О типологии налоговых преступников (И. Соловьев, "Российская юстиция", N 8, август 2001 г.)

О типологии налоговых преступников


Важным аспектом криминологической характеристики налоговых преступлений является изучение личности налогового преступника, его типологии. При этом весьма важную роль играют критерии, по которым определяются параметры исследования. От того, какие источники положены в основу составляемой типологии, зависит и ее достоверность.

Так, с моей точки зрения, поскольку преступником любого человека может назвать только суд, то и для изучения типологии преступников должны использоваться материалы оконченных обвинительным приговором уголовных дел.

В то же время В. Ларичев в своей работе "Типология налоговых преступников" (Вестник Академии налоговой полиции России. Вып. 1. С.92) отмечает, что типы преступников определялись с помощью "обобщения материалов проверок налогоплательщиков налоговыми инспекциями, административного и гражданско-правового производства о нарушении налогового законодательства, уголовных дел...".

Первый тип преступников, предлагаемый В. Ларичевым, - "систематически, умышленно нарушающие налоговое законодательство в расчете на то, что налоговые и правоохранительные органы не смогут этого выяснить, - руководители коммерческих банков, солидных фирм, в том числе иностранных, которые заботятся о своей репутации и избегают огласки за допущенные правонарушения. При обнаружении этого факта они без всякого конфликта погашают задолженность перед бюджетом".

Не уверен, насколько корректно относить к данному типу руководителей солидных иностранных фирм. Во-первых, как показывает анализ, проведенный на основе изучения практики работы территориальных органов налоговой полиции, иностранные фирмы, осуществляющие свою деятельность на территории России, можно разделить на две группы.

К первой относятся приблизительно 10-13% от общего количества иностранных фирм из стран, где развита налоговая и правовая культура, существует неотвратимость ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений (США, европейские страны и др.). Говоря об этой группе, необходимо отметить достаточно глубокое знание российских нормативно-правовых актов в области налогообложения и ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений. Представители данной группы являются, как правило, наемными работниками иностранных юридических лиц со 100% иностранным капиталом и самостоятельной предпринимательской деятельности на территории России не осуществляют. Нарушения налогового законодательства носят здесь немассовый характер. Политикой в области налогообложения у таких фирм является лозунг "Быть белее белого", т.е. максимально прозрачными для российских налоговых и правоохранительных органов, даже в том случае, если это приносит убытки самой компании. К слову, деятельность большинства известных западных компаний на российском рынке до последнего времени не приносила большой прибыли, а в некоторых случаях была убыточной. Отметим также, что подавляющее большинство этих фирм отказывается также и от участия в различных легальных схемах оптимизации налогообложения, так популярных у российских налогоплательщиков.

Сомнительно и утверждение, что в случае выявления налогового правонарушения иностранные компании, боясь огласки, добровольно погашают задолженность. В случае когда иностранная компания уверена в своей правоте (так как сотрудники налоговых органов довольно часто занимаются самостоятельным трактованием налогового законодательства, а крупная иностранная компания с ее огромными оборотами является, как правило, удобным объектом проверки), к делу подключаются опытные юристы, с которыми налоговым органам приходится вступать в единоборство в суде.

Было бы неправильно предполагать, что в крупных западных компаниях отсутствуют налоговые правонарушения. Как показывает практика, желание поиграть с налоговыми и правоохранительными органами в "найдешь, не найдешь" имеется всегда. Другое дело, что мотивация правонарушений и преступлений здесь может быть иная (например, желание сотрудника всеми силами поднять доходы компании в расчете на повышение, а также на то, что все возможные неприятности достанутся его последователю). Однако криминально настроенные личности есть в любой стране, а уж если их таланты объединяются с талантами наших правонарушителей, то здесь получается весьма "гремучая смесь". Вспомним хотя бы казавшиеся такими надежными швейцарские страховые фирмы с громкими именами, вкладывать деньги в которые считалось престижным среди столичного "высшего света". Не говоря уже о различных фирмах, осуществлявших свою деятельность в сфере многоуровнего маркетинга, а подчас и финансовых пирамид. Отнести сюда можно и представителей различных неформальных религиозных организаций, которые используют Россию для укрепления своего влияния, вовлечения в свои деструктивные движения новых членов, от которых подчас требуют жертвования своего имущества, денежные средства от реализации которого идут на личное обогащение руководителей сект.

