Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 марта 2001 г. N 02-11/12771 Об отнесении на себестоимость посреднических услуг организации-агента (основным видом деятельности которого является оказание рекламных услуг на основании агентских договоров, заключаемых от своего имени, но по поручению и за вознаграждение организации-принципала) в целях налогообложения прибыли комиссионного вознаграждения, выплачиваемого организации-субагенту на основании субагентских договоров, заключенных во исполнение названных агентских договоров с участием в расчетах

Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 марта 2001 г. N 02-11/12771


Вопрос: Правомерно ли в целях налогообложения прибыли отнесение на себестоимость посреднических услуг организации-агента (основным видом деятельности которого является оказание рекламных услуг на основании агентских договоров, заключаемых от своего имени, но по поручению и за вознаграждение организации-принципала) комиссионного вознаграждения, выплачиваемого организации-субагенту на основании субагентских договоров, заключенных во исполнение названных агентских договоров с участием в расчетах?


Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1005 главы 52 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно ст. 1011 части второй ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 (распространяющиеся на договоры поручения) или главой 51 (распространяющиеся на договоры комиссии) данного Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы и существу агентского договора.

На агентский договор, предметом которого является оказание организацией - агентом рекламных услуг (работ) от своего имени, но по поручению и за вознаграждение организации-принципала (служащее выручкой от реализации посреднической услуги), распространяется действие главы 51 "Комиссия" части второй ГК РФ.

На основании ст. 1009 части второй ГК РФ, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

Стоимость услуги субагента, оказываемой во исполнение основной сделки (агентского договора), определяется размером комиссионного вознаграждения, выплачиваемого агентом (выступающим в роли принципала) исходя из условий соответствующего субагентского договора.

В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Таким образом, исходя из изложенного согласно п. 1, а также пп. "а" п. 2 указанного Положения в целях налогообложения прибыли правомерно относить на себестоимость посреднических услуг организации-агента (основным видом деятельности которого является оказание рекламных услуг на основании агентских договоров, заключаемых от своего имени, но по поручению и за вознаграждение организации-принципала) в качестве оплаты услуги сторонней организации, связанной с основной деятельностью агента, расходы в размере комиссионного вознаграждения, выплачиваемого организации-субагенту исходя из условий субагентских договоров, заключенных во исполнение названных агентских договоров с участием в расчетах, при условии, что указанные расходы не возмещаются принципалом отдельно, сверх суммы комиссионного вознаграждения агента.


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 марта 2001 г. N 02-11/12771


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 11, 2001 г.



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.