно п.17 Методических рекомендаций при применении п.2 ст.238 НК РФ следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, а также возмещения (оплата), произведенные после 1 января 2001 года работодателями своим бывшим работникам [пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам] и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Документами, подтверждающими право на применение указанной льготы, являются рецепт, выданный лечащим врачом, а также товарный (кассовый) чек на приобретение медикаментов вне зависимости от даты выдачи рецепта.
При отсутствии вышеприведенных документов указанные выплаты подлежат налогообложению.
В п.4 ст.236 НК РФ говорится о том, что не облагаются ЕСН выплаты, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Все ли выплаты, производимые за счет вышеуказанных средств, не признаются объектом налогообложения? Например, материальная помощь ко дню рождения и т.п.?
Объект налогообложения ЕСН определяется ст.236 НК РФ (п.1, 2, 3). Пунктом 4 данной статьи определено, что указанные в п.1 и 2 ст.236 выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
В п.1 ст.236 определено, что выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
Статьей 237 НК РФ устанавливается налоговая база ЕСН, которая помимо денежных и натуральных выплат работодателей в пользу работников включает и доходы в виде предоставленных работникам материальных, социальных и иных выгод.
Суммы единовременной материальной помощи, оказываемые работодателем и не подлежащие налогообложению, указаны в подпункте 3 п.1 ст.238 НК РФ.
Статьей 238 НК РФ (подпункт 11 п.1), устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению, определено, что не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании. Просим конкретно разъяснить: какая категория форменной одежды и обмундирования (для какой категории работников) подлежит налогообложению, а какая нет?
В п.14 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено следующее.
При применении подпункта 11 п.1 ст.238 НК РФ следует учитывать, что не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях применения данного подпункта под законодательством Российской Федерации следует понимать федеральные законы и постановления Верховного Совета Российской Федерации:
- для прокурорских работников - ст.41.3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
- для работников лесного хозяйства - ст.108 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ. Ношение должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации форменной одежды осуществляется в соответствии с п.11 раздела III "Положения о государственной лесной охране Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 N 850;
- для сотрудников таможенных органов - ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
- для судебных приставов при исполнении служебных обязанностей - п.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих;
- для работников ведомственной охраны - ст.10 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране";
- для работников государственной службы карантина растений Российской Федерации - ст.19 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений";
- для сотрудников милиции - ст.17 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции";
- для должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - п.4 ст.49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- для сотрудников налоговой полиции - ст.38 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 N 4991-1.
Подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдача которой не установлена законодательством Российской Федерации, в том числе:
- для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России (п.2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 563 "О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля миграционной службы России");
- для работников налоговых органов, которым присвоены классные чины на основании п.5 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 29.06.2000 N 484 "О форме одежды работников Министерства Российской Федерации по налогам и сборам";
- для государственных инженеров-инспекторов гостехнадзора (п.14 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291);
- для работников Российской транспортной инспекции (п.12 Положения о Российской транспортной инспекции Минтранспорта России, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 26.11.1991 N 20);
- для личного состава подразделений военизированных горно-спасательных частей при исполнении служебных обязанностей (п.22 Положения о военизированных горно-спасательных частях по обслуживанию горно-добывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.01.1995 N 47);
- для государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений (п.10 Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.10.1998 N 1200).
Просим разъяснить, какие категории компенсационных выплат подлежат налогообложению и не подпадают под действие ст.238 НК РФ, устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению?
В п.6.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН, утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, разъяснено, что налогообложению подлежат:
1) компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня, не установленные законодательством Российской Федерации, а также суммы, выплаченные сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности:
постановлением Совета Министров СССР от 13.11.1979 N 1014 "Об условиях труда рабочих, служащих, занятых в лесной промышленности и лесном хозяйстве";
2) компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, порядок и условия выплаты которых регламентирован приказом Федеральной службы занятости населения от 06.03.1995 N 44;
3) компенсационные выплаты работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.04.1993 N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" и приказом Федеральной службы занятости России от 26.05.1993 N 67;
4) выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно;
5) надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных, учитываются в составе среднего заработка.
При проверке правильности оплаты командировочных расходов, так же как и других расходов, влияющих на исчисление налога, налоговый орган вправе получить от налогоплательщика необходимые дополнительные сведения и объяснения.
ДРСУ просит дать разъяснение по начислению ЕСН с выплаты надбавок работникам за разъездной характер работ в размере не менее 50 % нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации за каждый день нахождения на линии, трассе (согласно перечню работ, носящих разъездной характер). 50 % нормы суточных выплачиваются согласно отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству?
