Вопрос: При начислении заработной платы работникам предприятия начисляется районный коэффициент в размере 30 процентов, который относится на себестоимость продукции. Налоговая инспекция утверждает, что на себестоимость относится 20 процентов, а 10 относится за счет прибыли предприятия. Права ли налоговая инспекция? (Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 27, июль 2001 г.)

При начислении заработной платы работникам предприятия начисляется районный коэффициент в размере 30 процентов, который относится на себестоимость продукции. Налоговая инспекция утверждает, что на себестоимость относится 20 процентов, а 10 относится за счет прибыли предприятия. Права ли налоговая инспекция?


Пунктом 13 постановления СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изменениями и дополнениями от 29 октября 1992 г.) местным органам государственной власти предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов.

В соответствии с постановлением N 76 главой администрации Иркутской области издано постановление от 28 января 1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", в соответствии с которым с 1 января 1993 г. на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (в том числе и в Иркутске) районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих устанавливается в размере 1,3. При этом затраты на выплату коэффициентов должны осуществляться предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

Данное постановление главы администрации было одобрено решением Иркутского областного совета народных депутатов от 20 мая 1993 г. N 13/7.

Согласно ст.22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

В состав затрат на оплату труда включаются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством (п.7 Положения о составе затрат).

Руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, предприятия г. Иркутска применяли к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент 1,3 с включением данных выплат в состав затрат на оплату труда.

В последнее время налоговые органы при осуществлении проверок деятельности предприятий требуют затраты на выплату районных коэффициентов, превышающие установленные соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, Правительства РФ, покрывать за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

По нашему мнению, данные требования налоговых органов являются необоснованными по следующим причинам.

Во-первых, ссылаясь на п.13 постановления N 76, налоговые органы опираются на указание, что затраты на названные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а для бюджетных организаций - за счет бюджетов субъектов и местных бюджетов. При этом делается вывод, что под средствами предприятий понимаются средства, остающиеся в распоряжении последних после налогообложения, то есть чистая прибыль. Однако в самом постановлении N 76 отсутствует прямое указание на то, что затраты на названные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, остающихся после налогообложения. Следовательно, такое расширительное толкование нормативного акта произвольно, оно ущемляет интересы налогоплательщиков.

Во-вторых, данная трактовка положений постановления N 76 противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии с п.11 ст.48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г.) к исключительной компетенции общего собрания акционеров относится вопрос о распределении остающейся после налогообложения прибыли общества. В соответствии с п.7 ст.33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" также к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится вопрос о принятии решений о распределении чистой прибыли общества. Учитывая, что постановление N 9 является обязательным к исполнению в субъекте Российской Федерации, и исходя из требований налоговых органов, можно сделать вывод, что государство вмешивается в вопрос расходования чистой прибыли юридическими лицами, что является недопустимым.

В-третьих, указанное толкование нормативного акта налоговыми органами может привести к тому, что в пределах одной местности с тяжелыми климатическими условиями, к которым относится г. Иркутск, выплата районного коэффициента работникам различных предприятий будет происходить неодинаково: не все предприятия получают в результате хозяйственной деятельности прибыль, за счет которой, по мнению налоговых органов, они должны выплачивать повышенный районный коэффициент.

Но из анализа действующего трудового законодательства следует, что целью установления районных коэффициентов является компенсация повышенных расходов, связанных с проживанием в местностях с тяжелыми климатическими условиями, и размер этих коэффициентов должен быть одинаков для предприятий всех отраслей, расположенных на территории конкретного района.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые органы в нарушение действующего трудового законодательства ущемляют права работников предприятий, в результате хозяйственной деятельности которых не была получена прибыль.

По нашему мнению, в п.13 постановления N 76 и в постановлении N 9 под средствами предприятий и организаций, за счет которых должно происходить начисление повышенных районных коэффициентов, понимаются средства предприятий и организаций, полученные ими в результате хозяйственной деятельности. Это означает, что предприятия и организации не могут рассчитывать на дополнительные источники финансирования из бюджета при начислении установленных в соответствии с законодательством повышенных районных коэффициентов. Учитывая, что постановление N 76 и изданное во исполнение его постановление N 9 являются действующими нормативными актами законодательства, предприятия могут включать в состав затрат на оплату труда выплаты по районному коэффициенту в размере, установленном главой администрации Иркутской области (1,3) на основании п.7 Положения о составе затрат.


Т. Фиц,

начальник юридического отдела ООО "ВостСибАудит"


1 июля 2001 г.


Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 27, июль 2001 г.


От редакции. Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организаций", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, установлено, что в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации все производимые ею расходы подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся все затраты, обусловленные ведением предприятиями обычных для них видов деятельности, в том числе и затраты, производимые сверх установленных действующим законодательством (оплата дополнительных отпусков, возмещение командировочных расходов сверх норм, выплата районных коэффициентов в размерах, превышающих установленные постановлениями СМ РСФСР, и т.д.);

прочие расходы, в том числе операционные, внереализационные и чрезвычайные, которые не связаны непосредственно с ведением производственной деятельности.

Отражение расходов на счетах бухгалтерского учета производится вне связи с Положением о составе затрат: расходы по обычным видам деятельности учитываются на счетах учета производственных затрат, а прочие расходы отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки".

Таким образом, в части, касающейся порядка отражения затрат на выплату районных коэффициентов в соответствии с постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9, автор консультации прав: эти расходы должны отражаться на счетах учета затрат на производство (если собственниками предприятия не установлено иное).

Однако при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль, как и раньше, необходимо руководствоваться Положением о составе затрат, п.7 которого определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда" отражаются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в целях налогообложения прибыли возникающая разница (дополнительные затраты) между районными коэффициентами, установленными постановлением главы местной администрации и постановлением СМ РСФСР, на себестоимость продукции (работ, услуг) не относится.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение