Информация по сегментам: практическое применение (Т.В. Королева, "Бухгалтерский учет", N 12, июнь 2001 г.)

Информация по сегментам: практическое применение


Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 N 11н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), которое вступает в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год. Организации, на которые возложена обязанность по представлению информации по сегментам, должны обеспечить аналитический учет данной информации с целью составления отчетности за год в соответствии с требованиями этого положения. При этом приветствуется раскрытие информации о сегментах и в квартальной отчетности.

При переходе к отражению в бухгалтерском учете информации по сегментам можно предложить следующую последовательность действий.


Этап 1. Определить, необходимо ли формировать и представлять
информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности
вашей организации


На этом этапе необходимо помнить, что ПБУ 12/2000 обязывает формировать и представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческой организации (за исключением кредитных организаций) при наличии в организации хотя бы одного из условий, т.е. если она:

- составляет сводную бухгалтерскую отчетность по имеющимся у нее дочерним и зависимым организациям;

- составляет сводную бухгалтерскую отчетность согласно учредительным документам объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах;

- осуществляет различные виды деятельности (производственную, торговую, сельскохозяйственную и т.д.);

- осуществляет один вид деятельности, но при этом производит товары (выполняет работы или оказывает услуги), различающиеся по производственному процессу; по потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; по географическим районам, в которых она работает, и (или) по другим существенным для данной организации признакам.

Порядок формирования и представления информации по сегментам не применяется в какой-либо другой отчетности кроме бухгалтерской. Субъектам малого предпринимательства разрешено не применять данный порядок.

Ситуация 1. АО - производственная организация, выпускает станки с программным управлением, которые она реализует в России и за рубежом. Один из цехов специализируется на изготовлении ширпотреба. Так как изготовление станков с программным управлением отличается от изготовления товаров широкого потребления по производственному процессу и по потребителям (покупателям) товаров, то организация должна формировать информацию по изготовлению и реализации отдельно станков и отдельно товаров широкого потребления.

Кроме того, реализация станков с программным управлением различается по местам расположения рынков сбыта, поэтому информация о их производстве и реализации должна группироваться по каждой из стран-покупателей, отличающихся между собой по экономическим и политическим условиям, приводящим к различным рискам и объемам получаемой прибыли.

Таким образом, в бухгалтерском учете организации должна быть выделена следующая информация, раскрывающая деятельность организации (сегменты):

информация, характеризующая деятельность организации по производству и реализации станков с программным управлением в России;

информация, характеризующая деятельность организации по производству и реализации станков с программным управлением по каждой из стран-покупателей, различающихся по экономическим и политическим условиям;

информация, характеризующая деятельность организации по производству и реализации ширпотреба в России.

После того, как определена необходимость формирования и представления информации по сегментам вашей организации, переходим к следующему этапу.


Этап 2. Определить, по каким сегментам должна формироваться
информация: операционным или географическим (либо тем и другим)


Сегмент - это часть деятельности организации в определенных условиях. В соответствии с ПБУ 12/2000 различают сегменты операционные и географические.

Операционный сегмент - это выделяемая деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы или оказанию определенной услуги. При этом производство конкретного вида товара (работы, услуги) данного сегмента должно отличаться по рискам и получению прибыли от производства вида товара (работы, услуги) других операционных сегментов.

Географический сегмент - это выделяемая деятельность организации по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг в определенном географическом регионе (определенном государстве или регионе РФ). При этом производство вида товара (работы, услуги) в данном географическом регионе должно отличаться по рискам и получению прибыли от производства вида товара (работы, услуги) в других географических регионах, в которых ведет свою деятельность организация.

Географический сегмент может выделяться по местам расположения активов организации (ведения деятельности организации, например, по месту расположения филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых организаций) либо по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).