Глава VI "Заработная плата" КЗоТа РФ устанавливает систему оплаты труда, определяет оплату труда рабочих, руководителей, специалистов, служащих, оплату в сверхурочное время и в праздничные дни и др.
Статьей 80 КЗоТа РФ определено, что при оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение сочтут такую систему наиболее целесообразной.
Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия определяются учреждениями, организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.
Согласно ст.7 КЗоТа РФ коллективным договором признается правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Пунктом 1 ст.236 НК РФ, устанавливающим объект налогообложения ЕСН, определено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором-пятом подпункта 1 п.1 ст.235 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Пунктом 4 ст.236 уточнено, что указанные в п.1 и 2 настоящей статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
В случае, приведенном в вопросе, выплата надбавок работникам за разъездной характер работ в размере не менее 50 % нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации за каждый день нахождения на линии, трассе установлена отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству, то есть локальным нормативным актом (или коллективным договором), и, следовательно, данные выплаты относятся к категории выплат, начисляемым работодателем в пользу работников, и подлежат налогообложению ЕСН.
К тому же согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.11.2000 N 116 (п.8.10.10), надбавки к заработной плате, выплаченные работникам в связи с подвижным (разъездным) характером работы, включаются в фонд заработной платы в составе оплаты за отработанное время.
Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, утвердившим Методические указания по порядку исчисления и уплаты ЕСН, разъяснено, что надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), исчисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных, учитываются в составе среднего заработка и подлежат налогообложению.
Однако предприятию следует иметь в виду, что согласно ст.238 НК РФ, устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению, определено, что при оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом нормы возмещения командировочных расходов установлены постановлением Правительства РФ от 26.02.1992 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов", письмом Минфина России от 12.05.1992 N 30 "О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах", приказом Минфина России от 13.08.1999 N 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации".
Просим разъяснить: относятся ли на затраты предприятия суммы исчисленного ЕСН?
Письмом Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС России от 01.03.2001 N 02-5-11/91-Г853 в адрес УМНС России по Московской области разъяснено следующее.
Статья 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривает, что до принятия федерального закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
Согласно подпункту "п" п.2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования и государственный Фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ организации вместо взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования уплачивают ЕСН.
Учитывая вышеизложенное, до внесения изменений в налоговое законодательство суммы ЕСН включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются для целей налогообложения в соответствии с вышеназванным Положением о составе затрат.
Кроме того, в п.25 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено, что отнесение начисленных сумм налога на затраты осуществляется в соответствии с вышеназванным Положением о составе затрат, а также Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 и Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491.
Просим разъяснить, должны ли ЖСК, существующие на членские взносы, платить единый социальный налог с заработной платы лиц, обслуживающих ЖСК (председатель, бухгалтер, слесарь, дворник и т.д.)?
В соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Исходя из вышеуказанного выплаты, начисляемые работникам за выполненные работы (оказанные услуги) для жилищно-строительного кооператива за счет членских взносов данного кооператива, единым социальным налогом не облагаются.
Аналогичное следует из п.11 Методических рекомендаций.
Являясь товариществом собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме, наша организация не осуществляет предпринимательской деятельности и существует за счет членских взносов членов товарищества. Согласно п.8 ст.238 НК РФ суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению. Просим разъяснить: имеем ли мы право на эту льготу?
Подпунктом 8 п.1 ст.238 НК РФ, определяющей перечень выплат (сумм), не подлежащих налогообложению, определено, что не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, который включает земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.
Товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
Следовательно, суммы, выплачиваемые товариществом собственников жилья за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для данного товарищества, будут исключаться из налогообложения по ЕСН.
Статьей 237 НК РФ определено включение материальной выгоды, полученной работником в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств, в налоговую базу для исчисления ЕСН. Таким образом, плательщик ЕСН - юридическое лицо должно исчислять ежемесячно материальную выгоду по заемным средствам, предоставленным работнику на льготных условиях, начислять ЕСН и перечислять его в бюджет. Каким образом производить исчисление ЕСН с сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях в случае, если налогоплательщик-физическое лицо не уполномочил налогового агента (юридическое лицо) на перечисления суммы налога на доходы, исчисленной с материальной выгоды?
В ст.237 НК РФ, определяющей порядок формирования налоговой базы по ЕСН, указано, что при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст.40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К одной из категорий материальной выгоды, перечисленных в п.4 ст.237 НК РФ, относится материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая в порядке, предусмотренном п.2 ст.212 НК РФ и Методическими рекомендациями по порядку применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415.
Исходя из вышеизложенного независимо от того, уполномочил или не уполномочил налогоплательщик-физическое лицо организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, при исчислении ЕСН организацией, выступающей по отношению к данному физическому лицу работодателем, она обязана включить в налоговую базу по ЕСН (которая согласно п.2 ст.237 НК РФ определяется отдельно по каждому работнику) и материальную выгоду, полученную от экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях.
Следует иметь в виду, что плательщиком ЕСН, в том числе и с материальной выгоды, является организация-работодатель, а не физическое лицо.
Наша организация (лечебно-производственные трудовые мастерские) ранее, до 1 января 2001 года, была освобождена от уплаты налога в Фонд обязательного медицинского страхования, так как мы работаем с инвалидами, имеющими психические заболевания. Просим разъяснить: имеем ли мы право на льготное налогообложение по ЕСН, и если да, то каков порядок ее получения?
В п.18-19 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено следующее.
Правомерность использования организациями льготы подтверждается при представлении ими совместно с налоговой декларацией списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).
В соответствии с п.28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Данная льгота не распространяется на работодателей - индивидуальных предпринимателей и иных категорий, предусмотренных подпунктом 1 п.1 ст.239 НК РФ.
Согласно подпункту 2 п.1 ст.239 НК РФ от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника, освобождаются следующие категории работодателей:
а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения.
В соответствии со ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель;
б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%. В случае изменения численности работающих инвалидов и фонда их заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период;
в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Льготы по уплате налога предоставляются учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров), при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Следовательно, вопрос об освобождении от уплаты ЕСН может быть рассмотрен налоговыми органами при представлении организацией всех документов, подтверждающих ее право на налоговые льготы.
До решения же вопроса о представлении (или непредставлении) организации льготы трудовые мастерские согласно ст.243 НК РФ должны производить исчисление и уплату авансовых платежей по ЕСН (по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469).
Наше акционерное общество (далее - Общество) зарегистрировано в установленном порядке на территории Московской области в г. Подольске.
Вместе с тем Общество имеет на территории г. Москвы обособленные подразделения, которые в соответствии со ст.83 НК РФ состоят на учете в территориальных ИМНС г. Москвы, не имеют самостоятельного баланса и расчетного счета, а бухгалтерский учет ведется централизованно.
Работники Общества оформлены на работу в установленном порядке как в г. Подольске - по месту нахождения головной организации, так и по месту расположения обособленных подразделений.
До 31 декабря 2000 года Общество уплачивало страховые взносы за своих работников в соответствующие фонды по месту нахождения головного предприятия, то есть в г. Подольске. В связи с вступлением в силу части второй НК РФ и заменой сборов в фонды ЕСН Общество просит разъяснить, где ему надлежит уплачивать ЕСН за своих работников: по месту нахождения Общества или по месту нахождения его обособленных подразделений - за тех работников, которые числятся в этих подразделениях?
Пунктом 9 ст.243 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями, определено, что налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.
Указанные налогоплательщики представляют налоговые декларации по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений.
Пунктом 3 этой же статьи НК РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Следовательно, исходя из вышеизложенного акционерное общество должно ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять расчеты по авансовым платежам по ЕСН для организаций, выступающих в качестве работодателей (по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469) в ИМНС России по г. Подольску и в ИМНС России по г. Москве, причем сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения общества с ограниченной ответственностью (г. Подольск) будет определяться как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений (в случае, указанном в вопросе, - в г. Москве).
По окончании налогового периода (календарного года) акционерное общество будет обязано представить в вышеуказанные налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/468.
Кроме того, в п.26 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН предусмотрено, что обособленные подразделения могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по расчету условий для применения регрессивной шкалы налогообложения, расчету налоговых льгот, исчислению и уплате налога, вести учет расходов на цели государственного социального страхования, а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по налогу и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, предусмотренном главой 4 НК РФ.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями вышеуказанных обязанностей организаций, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация.
Обязан ли глава крестьянского хозяйства - индивидуальный предприниматель заключать трудовые договора с членами крестьянского хозяйства и исчислять по их доходам ЕСН?
Согласно ст.235 НК РФ к категории плательщиков налога относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие выплаты наемным работникам. Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено следующее.
В соответствии с п.2 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой ГК РФ, согласно п.1 ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделено правами юридического лица.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:
1) глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель;
2) крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.
При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут выступать в качестве работодателя и, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам. В этом случае они представляют в налоговый орган две декларации об уплате налога по двум основаниям и расчет по уплате авансовых платежей по налогу за наемных работников.
Обязанности налогоплательщика-работодателя возлагаются в этом случае как на крестьянские (фермерские) хозяйства - юридические лица, так и на глав крестьянских фермерских хозяйств - индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и вознаграждения наемным работникам.
Следовательно, если глава крестьянского хозяйства выступает в качестве работодателя, он обязан оформлять трудовые отношения с членами крестьянского хозяйства в соответствии с ГК РФ или КЗоТ РФ.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве юридического лица, согласно разъяснениям, данным Методическими рекомендациями, не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского хозяйства и, следовательно, не исчисляет ЕСН. Заключает ли он с ними трудовые договора?
Согласно Методическим рекомендациям по порядку исчисления и уплаты ЕСН обязанности налогоплательщика как лица, самостоятельно получающего доходы, возлагаются на:
- главу крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица. В данном случае глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства и производит лишь распределение полученного совместно дохода между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следовательно, заключение трудовых договоров с членами крестьянского (фермерского) хозяйства не обязательно.
Если в январе 2001 года у организации, производящей сельскохозяйственную продукцию, она составляет менее 50% от общего объема производства, то какой расчет авансовых платежей организация должна представлять - по приложению N 2 или N 4 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469?
По итогам работы за 2000 год общий объем производства сельскохозяйственной продукции превышал у организации 50%. Какую ставку ЕСН следовало бы применять - 35,6 или 26,1%?
Статьей 235 НК РФ, устанавливающей категорию налогоплательщиков, определено, что плательщиками налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам.
Юридический статус предприятия, характер и род его деятельности определяются его уставными документами; органами статистики предприятию присваивается код по ОКОНХ, определяющий его отраслевую принадлежность, и т.п.
В п.22 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено, что при рассмотрении вопроса об отнесении сельхозпроизводителей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться ст.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", в соответствии с которой к сельхозтоваропроизводителю относится юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.11.1999 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации".
Предприятие-налогоплательщик в течение налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляет ЕСН и представляет в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, которая соответствует роду его деятельности.
По окончании налогового периода при проверке налоговой декларации налоговые органы вправе согласно ст.93 НК РФ истребовать все необходимые документы, подтверждающие обоснованность представления данного вида декларации, и сделать соответствующие выводы о правильности (обоснованности) применения плательщиком ставки ЕСН.
В случае необходимости доначисления по данному налогу они имеют право привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Создано муниципальное учреждение - районный центр санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма. Целью создания учреждения является охрана и реабилитация здоровья граждан, развитие физической культуры, спорта и других социальных благ в соответствии с нормами действующего законодательства. Имеет ли право вышеназванное учреждение применить налоговую льготу согласно подпункту 2 п.1 ст.239 НК РФ как учреждение, созданное для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных социальных целей?
Статьей 239 НК РФ, устанавливающей налоговые льготы, определено, что от уплаты налога освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. На муниципальное предприятие вышеуказанная льгота не распространяется.
Включаются ли в состав сумм, не подлежащих налогообложению, выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, за выполнение трудовых обязанностей проф-активу (председателю и т.д.), включая премии?
Подпунктом 13 п.1 ст.238 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.
При применении подпункта 13 п.1 ст.238 НК РФ следует учитывать, что в случае если члену профсоюза выплаты за счет членских профсоюзных взносов будут производиться чаще одного раза в три месяца, то такие выплаты независимо от выплачиваемой суммы подлежат налогообложению. Суммы, выплаченные членам профсоюза в размере, превышающем 10 000 рублей в год, также подлежат налогообложению. Указанное следует из п.16 Методических рекомендаций по исчислению и уплате ЕСН.
Выплаты, производимые профсоюзной организацией профактиву из членских взносов за выполнение трудовых обязанностей, должны включаться в налогообложение ЕСН, так как профсоюзная организация выступает в качестве работодателя.
Исчисляется ли ЕСН с суммы дохода, выплаченного казначею, бухгалтеру и председателю садоводческого товарищества, дачно-строительного и жилищно-строительного кооперативов?
Согласно подпункту 8 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Если суммы дохода выплачены казначею, бухгалтеру и председателю за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов, то они не подлежат налогообложению ЕСН. В указанной статье НК РФ дачно-строительные кооперативы не упоминаются, поэтому на этот тип организаций льгота не распространяется.
