Пенитенциарный судья. К вопросу о судебном контроле за исполнением наказаний (Вл. Руднев, "Российская юстиция", N 8, август 2001 г.)

Пенитенциарный судья. К вопросу о судебном контроле
за исполнением наказаний


Часть 3 ст.56 Конституции РФ гарантирует право на судебную защиту, которое не подлежит ограничению. Им в полном объеме обладают и осужденные, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это право соответствует и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым ООН в 1955 году, согласно которым каждый из них должен иметь возможность обращаться к судебным властям с просьбами и жалобами.

Надо заметить, что право осужденных на обращение в суд нашло некоторое отражение в ст.20 УИК РФ. В ней предусмотрен судебный контроль за исполнением наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания, об отсрочке отбывания наказания, об изменении вида исправительного учреждения.

Кроме того, ч.2 данной статьи содержит указание на то, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Такого права осужденные ранее не имели, его появление в законе свидетельствует о расширении возможностей их доступа к правосудию. Однако нормы, обеспечивающие реализацию этих положений, в законодательстве пока отсутствуют.

В целом представляется, что нормы, содержащиеся в ст.20 УИК РФ, не в полной мере обеспечивают осужденных и иных лиц конституционным правом на судебную защиту. В связи с чем следует разработать судебный порядок рассмотрения жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание.

Реализация этого права осужденных должна предполагать распространение его на больший круг правоотношений, в которые они вступают. Это исходит из положений ст.18 Конституции РФ, согласно которым права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Но на практике данное требование не выполняется. Ряд субъектов Федерации, например Москва, Санкт-Петербург, почти не располагают исправительными учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы. Поэтому осужденных отправляют отбывать наказание за пределы данных субъектов Федерации. Находясь далеко от дома, такие осужденные, возможно, в большей степени нуждаются в доступе к правосудию.

Не секрет, что в ряде исправительных учреждений устанавливаются свои неписаные правила и традиции, отличающиеся от общепринятых. Кроме того, деятельность некоторых сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы не всегда законна. В связи с чем часть осужденных полагает, что с ними обращаются неправильно. В некоторых исправительных учреждениях до 90% осужденных отмечают предвзятость, необъективность рассмотрения их жалоб вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы. Невысока эффективность и прокурорского надзора в местах лишения свободы. При этом органы прокуратуры в своей деятельности иногда приобретают черты, свойственные органам уголовного преследования.

Согласно ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Эти положения распространяются и на лиц, осужденных к мерам наказания, как связанным, так и не связанным с лишением свободы.

Как известно, на стадии исполнения приговора также осуществляется правосудие. Поэтому представляется, что именно суд должен принимать решения, связанные с освобождением от наказания, в том числе и вследствие акта амнистии. В юридической литературе отмечается, что его применение зависит от администрации учреждений уголовно-исполнительной системы. Считаю целесообразным ввести судебный порядок обжалования отказов в применении амнистии. В решении этого вопроса, как видится, могут принимать участие стороны - обвинение и защита. Это обусловлено тем, что при отправлении правосудия в этом случае будет воплощен и такой конституционный принцип, как состязательность сторон.

В ходе реализации и других конституционных принципов правосудия на стадии исполнения приговора прокурорский надзор за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы впоследствии будет дополняться или заменяться судебным как одной из составляющих судебной защиты. В этом случае прокурор будет выступать в качестве стороны обвинения. Поэтому на суды ложится большая ответственность по обеспечению прав и свобод осужденных. Суды могут специализироваться на разрешении обращений и жалоб только этой категории населения. В этой связи можно говорить о введении должности пенитенциарного судьи.

Следует напомнить, что Концепцией судебной реформы 1991 года предусматривалось введение этой должности. Предполагалось, что пенитенциарный судья (в ранге мирового судьи) мог бы осуществлять в упрощенных формах рассмотрение жалоб и требований заключенных, представлений прокурора и администрации мест лишения или ограничения свободы. Однако 31 декабря 1996 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", из содержания которого не следует, что пенитенциарные судьи будут иметь статус мировых. Возможно, что они будут являться федеральными судьями. Не исключено, что пенитенциарные судьи смогут отправлять правосудие в специализированных судах - пенитенциарных, входящих в систему судов общей юрисдикции. Подобное заключение можно сделать, исходя из того, что указанный закон предусмотрел образование специализированных федеральных судов по рассмотрению административных и гражданских дел, к которым будут относиться и пенитенциарные суды.

Думается, что пенитенциарные судьи на первых порах могли бы отправлять правосудие в районных судах общей юрисдикции, обслуживающих органы и учреждения уголовно-исполнительной системы. Параллельно можно формировать пенитенциарные суды. Они одновременно могли бы рассматривать гражданские и административные дела в отношении осужденных, так как уголовные дела эти суды рассматривать не вправе, согласно ст.26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Если будут созданы пенитенциарные суды, то юрисдикция их, как представляется, может распространяться на один или несколько, в зависимости от принятого закона, субъектов Федерации, в которых расположены исправительные учреждения. Кроме того, к подсудности пенитенциарного суда может быть отнесено рассмотрение обращений лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Решения, выносимые ими, можно будет обжаловать и опротестовать в вышестоящие суды, т.е. в верховные суды республик, краевые, областные и другие приравненные к ним суды и выше - в Верховный Суд РФ. Судопроизводство и делопроизводство в них будет осуществляться в том же порядке, что и в других судах общей юрисдикции.

За рубежом есть пенитенциарные суды и судьи, например в Польше. В компетенцию пенитенциарного судьи в Польше, в частности, входит осуществление пенитенциарного надзора за законностью и правильностью исполнения наказания в виде лишения свободы, ареста, временного ареста, задержания, помещения в закрытое лечебное учреждение, а также дисциплинарных взысканий и мер принуждения, влекущих за собой лишение свободы. При этом сферы компетенции пенитенциарного судьи и суда в Польше различаются.

