Применение ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (С.И. Новиков, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2000 г.)

Применение ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"


Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000.

До принятия данного Положения порядок отражения средств целевого финансирования в бухгалтерской отчетности коммерческой организации был сформулирован в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н. Согласно п.47 Методических рекомендаций "остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования (из бюджета, от других организаций и граждан) отражаются по группе статей "Доходы будущих периодов". Уменьшение этих остатков осуществляется по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов (при отпуске на цели деятельности организации материально-производственных запасов, приобретенных за счет целевых средств; начислении амортизации по имуществу, приобретенному за счет указанных средств; завершении и сдаче научно-исследовательских работ и пр.). Данные об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по их видам и источникам, об их поступлениях и использовании в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода коммерческими организациями приводятся в отчете об изменениях капитала после раздела "Изменение капитала".

Таким образом, начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 г. остаток средств целевого финансирования нужно отражать по строке 640 "Доходы будущих периодов" пассива баланса в разделе "Краткосрочные обязательства". До этого остаток средств целевого финансирования отражался по строке 450 "Целевые финансирование и поступления" раздела "Капитал и резервы" пассива баланса.

С выходом приказа N 60н многие организации оказались в затруднительном положении, так как в отсутствии разъяснений официальных органов было не ясно, учитывать целевое финансирование на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" и отражать в балансе по строке 450 пассива или следует использовать счет 83 "Доходы будущих периодов" и отражать остаток средств целевого финансирования по строке 640 пассива баланса.

Порядок учета средств целевого финансирования до принятия ПБУ 13/2000 регулировался Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56, согласно которым для обобщения информации о движении средств, используемых для осуществления мероприятий целевого назначения, предусмотрен счет 96 "Целевые финансирование и поступления".

Вступление ПБУ 13/2000 в силу с 1 января 2001 г. совпадает с датой ввода в действие нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н. Учитывая это, последующий анализ положений ПБУ 13/2000 будем проводить с учетом положений нового Плана счетов.

В настоящей статье не рассматривается порядок бухгалтерского учета налогов, сборов и других обязательных платежей, которые могут уплачиваться в соответствии с действующим законодательством при расходовании средств целевого бюджетного финансирования.

1. Целью принятия ПБУ 13/2000 является установление правил формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании средств целевого бюджетного финансирования. ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию бюджетных средств, предоставленных коммерческим организациям (кроме кредитных) после 1 января 2001 г., а также до 1 января 2001 г. в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.

2. Под государственной помощью подразумевается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов.

3. Для целей применения ПБУ 13/2000 не рассматриваются в качестве экономической выгоды следующие действия государства, оказывающие влияние на общие хозяйственные условия деятельности организации:

создание инфраструктуры в развивающихся регионах;

установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность.

4. Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:

государственным регулированием цен и тарифов;

предоставлением налоговых льгот, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных кредитов;

участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.

5. Государственная помощь может предоставляться в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов), включая предоставление ресурсов в виде, отличном от денежных средств (природные ресурсы, имущество и т.д.).

Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов.

6. Согласно п.4 ПБУ 13/2000 для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на следующие.

6.1. Средства на финансирование капитальных расходов.

Капитальные расходы организации связаны с приобретением внеоборотных активов, которые в соответствии с п.3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 не признаются расходами организации. Согласно новому Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению данные расходы первоначально должны быть отражены по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и впоследствии списаны в дебет соответствующего счета учета внеоборотных активов.

К подобным внеоборотным активам, создание либо приобретение которых финансируется из бюджета, могут, в частности, относиться:

строительство природоохранных сооружений;

строительство жилья;

финансирование затрат капитального характера, связанных с мелиорацией сельскохозяйственных земель, закладкой многолетних насаждений;

приобретение техники и оборудования;

научно-исследовательские работы прикладного характера.

6.2. Средства на финансирование текущих расходов.

ПБУ 10/99 не содержит понятия "текущие расходы". По мнению автора, под текущими расходами должны пониматься как расходы по обычным видам деятельности, т.е. расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, так и операционные и внереализационные расходы организации.

Текущими расходами являются, например:

финансирование расходов на содержание объектов специального назначения;

выделение средств на возмещение текущих расходов предприятий-монополистов, реализующих товары (работы, услуги) населению по ценам ниже себестоимости;

финансирование централизованных закупок в районах Крайнего Севера.

7. В пункте 5 ПБУ 13/2000 определены два условия принятия к бухгалтерскому учету средств бюджетного финансирования. Имеется уверенность, что:

1) организация выполнит условия предоставления этих средств;

2) указанные средства будут получены.

В пункте 5 ПБУ 13/2000 не дается разъяснений о действиях организации в случае отсутствия уверенности по какому-либо из двух условий или невыполнения условий в последующем.

По мнению автора, в случае невыполнения указанных условий бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете в порядке, установленном п.12 ПБУ 13/2000.

Согласно п.12 ПБУ 13/2000 если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств отсутствует, в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитывают как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.


Пример 1. С целью получения бюджетных средств организация разработала и утвердила проектно-сметную документацию и ТЭО на капитальное строительство природоохранных сооружений, а также заключила договор с подрядчиками на проведение строительных работ. На строительные работы было получено уведомление о бюджетных ассигнованиях. На выполнение работ организация получила денежные средства из бюджета в размере 500 тыс. руб., а также строительные материалы на сумму 300 тыс. руб.

В последующем по какой-то причине подрядчик отказался от выполнения работ, и договор с ним был расторгнут.

Соответственно работы, на которые получены бюджетные средства, приостановлены до заключения нового договора либо выполнения работ организацией собственными силами.

В бухгалтерском учете делают следующие записи:

Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - К 86 "Целевое финансирование" - 800 тыс. руб. - отражены средства целевого финансирования;

Д 51 "Расчетный счет" - К 76 - 500 тыс. руб. - поступили деньги на расчетный счет;

Д 10 "Материалы" - К 76 - 300 тыс. руб. - поступили материалы.

В последующем полученные средства целевого финансирования будут учитываться по кредиту счета 86 и дебету счетов 51 и 10 до момента возобновления работ по договору либо до момента возврата организацией бюджетных средств.

8. Согласно п.6 ПБУ 13/2000 в случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств, указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость таких активов организация определяет исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Применение приведенной нормы не совсем понятно, так как, возможно, бюджетное финансирование организации происходит впервые и (или) до этого не было сравнимых обстоятельств приобретения подобных активов.

По мнению автора, в норме п.6 ПБУ 13/2000 имеется в виду определение рыночной стоимости получаемых активов, отличных от денежных средств. Таким образом, организация при получении активов, отличных от денежных средств, должна определять рыночную стоимость полученного актива.

В соответствии с п.4 ст.40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

9. В пункте 7 ПБУ 13/2000 рассматриваются два возможных способа признания в бухгалтерском учете бюджетного финансирования.

Способ 1. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п.5 ПБУ 13/2000, отражают как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

При данном способе делают следующие записи:

Д 76 - К 86 - возникновение целевого бюджетного финансирования (при выполнении условий п.5 ПБУ 13/2000) и задолженности по этим средствам;

Д 50, 51, 52, 55 - К 76 - получение целевого финансирования денежными средствами;

Д 07, 08, 10, 11, 15, 20, 41 - К 76 - получение целевого финансирования активами, отличными от денежных средств.

Способ 2. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

При данном способе делают следующие записи:

Д 50, 51, 52, 55 - К 86 - получение денежных средств целевого финансирования;

Д 07, 08, 10, 11, 15, 20, 41 - К 86 - получение активов, отличных от денежных средств.

ПБУ 13/2000 не ограничивает коммерческие организации при выборе способа отражения в учете средств целевого финансирования. Таким образом, представляется возможным предусмотреть в учетной политике организации один из возможных способов учета. В данном случае действия организации соответствуют п.8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", согласно которому "при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету".

По мнению автора, наиболее правильным, с методологической точки зрения, является первый способ, так как он соответствует допущению временной определенности факторов хозяйственной деятельности, которое раскрыто в п.6 ПБУ 1/98.

10. Согласно п.9 ПБУ 13/2000 с 1 января 2001 г. вводятся новые правила отражения в бухгалтерском учете средств целевого финансирования, которые значительно отличаются от ранее применяемых.

Рассмотрим предлагаемый новый порядок учета на конкретном примере.


Пример 2. Организация получила из бюджета средства на целевое финансирование в размере 1500 тыс. руб., из которых на приобретение основных средств предназначалось 1000 тыс. руб., нематериальных активов - 100 тыс. руб., на покрытие текущих расходов, связанных с приобретением материально-производственных запасов, - 400 тыс. руб.

Организация приобрела в соответствии с выделенными средствами:

отдельный объект основных средств стоимостью 1000 тыс. руб., по которому был выбран линейный способ начисления амортизации; срок полезного использования объекта - 25 лет;

нематериальный актив стоимостью 100 тыс. руб., по которому был выбран линейный способ начисления амортизации; срок полезного использования - 2 года;

материально-производственные запасы на сумму 400 тыс. руб., часть которых (в размере 300 тыс. руб.) была списана на производственные нужды в отчетном периоде.

Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого финансирования, которые были направлены на приобретение внеоборотных активов, подлежащих амортизации в течение срока полезного использования, будет следующим:

Д 76 - К 86 - 1500 тыс. руб. - отражено возникновение целевого бюджетного финансирования;

Д 51 - К 76 - 1500 тыс. руб. - получены денежные средства на целевое финансирование;

Д 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" - К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 тыс. руб. - отражены затраты организации на приобретение объекта основных средств;

Д 08-5 "Приобретение нематериальных активов" - К 60 - 100 тыс. руб. - отражены затраты организации на приобретение нематериального актива;

Д 60 - К 51 - 1100 тыс. руб. - оплачены приобретенные объекты основных средств и нематериальный актив;

Д 01 "Основные средства" - К 08-4 - 1000 тыс. руб. - введен в эксплуатацию объект основных средств (принят к бухгалтерскому учету);

Д 04 "Нематериальные активы" - К 08-5 - 100 тыс. руб. - введен в эксплуатацию нематериальный актив (принят к бухгалтерскому учету);

Д 86 - К 98 "Доходы будущих периодов" - 1100 тыс. руб. - одновременно при вводе объекта основных средств и нематериального актива в эксплуатацию;

Д 20, 23, 25, 26 и других счетов учета затрат - К 02 "Амортизация основных средств" - 3,33 тыс. руб. - начислена ежемесячная амортизация по объекту основных средств (40 тыс. руб. : 12);

Д 20, 23, 25, 26 и других счетов учета затрат - К 05 "Амортизация нематериальных активов" - 4,17 тыс. руб. - начислена ежемесячная амортизация по нематериальному активу (50 тыс. руб. : 12);

Д 98 - К 91 "Прочие доходы и расходы" - 7,5 тыс. руб. - отражена ежемесячно начисляемая амортизация по объекту основных средств и нематериальному активу;

Д 10-1 "Сырье и материалы" - К 60 - 400 тыс. руб. - приобретены материально-производственные запасы;

Д 60 - К 51 - 400 тыс. руб. - оплачены приобретенные материально-производственные запасы;

Д 86 - К 98 - 400 тыс. руб. - приняты к учету материально-производственные запасы;

Д 20, 23, 25, 26 и других счетов учета затрат - К 10-1 - 300 тыс. руб. - списаны на производственные нужды материально-производственные запасы;

Д 98 - К 91 - 300 тыс. руб. - отнесена на доходы сумма доходов будущих периодов при списании в производство материально-производственных запасов.

11. В абзаце 1 п.9 ПБУ 13/2000 указано, что в случае приобретения за счет бюджетных средств внеоборотного актива, по которому в соответствии с действующими правилами амортизация не начисляется, бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования на систематической основе в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение данного внеоборотного актива.

Попробуем разобраться в этом положении.

Во-первых, перечень внеоборотных активов, по которым амортизация не начисляется, приведен в п.4.1 ПБУ 6/97 "Учет основных средств" и п.48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Согласно данным Положениям амортизация не начисляется по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее 3 месяцев, по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и тому подобным объектам, продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.д.). Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Таким образом, при приобретении именно этих активов применяется рассматриваемое положение абз.1 п.9 ПБУ 13/2000.

Во-вторых, в указанном пункте определено, что средства целевого финансирования списываются "в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов".

