Взыскание исполнительского сбора (Д. Тимофеев, "Российская юстиция", N 8, август 2001 г.)

Взыскание исполнительского сбора


Согласно п.3 ст.81 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" 30% от суммы исполнительского сбора отчисляются Службой судебных приставов в федеральный бюджет, а остальная сумма поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Важность взыскания этого сбора при принудительном исполнении решений судов и актов других органов должна рассматриваться не только с экономической точки зрения, но и с позиций законности отправления властных полномочий таким институтом государства, как Служба судебных приставов Минюста России.

Практика работы судебных приставов-исполнителей (далее - приставов) по исполнению решений судов и взысканию исполнительского сбора в рамках требований Закона от 21 июля 1997 г. в настоящее время сводится к следующему. В производство к приставу поступает исполнительный документ, и он возбуждает исполнительное производство, дает должнику срок на добровольное исполнение решения суда, о чем выносит мотивированное постановление. Если должник в установленный срок этого не сделал, выносится постановление о взыскании с должника суммы исполнительского сбора. Далее пристав принимает все установленные законом меры для реального исполнения решения суда и взыскания суммы сбора.

Возникают следующие ситуации. Пристав в соответствии с требованиями ст.51 Закона от 21 июля 1997 г. налагает арест на имущество должника, составляя акт описи и ареста на сумму долга согласно исполнительного документа и сумму исполнительского сбора либо оформляя два акта описи и ареста отдельно на сумму долга согласно исполнительного документа и сумму сбора на основании постановления о его взыскании (подобная ситуация может иметь место в случае, если имущество должника, достаточное для исполнения указанных документов, было обнаружено не сразу, а с разрывом во времени). После реализации этого имущества судебный пристав распределяет взысканную сумму в соответствии со ст.77 Закона от 21 июля 1997 г.

Как можно заметить, данная ситуация является идеальной. Но, на мой взгляд, и она имеет серьезные правовые изъяны. Для начала рассмотрим ее в свете требований ст.88 названного Закона, а именно: постановление пристава о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом, который отвечает всем требованиям закона. Исходя из требований ст.9 Закона, при поступлении в производство пристава исполнительного документа, отвечающего необходимым требованиям (а вынесение данного постановления можно расценивать как поступление его к приставу), он должен в трехдневный срок возбудить исполнительное производство. В данном случае непонятно, на каком основании возможен последующий арест имущества должника на сумму исполнительского сбора и реализация этого имущества в рамках производства, возбужденного по выданному судом исполнительному документу, если данные действия направлены на исполнение законного требования, в котором должник остался прежним, а изменился взыскатель. Таким образом, при изменении сторон пристав фактически не вправе производить процессуальные действия (арест имущества) без возбуждения нового исполнительного производства.

Практическое применение Закона от 21 июля 1997 г. в этом вопросе сводится к тому, что в случаях, если при производстве исполнительных действий обнаружено имущество должника, достаточное для погашения суммы долга и суммы сбора, пристав реализует требования исполнительного документа и постановление о взыскании сбора без возбуждения исполнительного производства по последнему. Если же обнаруженного имущества не хватает для погашения задолжности по исполнительному листу и постановлению, однако имеется достоверная информация о наличии имущества должника на территории, обслуживаемой другим подразделением, данное постановление направляется по месту нахождения имущества и при его получении другим подразделением судебных приставов возбуждается исполнительное производство. Фактически получается, что на практике существуют два процессуальных порядка исполнения одного постановления пристава.

Выход из сложившейся ситуации может быть таким. При вынесении приставом постановления о взыскании сбора он должен возбудить новое исполнительное производство. В результате у него будут находиться два исполнительных производства - на взыскание с должника суммы в пользу взыскателя по решению суда и на взыскание суммы в пользу государства в лице Службы судебных приставов. Исходя из требования ст.55 Закона от 21 июля 1997 г. возможно объединение данных производств в сводное и их дальнейшее исполнение.

Подобные процессуальные действия позволят найти выход из ситуации, которая уже не раз была поводом для обсуждений. В этом случае имеется в виду передача взыскателю имущества должника согласно п.4 ст.54 Закона от 21 июля 1997 г.

До настоящего времени данная ситуация не получала правового разрешения в части взыскания суммы исполнительского сбора, т.е. если имущество должника, арестованное на сумму этого сбора, не было реализовано (из-за отсутствия покупателей на торгах) и взыскатель, оставляя данное имущество за собой, отказался перечислить Службе судебных приставов сумму сбора, у пристава просто не было правового механизма исполнения своего постановления. В результате ни Служба судебных приставов, ни государство не получали денежных средств по вполне "объективным" причинам. Возбуждение же исполнительного производства, в котором Служба судебных приставов становится взыскателем, позволит ей в полной мере воспользоваться правами, предоставленными взыскателю, и обеспечить реальное исполнение как решений суда, так и постановлений пристава.


Д. Тимофеев,

ведущий специалист Главного управления

Минюста России по Краснодарскому краю


"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.



Взыскание исполнительского сбора


Автор


Д. Тимофеев - ведущий специалист Главного управления Минюста России по Краснодарскому краю


"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.46


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.