Ко второй группе относятся приблизительно 87-90% иностранных налогоплательщиков - юридических лиц. Их руководителями являются граждане государств Юго-Восточной Азии и стран СНГ. Их характеризует низкая правовая культура, полное или частичное игнорирование обязанности платить налоги. В случае выявления налоговых правонарушений и преступлений они также добровольно не расплачиваются с российским бюджетом, а предпочитают скрываться от возможных санкций за рубежом.

Второй тип преступников, по В. Ларичеву, - "в основном, законопослушные налогоплательщики, не согласные с существующим "губительным для них" налоговым законодательством и постоянно конфликтующие по этому поводу. Они постоянно не согласны с начислениями на них, сделанными налоговыми органами, поэтому отправляют протоколы разногласий, обращаются в вышестоящие налоговые органы, арбитраж. В основном это государственные предприятия или бедные акционерные общества, возникающие на базе прежних министерств, или частные фирмы, обосновавшиеся на российском рынке. В отдельных случаях им удается добиться полного или частичного удовлетворения своих исковых заявлений либо отсрочки платежей".

С моей точки зрения, довольно трудно оценить, насколько бедны акционерные общества, возникающие на базе прежних министерств. Здесь все зависит от отрасли и уровня акционеров.

Также отметим, что в большинстве случаев налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащие к уплате налоги и сборы. Начисления делаются в основном в случаях несвоевременного или неправильного внесения налоговых платежей.

А губительной нашу налоговую систему считают не только представители данной категории налогоплательщиков, но и подавляющее большинство населения страны, что было услышано, наконец, законодательной и исполнительной властями, а также новым руководством страны, в результате чего взят курс на налоговое реформирование, результаты которого должны положительно сказаться на экономических показателях и инвестиционном климате России.

К данному типу, по замыслу автора статьи, очевидно должен быть отнесен "недовольный спорщик". Однако, как показывает практика, количество юридических лиц, постоянно судящихся с налоговыми органами, измеряется единицами, в то время как количество физических лиц - налогоплательщиков, отстаивающих свои права в судах общей юрисдикции, гораздо больше. Да и любому умственно здоровому представителю фирмы вряд ли захочется еще раз испытывать на себе все стадии спора с налоговыми органами. Тем более представителям АО - бывших министерств, у которых имеются значительные связи в государственных контролирующих и правоохранительных органах.

Подчеркну, что практически любому налогоплательщику иногда удается добиться полного или частичного удовлетворения своих требований.

"К третьему типу относятся руководители юридических лиц, с которых скрытая прибыль или иные платежи, а также штрафные санкции взыскиваются только в безакцептном порядке путем выставления инкассовых поручений. Но это возможно, если у предприятий на банковских счетах есть деньги".

Здесь, очевидно, речь идет о тех руководителях, которые отказываются выплачивать штрафные санкции, начисленные по результатам проверок налоговых органов или органов налоговой полиции. От предыдущей категории данные лица отличаются, видимо, тем, что не предъявляют иски в суд, а просто отказываются платить. Не знаю, насколько многочисленна такая группа налогоплательщиков, чтобы выделять ее в самостоятельный тип налогового преступника.

"Четвертый тип преступников - это руководители предприятий, основанных на частной форме собственности (организационно-правовая форма - ООО), осуществляющих торгово-посреднические операции и существующих только формально. На их счетах средств нет, в балансовых отчетах, поступающих в ГНИ, говорится об отсутствии предпринимательской деятельности и, соответственно, прибыли. Ликвидационный же баланс не представляется. Руководителем такого предприятия, как правило, является мужчина в возрасте 40 лет, с высшим образованием, ранее не судим, состоит в браке. Зачастую такой руководитель успел создать новые предприятия, так и не отчитавшись по старым долгам. Самый криминальный вариант, когда руководство этого предприятия при выявлении фактов уклонения от налогообложения "подается в бега".

