Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, август 2001 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


Правительство Австралии приняло решение разрешить самостоятельным подрядчикам (лицам, заключающим договоры на выполнение работ своими силами) подавать налоговые декларации по системе самоначисления без получения предварительного согласия налогового органа. Руководители налогового ведомства Австралии полагают, что это не приведет ни к увеличению, ни к снижению налоговых поступлений от независимых подрядчиков, однако будет способствовать сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов законными способами.

В соответствии с новыми правилами подрядчики, не менее 80% доходов которых получены из одного источника, могут рассматриваться в качестве налогоплательщиков, налоги с которых удерживаются у источника в момент выплаты, а не в качестве налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков - субъектов малого бизнеса.

В Австралии индивидуальные предприниматели, имеющие статус компании, имеют право уплачивать налог с корпораций по ставке 34% вместо уплаты налога, удерживаемого у источника выплаты по ставке до 47%. Другими словами, у этой категории налогоплательщиков имеется возможность уплачивать налог по более низкой ставке.

Естественно, этой возможностью воспользовались многие налогоплательщики. Ранее правительство попыталось сократить масштабы уклонения от уплаты налога путем введения требования, в соответствии с которым подрядчики для получения согласия налоговиков на уплату ими налогов в том или ином статусе должны были обращаться в налоговые органы.


Бельгия


На посту председателя ЕС Бельгия намерена приложить усилия по принятию директивы по налогу на сбережения, снижению ставок налогообложения и усилению координации бюджетной политики государств - участников Союза. В ЕС полагают, что без гармонизации систем налогообложения доходов со сбережений физических лиц добиться создания действительно интегрированного финансового рынка в Европе невозможно. В этом свете принятие в ЕС директивы по налогообложению доходов со сбережений приобретает особое значение. При этом исходят из того, что в настоящее время в Европе сложился экономический климат, благоприятный для проведения реформ по реструктурированию расходов и снижению налогового бремени.


* * *


В июне 2001 г. Европейская комиссия официально обратилась к Швеции с предложением отменить налогообложение вина по ставкам, более высоким, нежели ставки налогообложения пива. По правилам ЕС, в случае если в течение 2 месяцев Швеция не отреагирует на обращение Европейской комиссии, вопрос может быть передан в суд.

Законодательство ЕС запрещает государствам - участникам Евросоюза устанавливать более высокие налоги на продукцию, импортируемую из других стран. Вино поступает в Швецию в основном из Италии и Франции, а пиво реализуется преимущественно местного производства. Согласно решению арбитражного суда ЕС вино и пиво являются конкурирующими продуктами, на которые распространяется указанное правило равенства налогообложения.

Министерство финансов Швеции указывает на то, что законодательство в области налогообложения алкогольной продукции преследует прежде всего цель сохранения здоровья шведов. При этом общая тенденция изменения законодательства в этой области характеризуется снижением ставок налогообложения. Ограничения в продаже алкогольных напитков в Швеции, которые предусматривают в том числе ограниченные часы отпуска напитков в государственных магазинах, составляют важный элемент государственной политики.

Вино и пиво в Швеции облагаются акцизом. Размер ставки налогообложения зависит от процентного содержания алкоголя в соответствующем напитке, однако эта зависимость такова, что пиво с содержанием алкоголя 3%, например, облагается по ставке, более чем в два раза уступающей ставке налогообложения вина с таким же содержанием алкоголя. К исходной цене продукта кроме акциза добавляется еще и НДС, который в Швеции начисляется по ставке 25%. В результате складывается система налогообложения, которая "заставляет" шведов потреблять пиво в ущерб винам.


Германия


Министерство финансов страны готовит законопроект, который наделит налоговые органы правом вести расследование случаев налогового мошенничества, не извещая об этом налогоплательщиков. Законопроект в случае его принятия даст возможность проводить негласные расследования налоговых преступлений (за исключением случаев мошенничества, связанных с уплатой налога с продаж) и анализировать информацию, имеющуюся в налоговых декларациях. В настоящее время следователи имеют право изучать финансовую документацию налогоплательщиков - физических и юридических лиц, лишь предупредив об этом самих налогоплательщиков.

Министерство финансов страны также намерено ввести ограничения на размеры возмещения НДС. Подготовленный законопроект является реакцией правительства на рост сумм неправомерных возмещений НДС. Подделывая документацию или проводя "липовые" международные сделки, некоторые мошенники ухитряются получать от государства возмещение налогов на сумму до сотен миллионов немецких марок. Потери от этого вида мошенничества в Германии оцениваются 20 млрд марок в год. За счет уже принятых на федеральном и местном уровнях мер правительство надеется увеличить к 2002 г. сумму налоговых поступлений на 2 млрд марок.

Планируется также сформировать новое подразделение по борьбе с налоговым мошенничеством.


Италия


В конце июня 2001 г. правительство Италии одобрило план по преобразованию налоговой системы страны. Предлагается, в частности, сократить налоги для компаний, которые реинвестируют полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль. Предусматривается принять ряд мер по выводу экономики из тени и сокращению бюрократических процедур. Как полагают специалисты, эти действия приведут к стимулированию проектов, связанных с развитием инфраструктуры хозяйственной сферы. Предлагается также отменить налоги на наследование и дарение.


Македония


Правительство Македонии с 1 июля 2001 г. ввело специальный военный налог, которым будут облагаться сделки в частном секторе. Размеры ставки налога составляют 0,5 и 1% в зависимости от параметров сделки.

Поступления по новому налогу будут направлены на финансирование военных действий на севере страны. Всего требуется мобилизовать средств на сумму, эквивалентную 30 млн долл. США.


Непал


Министерство финансов Непала за месяц до окончания очередного финансового года приступило к выполнению программы, направленной на повышение собираемости налогов. Правительство страны считает, что выполнение плана по сбору налогов, предусматривающего рост налоговых поступлений на 22%, заложенных в бюджет на текущий финансовый год, находится под угрозой. Как показывает статистика, рост государственных доходов отстает от плана на 4%.

Программа правительства прежде всего направлена на взимание налоговой задолженности с крупных предприятий. Одновременно ставится задача расширить налоговую базу за счет взимания налогов с новых категорий налогоплательщиков. Увеличен размер штрафа, налагаемого на налогоплательщиков, нарушивших законодательство. Государство наделило налоговое ведомство правами по принудительному сбору недоимки, используя для этого приостановление платежей по сделкам, арест имущества и проведение аукционов по продаже имущества недоимщиков.

Последний раз правительство Непала ужесточило свое отношение к нерадивым налогоплательщикам весной 2001 г. Налоговые органы тогда приступили к выявлению и наказанию компаний, осуществляющих свою деятельность без регистрации в налоговом ведомстве, несвоевременно уплачивающих налоги и не представляющих в надлежащем виде налоговую отчетность.


Перу


В Перу начала реализовываться программа поощрения добросовестных налогоплательщиков - юридических и физических лиц, которые получают ряд привилегий (добросовестными налогоплательщиками считаются те, которые не допускают нарушений налогового законодательства). В частности, они приобретают право декларировать и уплачивать налоги по особому графику, получать отсрочки и рассрочки уплаты налоговой задолженности, получать возмещение НДС в течение 5 рабочих дней после подачи заявления, а также возврат переплаченных налогов в течение 10 рабочих дней после подачи заявления.

Налогоплательщики могут начать участвовать в программе в первый рабочий день января, апреля, июля и октября каждого года. При этом они остаются ее участниками до тех пор, пока у налогового ведомства не появятся основания для их исключения из участников программы. Чтобы принять участие в программе, налогоплательщик должен удовлетворять некоторым требованиям, в том числе на протяжении двух лет своевременно декларировать и уплачивать налоги, не допускать нарушений налогового законодательства, быть зарегистрированным в качестве налогоплательщика на территории государства, не иметь недоимки, подлежащей принудительному взысканию. Налогоплательщик, исключенный из участников программы, может вновь им стать не ранее чем через 2 года после момента исключения.


Украина


Как сообщает руководство Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), проект ее модернизации будет осуществляться на протяжении 10 лет в три этапа. Первый этап будет реализован в 2002-2004 гг., второй - в 2005-2007 гг., третий - в 2008-2011 гг. Определение окончательных сроков завершения модернизации налоговой службы будет зависеть от подписания соглашения о финансировании программы модернизации между правительством Украины и Всемирным банком.

В настоящее время уже имеются концепция и проект программы модернизации налоговой службы Украины. Разработан проект функциональной реорганизации налоговой службы Украины при участии компании Barents Group LLC и Агентства международного развития США. По оценке руководства ГНАУ, этот проект отражает стремление налоговой службы перейти от отраслевого принципа построения налоговой администрации к функциональной структуре, что соответствует международному опыту работы налоговых служб в целом. Имеется также ряд проектов по усовершенствованию процесса принудительного взыскания налоговой задолженности.

В Государственной налоговой администрации Украины создаются инспекции по работе с крупными налогоплательщиками (уже создано 6 подразделений). Планируется создать 2 новые инспекции в Киеве и Львове.


* * *


Государственная налоговая администрация Украины в письме от 16.05.01 г. N 153/2/24-1112 заявила о своем несогласии с разъяснениями Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности о лишении налоговиков права приостанавливать операции налогоплательщиков на банковских счетах. Разъяснения были изложены в письме Комитета "О некоторых вопросах применения Закона Украины N 2181-III от 21.12.2000 г. "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".

Как следует из письма Комитета Верховной Рады, налоговые органы должны отозвать свои распоряжения о приостановке операций на счетах клиентов, которые были направлены до 1.04.01 г., а банки с этой даты не должны выполнять соответствующие распоряжения. Комитет парламента обосновывает свою позицию тем, что закон от 21.12.2000 г. N 2181-III исключил из закона "О государственной налоговой службе Украины" нормы, предоставлявшие налоговикам право блокировать операции по счетам.

Обосновывая свою позицию, ГНАУ также ссылается на закон N 2181-III и Указ Президента Украины от 4.03.98 г. N 167/98 "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами". Системный анализ этих документов позволил авторам письма ГНАУ сделать вывод о том, что в период с 1.04.01 г. по 1.10.01 г. налоговые органы имеют право приостанавливать операции плательщиков налогов на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях, за исключением операций по уплате налогов, сборов (обязательных платежей). С учетом этого представители ГНАУ обратились к Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности с просьбой отозвать свое письмо и направить соответствующее разъяснение в Национальный банк Украины.


Чехия


Согласно опубликованным министерством финансов Чехии данным налоговая задолженность чешских недоимщиков в последнее время несколько снизилась и на конец мая 2001 г. составила 100 млрд чешских крон. По данным статистического ведомства, ВВП Чехии вырос за год на 3,8%, что сопоставимо с цифрами роста ВВП в США и странах ЕС, и заметно опережает рост ВВП в Польше и Словакии.

Несмотря на рост цен, вызванный принятыми изменениями в порядке начисления НДС, уровень внутреннего спроса в Чехии остается устойчиво высоким. Спрос же на чешские товары в странах ЕС - основном внешнем рынке Чехии - может снизиться из-за торможения экономического развития государств Европы.

Согласно результатам проведения других исследований Чехия занимает 47-е место среди 91 страны по уровню коррупции. Среди государств - кандидатов на присоединение к ЕС уровень коррупции выше только в Латвии, Румынии и Словакии. По данным других независимых исследователей, более 20% чешских компаний за последние 2 года так или иначе были замечены в мошенничестве, в том числе связанном с хищениями собственности и сокрытием имущества.


Эстония


В июне 2001 г. правительство Эстонии согласовало проект соглашения между Эстонией и Россией об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и протокол к нему. Другим постановлением эстонское правительство согласовало проект соглашения с Беларусью о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенной деятельности.


Южная Корея


Налоговое ведомство Южной Кореи в июне 2001 г. обратилось в федеральную прокуратуру с просьбой начать расследование против шести крупнейших газет, руководство которых подозревается в уклонении от налогообложения на сумму более 500 млн вон.

Расследование может привести к арестам владельцев некоторых газет. В соответствии с национальным законодательством они могут быть приговорены к пожизненному тюремному заключению.

Как утверждают специалисты налогового ведомства, руководство газет использовало "липовую" бухгалтерию для сокрытия доходов. Владельцы газет передавали имущество в наследство своим детям. Для отмывания денег использовались псевдонимы и заимствованные имена. Акции газет распродавались членам семей владельцев по ценам ниже рыночных, а приобретались у них по ценам выше рыночных.


Южно-Африканская Республика


Налоговое ведомство Южно-Африканской Республики с 1 июля 2001 г. принимает налоговые платежи "по проводам". Южноафриканские налогоплательщики - юридические лица получили возможность "дистанционно" уплачивать подоходный налог, взимаемый путем удержания у источника выплаты, НДС и некоторые другие налоги и сборы. Такую возможность предоставили отдельные провайдеры Интернет-услуг. Таможенные платежи и акцизы, подоходный налог с физических лиц и некоторые другие налоговые платежи можно будет уплачивать "в электронном режиме" несколько позже, на втором и третьем этапах реализации программы, сроки проведения которых будут зависеть от сроков реализации первого этапа программы "электронизации" отношений налоговиков и налогоплательщиков.

По прогнозам налогового ведомства, электронными услугами могут воспользоваться от 50 до 60% южноафриканских налогоплательщиков.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, август 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.