В соответствии с п.3 ПБУ 10/99 для целей данного ПБУ не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительного характера и иных аналогичных мероприятий;

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Следовательно, не являются расходами организации, связанными с выполнением условий предоставления бюджетных средств, бюджетные средства, направленные организацией на:

приобретение внеоборотного актива;

погашение бюджетного кредита в случае его получения организацией.

В-третьих, в случае предоставления бюджетного кредита с условием уплаты процентов за его использование, в результате чего уплата процентов может быть признана расходами организации, связанными с выполнением условий предоставления бюджетных средств, бюджетные кредитные средства в соответствии с п.16 ПБУ 13/2000 не отражаются на счете учета целевого финансирования, а учитываются на счетах заемных средств и, соответственно, не подпадают под действие положений п.9 ПБУ 13/2000, так как в данном пункте идет речь о счете учета целевого финансирования.

В-четвертых, если государственная помощь предоставляется на безвозмездной основе, когда единственным условием предоставления средств является их целевое использование, то не понятно, как определять период признания расходов, связанных с выполнением условий финансирования для целей списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования.

Возможно, что в данном случае речь идет о выполнении условий финансирования, связанных с извлечением дохода от владения и использования приобретенного за счет бюджетных средств внеоборотного актива. В результате чего у организации возникают расходы, которые в силу п.19 ПБУ 10/99 признаются в отчете о прибылях и убытках:

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

Таким образом, применение положений п.9 ПБУ 13/2000 в отношении средств бюджетного финансирования, учтенных на счете учета средств целевого финансирования и направленных на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации, требует дополнительных разъяснений официальных органов.

12. В пункте 10 ПБУ 13/2000 описан порядок бухгалтерского учета бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды. Рассмотрим данный порядок на примере.


Пример 3. В предыдущем отчетном периоде организация произвела расходы на сумму 100 тыс. руб. В текущем периоде она получила бюджетные средства на расчетный счет на покрытие данных расходов в размере 100 тыс. руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Д 86 - К 91 - 100 тыс. руб. - отражено возникновение бюджетного финансирования;

Д 51 - К 86 - 100 тыс. руб. - получены бюджетные средства на расчетный счет организации.

13. Порядок бухгалтерского учета возврата средств бюджетного финансирования, признанных ранее в этом же году, с применением исправительных записей изложен в п.13 ПБУ 13/2000.


Пример 4. Рассмотрим отражение в учете возврата бюджетных средств, признанных ранее в этом же году, используя данные примера 1.

Д 76 - К 86 - сторно 800 тыс. руб. - на сумму бюджетного финансирования;

Д 51 - К 76 - сторно 500 тыс. руб. - на сумму перечисленных денежных средств;

Д 10 - К 76 - сторно 300 тыс. руб. - на сумму поступивших материалов.

По мнению автора, возможно применение обратных записей, хотя это прямо не предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета.

Согласно общей части Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России N 94н, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.

В данном случае отражение в бухгалтерском учете возврата бюджетных средств, признанных ранее в этом же году, будет следующим:

Д 86 - К 76 - 800 тыс. руб. - на сумму бюджетного финансирования;

Д 76 - К 51 - 500 тыс. руб. - на сумму перечисленных денежных средств;

Д 76 - К 10 - 300 тыс. руб. - на сумму поступивших материалов.

14. Порядок бухгалтерского учета возврата средств бюджетного финансирования, полученных в качестве государственной помощи в предыдущие годы, изложен в п.14 ПБУ 13/2000.


Пример 5. Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете возврата бюджетных средств, признанных в предыдущие годы, используя данные примера 2.

В случае возврата бюджетных средств на капитальные расходы делают следующие проводки:

Д 86 - К 76 - 1100 тыс. руб. - на сумму задолженности по возврату бюджетных средств;

Д 91 - К 86 - 90 тыс. руб. - на сумму начисленной амортизации по объекту основных средств (50 тыс. руб.) и нематериальному активу (40 тыс. руб.) за год;

Д 98 - К 91 - 1010 тыс. руб. - на сумму несписанных доходов будущих периодов;

Д 91 - К 86 - 1010 тыс. руб. - на сумму несписанных доходов будущих периодов.

Возврат бюджетных средств по текущим расходам в предыдущем периоде отражается таким образом:

Д 98 - К 91 - 100 тыс. руб. - увеличение финансовых результатов на сумму несписанных материально-производственных запасов;

Д 91 - К 76 - 400 тыс. руб. - увеличение задолженности по возврату бюджетных средств.