Что касается Российской Федерации, то в компетенцию пенитенциарного суда могло бы войти решение вопросов, аналогичных тем, что входят в компетенцию пенитенциарного суда и судьи в Польше. Кроме того, пенитенциарный суд в Российской Федерации мог бы рассматривать вопросы законности обеспечения прав осужденных, как связанных, так и не связанных с исполнением уголовных наказаний. Например, речь идет о праве осужденных на образование и т.п.Возможно, что пенитенциарный судья вправе будет вести прием осужденных, как ведут прием населения федеральные судьи других судов общей юрисдикции.

Пенитенциарный судья мог бы оказывать помощь осужденным в истребовании определенных документов для разрешения гражданско-правовых сделок. В пенитенциарные суды обращались бы и потерпевшие от преступлений по вопросам о возмещении ущерба осужденными в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ст.56 СК РФ ребенок по достижении 14 лет может обращаться в суд в целях защиты своих прав и интересов. Поэтому несовершеннолетним осужденным, находящимся в местах лишения свободы, тоже должно быть предоставлено это право.

Следует учитывать, что правовой статус осужденных, отбывающих наказание, меняется. Поэтому может происходить существенное ограничение прав и свобод осужденного. Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в определенных случаях права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Процесс ограничения прав и свобод должен быть возложен на суд. Поэтому, например, перевод осужденного из обычных условий изоляции в строгие условия изоляции, влекущий изменение режима отбывания наказания, должен осуществляться по решению суда, а не по распоряжению начальника учреждения уголовно-исполнительной системы, как это происходит сейчас.

Лица, содержащиеся в ИВС и СИЗО, в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства имеют право обращаться в суды с различными заявлениями, жалобами и т.д. Однако органы предварительного расследования и суды не всегда могут разрешить их.

В настоящее время положение лиц, находящихся в российских ИВС и СИЗО, признано экспертами Совета Европы как пыточное. Однако ситуация почти не меняется.

Между тем с введением института пенитенциарных судей лица, содержащиеся под стражей, могли бы обращаться в суд по поводу назначения лечения, госпитализации, предоставления свиданий, режима содержания под стражей и т.п. Возможно, это в некоторой степени могло бы ослабить зависимость подсудимого от суда, рассматривающего дело по существу. Кроме того, право на обращение в суд лица, содержащегося под стражей, соответствует положениям ч.2 ст.22 Конституции РФ, согласно которым содержание под стражей допускается только по судебному решению.

Следует сказать, что помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, стали создаваться в некоторых воспитательных колониях, в которых отбывают наказание несовершеннолетние. Эти помещения (ПФРСИ) признаны обеспечить изоляцию несовершеннолетних от взрослых подозреваемых и обвиняемых. Введение на территории исправительного учреждения следственного изолятора может изменить взаимоотношения лиц, содержащихся под стражей, администрации исправительного учреждения и судов. Соответственно, с введением должности пенитенциарного судьи такие взаимоотношения могут перейти на новый уровень. Возможно, что в данной ситуации пенитенциарный судья мог бы решать вопросы, связанные, например, с изменением меры пресечения, освобождением из-под стражи, освобождением от наказания и т.д.

Необходимо отметить, что определенная часть осужденных может опасаться подавать жалобы на администрацию исправительного учреждения. Таким образом, становится актуальным перевод таких осужденных в другие исправительные учреждения, обеспечение их безопасности, передача жалоб в суд их представителями, адвокатами и т.д.

Возможно, будет меняться психологический климат органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, так как пенитенциарный судья должен будет восприниматься как представитель государственного органа, отстаивающий права и свободы человека и гражданина.

Думается, что он сможет повлиять и на формирование правового сознания осужденных, выработку у них убеждения, что конфликты нужно разрешать правовым путем. Быть может, создание пенитенциарных судов будет способствовать формированию пенитенциарной юстиции в Российской Федерации. Помимо всего прочего, пенитенциарный судья рассматривал бы заявления, обращения сотрудников пенитенциарных учреждений, связанные, например, с трудовыми, жилищными и другими отношениями.

При этом пенитенциарный судья должен обладать определенными полномочиями. Так, согласно ч.3 ст.35 УИК Польши в случае выявления неоднократных, серьезных нарушений в работе исправительного учреждения, следственного изолятора или другого места пребывания лиц, лишенных свободы, либо если существующие там условия не гарантируют права лиц, в них находящихся, пенитенциарный судья обращается в соответствующий орган с предложением ликвидировать существующие нарушения. Если нарушения не были ликвидированы в определенный срок, пенитенциарный судья обращается с предложением к Министру о прекращении деятельности либо ликвидации полностью или частично данного учреждения, следственного изолятора либо места лишения свободы. Таким образом, пенитенциарный судья, осуществляя пенитенциарный надзор, может радикально повлиять на ситуацию в исправительном учреждении.

В свою очередь кандидат на должность пенитенциарного судьи, возможно, должен будет обладать познаниями в области психологии осужденных, иметь определенный стаж работы в должности судьи и т.п.

Статьей 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливается федеральным конституционным законом. Думается, что следовало бы подготовить проект федерального конституционного закона о пенитенциарном суде и предусмотреть введение в порядке эксперимента одного-двух пенитенциарных судов.


Вл. Руднев,

старший научный сотрудник Института законодательства

и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,

кандидат юридических наук


"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.



Пенитенциарный судья. К вопросу о судебном контроле за исполнением наказаний


Автор


Вл. Руднев - старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.32


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение