Проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России (А. Галоганов, "Российская юстиция", N 8, август 2001 г.)

Проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России


Адвокатская общественность озабочена коренным изменением организационных структур адвокатуры, в частности ликвидацией коллегий адвокатов.

Вместо коллегий адвокатов в законопроекте предлагается адвокатура субъекта Федерации; вместо президиума, рабочего органа самоуправления, - адвокатская палата; вместо юридической консультации - адвокатские кабинеты и бюро. К сожалению, возможны значительные негативные последствия как для адвокатуры, так и для обеспечения ею гарантий, установленных ст.48 Конституции РФ для граждан, нуждающихся в юридической помощи, профессиональном представительстве и защите.

Адвокатские кабинеты и бюро, создаваемые по инициативе учредителей, и ликвидация традиционных юридических консультаций, дислоцирующихся, как правило, при судах, означает свертывание юридической помощи в районах, где не обеспечиваются высокие заработки. Учредители (адвокаты) не склонны учитывать весьма существенные для организации защиты на местах факторы отдаленности, экономического положения того или иного района, платежеспособности его населения и открывать филиалы своих бюро в этих районах, в силу их нерентабельности, не заинтересованы.

Передача права организации структурных подразделений адвокатуры партнерам, создающим адвокатские бюро, по существу, лишит население огромных территорий Российской Федерации квалифицированной юридической помощи. Надежда на то, что переходные положения (ст.41 проекта) помогут решить эту проблему, иллюзорна. Легко прогнозируемая организационная неразбериха парализует деятельность суда и органов предварительного следствия, ибо около 50% всех случаев защиты по уголовным делам адвокаты осуществляют по назначению (около полутора миллионов поручений). Не учитывается проектом и то, что участие адвокатов по назначению предполагается распространить на арбитражное и гражданское судопроизводство.

Обеспечение защиты по назначению ныне осуществляется в силу ч.2 ст.47 УПК РСФСР через юридическую консультацию или через президиум коллегии адвокатов (ч.8 ст.47 УПК).

Ликвидация коллегий адвокатов, на наш взгляд, противоречит также ст.30 Конституции РФ и тем положениям ГК РФ, которые регламентируют создание и прекращение юридических лиц. Фактически нас хотят понудить самоликвидироваться. Преобразование президиумов коллегий в "палаты" с фиксированным составом - 15 человек - и урезанными полномочиями неизбежно повлечет следующие отрицательные последствия:

а) палата, собирающаяся "по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц", не сможет оперативно реагировать на сигналы и поручения государственных правоохранительных органов и суда;

б) надежда в этих случаях на "президента палаты" может не оправдаться, так как в проекте закона его полномочия (права и обязанности) не указываются;

в) поскольку решение кадровых вопросов (прием, увольнение, дисциплинарная ответственность адвокатов) не входит в сферу компетенции адвокатской палаты (ныне это прерогатива президиумов), невозможен и систематический контроль за деятельностью адвокатов.

Согласно ст.35 законопроекта решения о присвоении гражданину статуса адвоката, приостановлении этого статуса и лишении его принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Федерации. Она же принимает квалификационный экзамен, проверяет достоверность сведений о личности претендента. Как видим, нагрузка на квалификационную комиссию по комплектованию адвокатуры и очищению ее рядов значительна. Она создается на два года из 12 человек (6 - от адвокатуры, 2 - от органа юстиции субъекта Федерации, 2 - от представительного органа государственной власти и 2 - от судов). Таким образом, это общественная организация, не имеющая возможности работать на постоянной основе и заведомо не способная справиться с подобными задачами. На наш взгляд, квалификационная комиссия может выполнять только одну функцию - прием экзамена, результаты которого могут быть основанием приема в коллегию органом адвокатского самоуправления, отвечающим за организацию и качество юридической помощи.

Весьма необычно решаются проблемы некоторых демократических институтов жизни адвокатов.

Адвокаты избирают свои органы "прямым голосованием" (не учитывается различная численность адвокатуры в субъектах Федерации). Прямые выборы предусмотрены даже при избрании Федеральной палаты адвокатов (адвокатов в России - 42 тыс.). Тайное голосование не предусматривается.

По данному проекту имеется и много других замечаний. Так, в ст.1 делается попытка дать перечень лиц, которые не могут заниматься адвокатской деятельностью. Но этот вроде бы закрытый перечень нуждается в существенном расширении.

Неприемлем и перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, - он должен быть расширен (ст.2).

Крайне примитивны, на мой взгляд, суждения о том, что "адвокат не вправе занимать позицию по делу вопреки воле клиента"; "адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты" (ст.8).

Проект увязывает требования об обязательном выделении адвоката для участия только в уголовном процессе. Но проекты ГПК и АПК также предусматривают представительство адвоката по назначению суда. Можно ли игнорировать такое развитие процессуального законодательства?

Очень поверхностно определен предмет профессиональной тайны адвоката (ст.10).

При определении полномочий адвоката последний предъявляет свидетельство о внесении его в реестр и ордер на исполнение поручений "в необходимых случаях" и не "допускается требование от адвоката иных документов, подтверждающих его полномочия" (ст.17). Однако в гражданском судопроизводстве адвокату-поверенному придется запастись доверенностью на специальные полномочия.

Если закон будет принят в предлагаемой редакции, то больше всего пострадают не адвокаты, а российские граждане. Сосредоточение индивидуальных адвокатов, большинства "партнерств" в центральных городах и ничем не обеспеченное открытие их в сельских, отдаленных от центра местностях, которых в Российской Федерации большинство, оставит население этих регионов без какой-либо юридической помощи.


А. Галоганов,

президент Федерального союза адвокатов России


"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.



Проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России


Автор


А. Галоганов - президент Федерального союза адвокатов России


"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.13


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.