15. Согласно п.16 ПБУ 13/2000 бюджетные кредиты отражаются в бухгалтерском учете в порядке, принятом для учета заемных средств.

В соответствии с Планом счетов для учета заемных средств предназначены счета:

66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" - для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией;

67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" - для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.


Пример 6. Бюджетный кредит в сумме 1500 тыс. руб. предоставлен организации на 1 год с начислением процентов по ставке 10% годовых. Организация вернула кредит в конце года.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Д 51 - К 66 - 1500 тыс. руб. - получен бюджетный кредит;

Д 91 - К 66 - 150 тыс. руб. - начислены проценты по бюджетному кредиту за год;

Д 66 - К 51 - 150 тыс. руб. - погашены проценты по кредиту;

Д 66 - К 51 - 1500 тыс. руб. - погашен кредит.

16. Согласно п.17 ПБУ 13/2000 если предусматривается, что организация при выполнении определенных условий освобождается от возврата полученных на возвратной основе кредитных ресурсов и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.


Пример 7. Организации был предоставлен беспроцентный кредит в размере 2000 тыс. руб. со сроком погашения через 3 года. Кредит был предоставлен с целью приобретения новой линии производства продукции. При условии пуска в эксплуатацию новой линии в течение 1 года организация освобождается от возврата полученного кредита.

По результатам работы за полугодие имеется достаточная уверенность в том, что организация выполнит условия предоставления кредита.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Д 51 - К 67 - 2000 тыс. руб. - получен бюджетный кредит;

Д 67 - К 86 - 2000 тыс. руб. - переведен бюджетный кредит в средства целевого финансирования по результатам работы организации за полугодие.

17. В соответствии с п.18 и 19 ПБУ 13/2000 выгода, которая не может быть обоснованно оценена, в случае ее существенности раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период в качестве прочих форм государственной помощи.

В силу п.27 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрываться данные о государственной помощи. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна содержать указание на такое раскрытие.

Следует отметить, что в соответствии с п.4 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки этого показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Организация может расшифровать показатели групп статей бухгалтерского баланса или статей отчета о прибылях и убытках с учетом размера и характеристики данных, включенных в группу статей баланса или статью отчета, непосредственно в указанных формах (как "в том числе" или "из них" к соответствующим группам статей (статьям)) или в пояснениях к балансу и отчету. Необходимо иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от названного.

18. Остаток средств по счету учета целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по строке 640 "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства" в соответствии с п.20 ПБУ 13/2000.

В случае обособленного отражения остатка средств целевого финансирования организация должна действовать в соответствии с п.6 ПБУ 4/99, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 организация выявляет недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, то она включает в бухгалтерскую отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Таким образом, если организация считает, что остаток средств бюджетного финансирования необходимо отразить в бухгалтерском балансе отдельно от других обязательств, в разделе пассива "Краткосрочные обязательства" вводится дополнительная строка.

В данном случае в соответствии с п.10 ПБУ 4/99 по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года - отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

19. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации как увеличение финансовых результатов, согласно п.21 ПБУ 13/2000 отражаются в качестве активов, полученных безвозмездно, в составе внереализационных доходов по строке 120 отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году, по строке 130 "Внереализационные расходы" отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

20. В соответствии с п.22 ПБУ 13/2000 в пояснительной записке, прилагаемой к бухгалтерской отчетности организации, подлежит раскрытию следующая информация по государственной помощи:

характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

назначение и величина бюджетных кредитов;

характер прочих форм государственной помощи, от которых организация получает экономические выгоды;

невыполнение по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Организация может расширить или дополнить данный список, если по ее мнению предлагаемая информация не будет давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Целью настоящей статьи явилось рассмотрение общего порядка бухгалтерского учета средств целевого бюджетного финансирования в соответствии с принятым ПБУ 13/2000. Надеемся, что данная статья поможет организациям, получающим бюджетные средства, в определении порядка ведения бухгалтерского учета, принимая во внимание собственные особенности бюджетного финансирования.


С.И. Новиков,

эксперт аудиторско-консультационной фирмы "ФБК"


"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2000 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение