Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления (Е. Виноградова, "Российская юстиция", N 8, август 2001 г.)

Юридические лица должны нести ответственность
за экологические преступления


Статьей 19 УК РФ четко установлено, что субъектом преступления может быть лишь физическое лицо. Напомню, что при обсуждении проекта ныне действующего УК мнение за введение ответственности юридических лиц превалировало, но в результате голосования проекта в первом чтении в Государственной Думе данная новелла в Кодекс не вошла. Однако такая категоричность законодателя не означает, что обсуждение проблемы ответственности юридических лиц в уголовном праве "закрыта" раз и навсегда.

Особенно актуален вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления (что не означает устранения ответственности и существующего субъекта - физического лица). Дело в том, что уголовно-правовые санкции, применяемые за экологические преступления, должны сделать экономически невыгодным для всего предприятия, всех его работников занятие экологически вредной производственной деятельностью. Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, никоим образом не могут способствовать восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы же, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, считаю, были бы способны выполнять восстановительную функцию.

Неясно, почему, если ответственность юридических лиц в административном и гражданском праве считается обоснованной, ее нельзя применять в уголовном праве. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Эта рекомендация уже реализована, например, в Великобритании и Франции. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления известна также и законодательству ряда штатов США.

Факт, что судебная статистика по делам об ответственности за экологические преступления крайне скудна. При этом сложившееся положение в экологии следует признать критическим. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ А. Меркушов писал около четырех лет назад: "С учетом остроты обеспечения экологической безопасности Верховный Суд РФ намерен провести широкое, с участием областных судов и правоохранительных органов, обобщение судебной практики рассмотрения уголовных... дел о преступлениях и правонарушениях, связанных с причинением вреда экологии, и вынести этот вопрос на обсуждение Пленума Верховного Суда, чтобы дать судам разъяснения" (Меркушов А.Е. О практике применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм экологической безопасности. М., 1997. С.6). Однако для того чтобы проводить обобщение судебной практики, она должна иметься в наличии.

Впрочем, говорить о невнимании со стороны высших судебных органов страны к вопросам обеспечения экологической безопасности было бы неверно. Им неоднократно посвящались разъяснения Пленума Верховного Суда СССР. Верховный Суд РФ также обращался к этой злободневной теме. В 1991 году было проведено обобщение судебной практики по делам данной категории, результаты которого отражены в специальном обзоре. В нем отмечалось неблагополучное положение дел в этой области. В частности, констатировалось, что резкое снижение судимости за нарушения природоохранительного законодательства не отражает истинного положения дел и свидетельствует о серьезных недостатках в работе природо- и правоохранительных органов. Значительное число выявленных причинителей вреда природе не привлекаются к судебной ответственности, так как подавляющее большинство материалов разрешается в административном порядке органами государственных инспекций или прекращается в процессе предварительного следствия (дознания).

Уверена, уголовно-правовые нарушения природоохранительного законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, вреду, причиняемому природе, обществу. Материалы изученных дел, как указывает А. Меркушов в ранее цитировавшейся работе, свидетельствуют, что 88% лиц, виновных в совершении экологических преступлений, "осуждено к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Такую практику назначения уголовного наказания нельзя признать мерой, сдерживающей преступность". Однако действующим уголовным законодательством почти все экологические преступления отнесены к категории преступлений небольшой тяжести, лишь некоторые квалифицированные составы - преступлениям средней тяжести. Еще меньше экологических преступлений (совершенных умышленно) отнесено УК к категории тяжких. Отсюда следует, что законодатель, по-видимому, и не считает необходимым сдерживать экологическую преступность при помощи назначения наказания исключительно в виде лишения свободы (впрочем, это тема отдельной публикации). Но, как уже ранее отмечалось, нельзя признать эффективным применение и других видов наказания, установленных в санкциях статей, предусматривающих ответственность за экологические преступления. Как быть? Решение, на мой взгляд, лежит абсолютно в другой плоскости: необходимо не ужесточение санкций в отношении существующих субъектов экологических преступлений - физических лиц, а внесение изменений и дополнений как в Общую, так и в соответствующие статьи Особенной части УК, предусматривающих установление в необходимых (и возможных) случаях уголовной ответственности юридических лиц. Ведь в системе уголовных наказаний (ст.44 УК), наряду с лишением свободы, ее ограничением и т.д., существуют такие виды наказания, которые могли бы применяться как к физическим, так и к юридическим лицам (причем, зачастую, к последним с большей эффективностью). Речь идет прежде всего о штрафе, возможно, о лишении права заниматься определенной деятельностью или конфискации имущества. Считаю, что установление имущественных уголовно-правовых санкций для юридических лиц за совершение рассматриваемой категории преступлений послужит более эффективному достижению целей наказания, сформулированных в законе.


Е. Виноградова,

доцент Ставропольского госуниверситета,

кандидат юридических наук


"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.



Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления


Автор


Е. Виноградова - доцент Ставропольского госуниверситета, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.62


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.