Взаимная торговля между Российской Федерацией и странами СНГ: обложение акцизами подакцизных товаров (Т. Подгорная, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 2001 г.)

Взаимная торговля между Российской Федерацией и странами СНГ:
обложение акцизами подакцизных товаров


Учредителями Содружества Независимых Государств (СНГ) стали 11 государств - бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 г. к ним присоединилась Грузия.

Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции. В целях эффективного решения этой задачи государства Содружества 24 сентября 1993 г. заключили Договор о создании Экономического союза. Данный документ предусматривает поэтапное формирование указанного союза с целью интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных отношений.

На первом этапе создается межгосударственная ассоциация свободной торговли, которая предусматривает отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. Второй этап - образование таможенного союза, в рамках которого устанавливается в отношении других стран общий таможенный тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика. На третьем этапе формируется общий рынок капиталов и рабочей силы. Заключительный этап - валютный союз, предполагающий согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.

Экономический союз предполагает:

свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;

гармонизированное хозяйственное законодательство договаривающихся сторон;

наличие общей статистической базы.

Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть утверждены и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.

Договаривающиеся стороны унифицируют виды основных налогов, а также законодательные положения о порядке взимания и ставках налогов. Гармонизация налоговых систем осуществляется путем заключения отдельного соглашения о налоговой политике в рамках Экономического союза.

Договор о создании Экономического союза не был подписан Украиной, которая в соответствии со ст.30 договора в своем заявлении выразила желание сотрудничать с экономическим сообществом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения.

2 апреля 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Его цель - обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач первого этапа создания Экономического союза, направленных на постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле; координацию экономической политики для достижения целей Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.); гармонизацию и (или) унификацию законодательства договаривающихся сторон для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Согласно ст.23 Соглашения оно временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его договаривающимися сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур. Таким образом, в настоящее время для России, Грузии и Туркмении Соглашение применяется временно.

На основе данного Соглашения Правительством Российской Федерации 10 и 20 октября 2000 г., а также 29 ноября 2000 г. были подписаны двусторонние соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле соответственно с Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики. Указанные соглашения ратифицированы Федеральными законами от 27.12.2000 г. N 154-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", от 27.12.2000 г. N 156-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" и от 24.03.01 г. N 31-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле".

В декабре 2000 г. Республика Армения, Кыргызская Республика и Российская Федерация завершили выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соглашений, о чем взаимно уведомили друг друга путем обмена соответствующими нотами. Данные соглашения вступают в силу с 1 января года, следующего за годом выполнения сторонами необходимых внутригосударственных процедур, следовательно, по взаимным поставкам товаров и оказанию услуг указанные соглашения введены в действие с 1 января 2001 г., а соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.

Соглашениями установлено, что косвенные налоги во взаимной торговле между сторонами взимаются по принципу страны назначения. Нормы главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации отвечают этому принципу. В частности, в данной главе вводится одинаковый режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники СНГ и за пределы этих государств. Cледует иметь в виду, что, поскольку до 1 июля 2001 г. в соответствии со ст.13 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" реализация подакцизных товаров в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации, данная норма вводится в действие лишь с указанной даты.

Согласно ст.7 НК РФ в том случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

С учетом изложенного обложение акцизами подакцизных товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации в Республику Армения, Кыргызскую Республику и Республику Азербайджан, должно производиться с учетом особенностей, установленных ст.184, п.2 ст.185 и п.6 и 7 ст.198 главы 22 НК РФ, которые отвечают принципу обложения акцизами подакцизных товаров по стране назначения.

В соответствии со ст.183 НК РФ операции по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, освобождаются от обложения акцизами.

Согласно ст.184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при вывозе произведенных им подакцизных товаров только в случае представления в налоговый орган поручительства уполномоченного банка.

На основании ст.74 и 184 НК РФ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем. Поручитель (т.е. уполномоченный банк) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате суммы акциза в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные п.6 ст.198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. В качестве уполномоченных банков могут выступать платежеспособные коммерческие банки, в которых у налогоплательщика открыт расчетный и (или) валютный счет.

При заключении договора следует обращать внимание на отсутствие у банков критериев неплатежеспособности, таких, как:

кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

кредитная организация нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%.

При отсутствии поручительства уполномоченного банка, предусмотренного п.1 ст.184 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, установленном для операций по реализации подакцизных товаров, на территории Российской Федерации. Сумма уплаченного акциза подлежит возврату налогоплательщику после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Документами, подтверждающими обоснованность освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, в том числе в страны - участницы СНГ, являются:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. Если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.

Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет его собственник, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом. Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы помимо договора между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, договор комиссии, договор поручения либо агентский договор между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;

2) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке.

При поставке на экспорт подакцизных товаров по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российский банк.

Если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник указанных товаров, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в российский банк. При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж.

Если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации;

3) грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных либо товаросопроводительных документов или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации.

Указанные документы должны быть представлены в налоговые органы в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров.

26 февраля 1999 в г. Москве был подписан Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве". Договаривающиеся стороны - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В целях настоящего Договора единое экономическое пространство - это пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Стороны подтверждают, что их стремление обеспечить завершение формирования Таможенного союза основывается на базе функционирования режима свободной торговли, поэтапного установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности и исполнения обязательств, вытекающих из принципов и положений Соглашений о Таможенном союзе.

Федеральным законом от 22.05.01 г. N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" ратифицирован Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" со следующей оговоркой к ст.16 и 18 Договора: "Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа".

Таким образом, взимание акцизов по подакцизным товарам, вывозимым в Республику Армения и Кыргызскую Республику по принципу страны назначения, осуществляется с 1 января 2001 г., в Азербайджанскую Республику - с 1 апреля 2001 г., в другие государства - участники СНГ, за исключением Республики Беларусь, - с 1 июля 2001 г.

Во исполнение Договора "О таможенном пространстве и Едином экономическом союзе" был принят "Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества". ЕврАзЭС - международная организация, основная цель которой - развитие процесса формирования сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2 апреля 1996 г. президентами Российской Федерацией и Республики Беларусь был подписан договор "Об образовании Сообщества России и Беларуси". Перед сообществом были поставлены задачи формирования единого экономического пространства, восстановления объединенной транспортной и энергетической системы, общего научно-технологического и информационного пространства, формирования единой законодательной и нормативно-правовой базы.

2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая 1997 г. - Устав Союза. Главными целями Союза стали дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, ускорение социально-экономического развития государств, обеспечение безопасности Союза, согласование внешней политики.

25 декабря 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, направленная на продолжение и углубление поэтапного движения к добровольному объединению России и Беларуси в союзное государство при сохранении национального суверенитета.

Важным моментом во взаимоотношениях Республики Беларусь и Российской Федерацией стало подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства. Это новый этап интеграционного процесса между двумя государствами. Одна из задач, стоящих перед Союзным государством, - формирование единого экономического пространства. В ст.20 данного Договора указано, что "в Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство".

Конкретным шагом в направлении к реализации данного положения стало Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации "О создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики", заключенное 30 августа 2000 г. В Соглашении определены основополагающие элементы унифицированного налогового законодательства: единые принципы и правила налогообложения; единый перечень основных налогов; единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства; единые термины и понятия.

Проблема унификации налогового законодательства обусловлена тем, что имеется множество расхождений в налоговом законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации, в том числе по обложению акцизами подакцизных товаров. Например, ставки акцизов на подакцизные товары белорусским законодательством установлены в евро на единицу измерения, в то время как в российском законодательстве специфические ставки акцизов - в рублях. В соответствии с главой 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации подакцизными товарами признаются моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) установок, которые согласно белорусскому законодательству подакцизными товарами не являются.

Следует отметить, что на подакцизные товары, вывозимые из Российской Федерации на территорию Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь с учетом положений ст.27


Т. Подгорная,

советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.