Работники строительного кооператива, гаражного кооператива интересуются, как им будут начисляться пенсия, обеспечиваться выплаты по больничным листам и пр., если фонды не формируются, не пополняются, так как организации используют льготы по ЕСН? Сдавать ли этим организациям нулевые расчеты до 20-го числа ежемесячно?
Начисление пенсии регулируется Федеральным законом от 29.12.2000 N 167-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Назначение и выплата пособий (больничные листы и пр.) предусмотрены Положением "О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" (Постановление ВЦСПС от 12.11.1984).
Подпунктом 8 п.1 ст.238 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению только суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, то есть в данном случае эта льгота применяется к категории организаций, указанных в данной статье и выступающих по отношению к лицам, выполняющим для них работы, работодателями.
Полученные от данной организации средства за выполненные работы, услуги у физического лица (в данном случае работника этого же кооператива) являются его доходом и должны облагаться налогами (сборами) согласно действующему законодательству.
По вопросу начисления пенсии и пособия по больничному листу работникам строительного кооператива необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальное отделение Фонда государственного социального страхования. Гаражно-строительному кооперативу, выступающему в качестве работодателя, необходимо в соответствии с приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в налоговые органы расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Постоянное представительство Латвии осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Должна ли организация уплачивать взносы в Фонд социального страхования за своих работников, не иностранных граждан? В остальные фонды взносы уплачиваются.
С 1 января 2001 года уплата страховых взносов во внебюджетные фонды заменена ЕСН.
Согласно п.1 ст.235 НК РФ налогоплательщиками налога признаются также работодатели, организации, производящие выплаты наемным работникам. В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные объединения, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Аналогичное изложено в п.2 Методических рекомендаций по исчислению и уплате ЕСН.
Учитывая вышеизложенное, постоянному представительству Латвии следует вносить платежи по ЕСН по месту своего нахождения.
В ст.236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ.
Должен ли индивидуальный предприниматель-работодатель платить единый социальный налог с вознаграждения продавца, если продавец в свободное от работы время сам занимается торгово-закупочной деятельностью на рынке и состоит на учете в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции?
Сумма вознаграждения, выплачиваемая индивидуальным предпринимателем-работодателем продавцу, не будет считаться объектом налогообложения только в случае, если продавец состоит на учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
Авансовые платежи единого социального налога исчисляются от начисленных сумм дохода или от фактически выплаченных?
Статья 236 НК РФ определяет объект налогообложения ЕСН.
В ст.237 НК РФ, определяющей налоговую базу ЕСН, указано, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором-пятом подпункта 1 п.1 ст.235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Следовательно, авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из выплат и вознаграждений, начисленных по всем объектам обложения.
Возможны (обязательны) ли перерасчеты по авансовым платежам по ЕСН, если справка ВТЭК представлена позже? Например, инвалидность - с 1 июня 2001 года, справка ВТЭК представлена в августе 2001 года. За июнь и июль отчеты представлены в налоговую инспекцию.
Правомерность использования организацией льготы по уплате ЕСН подтверждается при представлении совместно с налоговой декларацией списка работающих инвалидов [номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ), подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида]. В соответствии с п.28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. В случае если в результате переосвидетельствования инвалид теряет право на получение инвалидности и в организации изменяются численность работающих инвалидов и фонд их заработной платы в общем фонде оплаты труда, налогоплательщику необходимо произвести перерасчет авансовых платежей по ЕСН за соответствующий период.
Согласно п.3 ст.243 главы 24 НК РФ исчисление авансовых платежей ЕСН производится исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период. Сумма авансового платежа по налогу, которая подлежит уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Таким образом, налогоплательщик имеет возможность скорректировать авансовые платежи с учетом возникших льгот в течение года.
В подпункте 8 п.1 ст.238 НК РФ в числе некоммерческих организаций (ГСК, ЖСК, садоводческие), не уплачивающих ЕСН, не названы дачные кооперативы, имеющие такой же правовой статус и уплачивающие налоги за счет членских взносов. Почему?
В соответствии с п.2 ст.35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вышеуказанные объединения могут в установленном федеральными законами порядке полностью или частично освобождаться от федеральных налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей. Вместе с тем в подпункте 8 п.1 ст.238 НК РФ дачные кооперативы не упоминаются, следовательно, уплата ЕСН данной категорией налогоплательщиков должна осуществляться в общеустановленном главой 24 НК РФ порядке.
Н.Н. Шелемех,
государственный советник налоговой службы II ранга
Л.В. Комарова,
советник налоговой службы III ранга, Московская обл.
"Налоговый вестник", N 6, 7, июнь, июль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1
www.nalvest.ru