Как следует из текста, речь в данном случае идет о брошенных фирмах, не прошедших установленную законом процедуру ликвидации. Однако, как показывает практика, бросают не только ООО, но и ЗАО. К слову, данная организационно-правовая форма является лишь ненамного менее популярной, чем общество с ограниченной ответственностью. Непонятно также, чем четвертая группа преступников отличается от пятой.

"Пятый тип - это руководство так называемой "фирмы-однодневки", работающей, как правило, в интересах третьего лица. Такое предприятие имеет не более одного-двух оборотов капитала. Получив желаемый куш, руководитель исчезает из поля зрения налоговых и правоохранительных органов".

Очевидно, имеется в виду, что такие фирмы используют один или два раза для проведения обналичивания. Однако, с моей точки зрения, здесь действуют несколько иные характеристики фирм-однодневок. К тому же, чтобы исчезнуть из поля зрения налоговых и правоохранительных органов, надо сначала попасть в него. И, как показывает практика, найти таких хозяев удается не всегда. А кто попадается, ведет себя нагло, все отрицает, использует услуги высокооплачиваемых юристов и, к сожалению, часто остается безнаказанным. Анализ деятельности обналичивающих организаций позволяет выделить характерные особенности их регистрации и функционирования:

- по своим юридическим адресам они никогда не располагаются и связи с юридическими адресами не имеют;

- руководителями фирм являются подставные лица (бомжи, пенсионеры, студенты) либо первые лица фирм оформляются по похищенному (потерянному) паспорту;

- бухгалтерский учет не ведется;

- офисы фирм имеют сильную охрану, состоящую из вооруженных людей, в том числе в милицейской форме;

- организаторы обналичивания с целью уклонения от налогообложения используют фирмы в течение 1-2 месяцев;

- суточный оборот каждой фирмы в среднем составляет 500-900 тыс. рублей и, как правило, увеличивается к концу недели;

- фиктивные договоры, сметы и акты приемки подписываются не руководителем фирмы, а исполнителями. Указанные документы выдаются клиентам в незаполненном виде.

В подавляющем большинстве случаев прослеживается тесная связь некоторых банков с обналичивающими фирмами, зачастую они создаются по инициативе самих банков. Этим объясняется, что после блокировки счета сразу прекращается поступление на него денежных средств. Задерживается предоставление банковских документов по запросам, не указываются в течение нескольких дней остатки на расчетных счетах. Практически все обналичивающие фирмы после блокировки счетов нанимают аудиторов, юристов, адвокатов и других специалистов высокой квалификации с целью противодействия правоохранительным органам.

В составленную типологию не попали следующие лица, участие которых в налоговых преступлениях, как показывает практика работы органов налоговой полиции, встречается все чаще:

- главные бухгалтеры и работники бухгалтерии организаций;

- руководители и бухгалтеры некоммерческих организаций;

- руководители и бухгалтеры государственных организаций;

- лица, которые после выявления налогового преступления продолжают противоправную деятельность, пытаясь не загладить причиненный преступлением вред, а повлиять на предварительное следствие, "договориться" с должностным лицом;

- иные лица, служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо ложные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения;

- лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих данной организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями.

Следует отметить, что одной из особенностей типологии налоговых преступников, предложенной В. Ларичевым, является то, что в ней характеризуется не личность самого преступника, а особенности деятельности юридических лиц, в которых интересующий нас субъект может быть руководителем.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня, наверное, не совсем корректно изучать типологию преступников (тем более, налоговых), используя теоретические наработки криминологии 70-80-х годов. С тех пор изменилось многое: политическая и экономическая системы государства, сознание людей, право. На сегодняшний день государство поощряет занятие предпринимательской деятельностью, ранее преследовавшееся и осуждавшееся.

Исходя из динамично меняющихся условий жизни людей, необходимо нарабатывать новые критерии оценки преступности, ее причин, взаимосвязи с различными явлениями и процессами, в том числе и личности преступника.


И. Соловьев,

старший следователь по особо важным делам ФСНП России,

кандидат юридических наук


"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.



О типологии налоговых преступников


Автор


И. Соловьев - старший следователь по особо важным делам ФСНП России, кандидат юридических наук


"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.70


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.