Ситуация 2. Компания "А" представляет собой группу, состоящую из трех взаимозависимых организаций ("а", "б", "в"). Компания занимается в одном из регионов России следующими видами деятельности:

организация "а":

в Поволжском регионе РФ выращивает сельскохозяйственную продукцию растениеводства и животноводства и продает ее оптом в Поволжском регионе и в Белоруссию;

ведет переработку сельскохозяйственной продукции, которую реализует оптом в Поволжском регионе, в Дальневосточном регионе; в Белоруссию и Казахстан;

организация "б":

через магазины (свои структурные подразделения) производит розничную торговлю продуктами питания в Поволжском регионе;

организация "в":

занимается общественным питанием (имеет на своем балансе столовые, кафе, ресторан) в Поволжском регионе.

Сегментами, раскрывающими деятельность компании "А", в бухгалтерском учете будут:

операционные:

сегмент 1 - выращивание и оптовая реализация продукции растениеводства;

сегмент 2 - выращивание и оптовая реализация продукции животноводства;

сегмент 3 - переработка и оптовая реализация переработанной продукции растениеводства;

сегмент 4 - переработка и оптовая реализация переработанной продукции животноводства;

сегмент 5 - розничная торговля продуктами питания через магазины;

сегмент 6 - изготовление и розничная торговля полуфабрикатами продуктов питания через пункты общественного питания (столовые, кафе, ресторан);

сегмент 7 - общественное питание в столовых, кафе, ресторане;

географические:

сегмент 1 - Поволжский регион России;

сегмент 2 - Дальневосточный регион России;

сегмент 3 - Белоруссия;

сегмент 4 - Казахстан.

Несмотря на то, что Поволжский и Дальневосточный регионы находятся на территории одной страны - России, в данной условной ситуации эти регионы различаются между собой по экономическим условиям, в которых ведется деятельность организации: по полученным прибылям и по рискам, присущим деятельности организации в каждом из регионов. Поэтому организация выделяет информацию о своей деятельности на территории России по двум сегментам.

Перечень сегментов, по которым организуется бухгалтерский учет, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.


Этап 3. Определить, как будет строиться бухгалтерский учет
по сегментам


Бухгалтерский учет, раскрывающий деятельность по каждому сегменту, должен строиться на основании принятого данной организацией внутреннего учета, исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Обязательному отражению по каждому сегменту подлежит информация о выручке (доходах), расходах, финансовом результате, активах, обязательствах.


Информация о выручке (доходах) сегмента


В этой информации должны быть представлены данные:

о выручке от продажи определенных товаров, выполнения определенных работ или оказания определенных услуг - по операционному сегменту;

о выручке от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в определенном географическом регионе - по географическому сегменту;

о части общей выручки организации, которая обоснованно приходится на конкретный сегмент - операционный или географический.

При формировании информации о выручке (доходах) сегмента должна учитываться выручка, полученная не только от внешних покупателей (потребителей) организации, но и от операций с другими сегментами. При этом выручка (доход) от операций с другими сегментами внутри данной организации должна определяться на основании фактически применяемых организацией цен. Трансфертное ценообразование по операциям между сегментами устанавливается самой организацией (головной организацией для группы взаимозависимых организаций) и раскрывается в бухгалтерской отчетности.

При группировке информации о выручке (доходах) по сегменту следует помнить, что выручкой (доходами) сегмента не являются (кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности данного сегмента) проценты и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, чрезвычайные доходы.


Пример. Организация занимается следующими видами деятельности:

через сеть АЗС осуществляет продажу бензина, запчастей для автомобилей;

через сеть кафе осуществляет деятельность по общественному питанию;

через сеть магазинов осуществляет продажу продуктов питания;

оказывает услуги по перевозке различных грузов.

Организация работает в России - в Московском и Петербургском регионах, а также в СНГ - в Белоруссии и на Украине.

Деятельность в Московском и Петербургском регионах: продажа товаров (через АЗС, магазины), общественное питание (кафе), а также оказание транспортных услуг - производится структурными подразделениями головной организации.

Предположим, что итоговые данные аналитического учета расходов по операционному сегменту за отчетный период составили (см. табл.1).


Таблица 1


(руб.)

 (Московский регион - АЗС N 1)
Показатели расхода Бензин Запчас-
ти
Обще-
пит
Продук-
ты пи-
тания
Итого
Покупная стоимость реализованного
товара

13540

4300

-

6300

24140
Сырье - - 3800 - 3800
Зарплата персонала, непосредствен-
но участвующего в производственном
процессе


2500


3500


3600


2800


12400
Взносы во внебюджетные фонды 962 1348 1386 1078 4774
Рекламные услуги - - - 400 400
Расходы на командировки, хозяйст-
венные и представительские

350

-

-

870

1220
Амортизация 130 - 80 - 210
Итого: прямые расходы 17482 9148 8866 11448 46944
Общепроизводственные расходы 4469* 2522* 5844* 2945* 15780*
Итого: расходы 21951 11670 14710 14393 62724
* См. табл.2.

В данную таблицу вошли расходы организации, сгруппированные по ее операционным сегментам. К ним относятся прямые расходы, непосредственно связанные с производственным процессом. Например, покупная стоимость реализованного бензина, запчастей, продуктов питания; заработная плата работников, производящих отпуск бензина, продавцов, поваров и т.п.; взносы во внебюджетные фонды, начисленные на прямую зарплату; амортизация оборудования АЗС, кафе; расходы по рекламе конкретного вида деятельности; командировочные расходы, связанные с приобретением реализованного бензина, запчастей, продуктов питания; проценты банка под кредит, на который приобретен реализованный бензин, продукты питания и т.п.

Помимо прямых расходов по сегментам отражены общепроизводственные расходы (косвенные), размер которых не зависит от объема деятельности того или иного сегмента по выпуску товара, выполнению работы или оказанию услуги.

Косвенные расходы одного типа могут относиться к нескольким видам реализуемого товара, работ, услуг. Для отнесения общепроизводственных расходов на конкретный сегмент необходимо произвести их распределение между видами деятельности.

Распределяться данные расходы между сегментами могут различными способами. Приведем несколько примеров баз распределения затрат по сегментам:

- пропорционально количеству часов работы работников, непосредственно участвующих в производственном процессе: если в организации ведется учет отработанного времени по операторам машин или бригадам или когда время работы оператора и машины тесно взаимосвязаны;

- пропорционально количеству машино-часов: если в организации ведется учет времени работы каждой машины; когда отсутствует связь между временем работы машин и рабочих операторов; когда расходы на обслуживание рабочих мест значительны по сравнению с затратами на оплату труда;

- пропорционально стоимости или количеству сырья: когда рабочее время работников резко отличается от рабочего времени машин или невозможно учесть рабочее время работников;

- пропорционально стоимости обработанного сырья или материалов: если в организации ведется учет по установкам;

- пропорционально стоимости или количеству произведенной продукции.

База распределения расходов определяется организацией самостоятельно и утверждается в ее учетной политике.

Предположим, что в рассматриваемой организации следующая структура. На территории каждой АЗС расположены: заправочная станция; магазин, разделенный на две части: по продаже запчастей и по продаже продуктов питания; кафе. Имеется структурное подразделение, оказывающее транспортные услуги. Организации принадлежит отдельное помещение, где располагается ее административно-управленческий аппарат.

Общепроизводственные расходы организации складываются из общепроизводственных расходов каждого структурного подразделения и состоят из:

расходов по заработной плате служащих АЗС, магазина, кафе (менеджеров, охранников, технического персонала);

амортизации зданий магазина, кафе;

коммунальных расходов АЗС, магазина, кафе;

хозяйственных расходов на уборку помещений, покупку канцелярских принадлежностей и пр.

В нашем примере приняты следующие базы распределения общепроизводственных расходов АЗС.

Амортизация помещений, коммунальные платежи, заработная плата уборщиц и хозяйственные расходы по уборке помещений, заработная плата охранников и т.п. распределяются по сегментам пропорционально площадям, на которых ведется деятельность по реализации бензина (заправочная станция), по реализации запчастей и реализации продуктов питания (магазин), по предоставлению услуг по общественному питанию (кафе).

Зарплата менеджеров и расходы на канцелярские принадлежности распределяются по сегментам пропорционально заработной плате основных работников, занятых данным видом деятельности.

Предположим, имеются следующие общепроизводственные расходы по АЗС N 1 за отчетный период:

расходы по заработной плате персонала АЗС, магазина, кафе: менеджеров - 5300 руб., охраны - 3600 руб., уборщиц - 2000 руб., технических работников - 4200 руб.,

амортизация здания магазина: 80 руб. (площадь 19 м2, из них: площадь под торговлю запчастями - 9 м2; площадь под торговлю продуктами питания - 10 м2);

коммунальные расходы - 450 руб.;

хозяйственные расходы на уборку помещений - 100 руб., на покупку канцелярских принадлежностей - 50 руб.

Всего общепроизводственные расходы по АЗС N 1 составили 15780 руб.

Заработная плата основного персонала (прямые расходы): работников по приему и выдаче бензина - 4800 руб., продавцов запчастей - 4000 руб., продавцов продуктов питания - 5000 руб., работников кафе - 7000 руб.

Итого - 20800 руб. (см. табл.2).


Таблица 2


Распределение общепроизводственных расходов
за отчетный период по АЗС N 1


(руб.)

Сегмент База
расп-
реде-
ления:
зарп-
лата
рабо-
чих
Распреде-
ленные
расхо-
ды*(1)
База
расп-
реде-
ления:
произ-
водст-
венные
площа-
ди, м2
Распреде-
ленные
расхо-
ды*(2)
База
расп-
реде-
ления:
произ-
водст-
венные
площа-
ди, м2
Распре-
деленные
расходы
(аморти-
зация)*(3)
Общепроиз-
водственные
расходы
Бензин 4800 1235 20 3234 - - 4469
Запчас-
ти

4000

1029

9

1455

9

38

2522
Общепит 7000 1800 25 4044 - - 5844
Продук-
ты пи-
тания


5000


1286


10


1617


10


42


2945
Итого 20800 5350*(1) 64 10350*(2) 19 80*(3) 15780
*(1) Распределяемые расходы складываются из расходов на менеджеров -
5300 руб., расходов на канцелярские товары - 50 руб.
5350 : 20800 х 100 = 25,72%; 4800 х 25,72% = 1235 руб. и т.д.
*(2) Распределяемые расходы складываются из расходов на охрану -
3600 руб., расходов на технический персонал - 4200 руб., расходов на
уборщиц - 2000 руб., коммунальных расходов - 450 руб., хозяйственных
расходов на уборку помещений - 100 руб.
10350 : 64 = 161,72; 20 х 161,72 = 3234 руб. и т.д.
*(3) Распределяемые расходы складываются из амортизации здания магазина
(19 м2) 80 : 19 = 4,21; 4,21 х 9 = 38 руб.; 4,21 х 10 = 42 руб.

Учет расходов транспортного подразделения


На основании внутренней отчетности, подготовленной ответственным лицом за установленный в организации срок (день, неделю и т.п.), по каждому потребителю транспортных услуг группируются аналитические данные. При этом документально оформленные прямые расходы относятся напрямую на потребителя услуг, а общепроизводственные расходы распределяются по потребителям услуг пропорционально начисленной заработной плате основных работников (водителей) транспортного подразделения.

Суммируя полученные данные по всем АЗС, получим сводные данные аналитического учета расходов по операционным сегментам за отчетный период (см. табл.3).


Таблица 3


(руб.)

Показатели Бензин Запчаc-
ти
Обще-
пит
Продукты
питания
Транс-
порт
Итого
Покупная стоимость реализо-
ванного товара

75371

23917

-

60247

-

15953
Сырье - - 11904 - 1390 13294
Затраты персонала, непос-
редственно участвующего в
производственном процессе


15300


11600


18200


8900


23100


77100
Взносы во внебюджетные фон-
ды

5890

4466

7007

3426

8894

29683
Доставка товаров (зарплата
шоферов, погрузо-разгрузоч-
ные работы)


9000


3000


-


8000


-


20000
Рекламные услуги - - 1500 - - 1500
Проценты по кредитам банка 6400 - - 12500 - 18900
Амортизация 2350 - 2150 - - 4500
Расходы на командировки,
хозяйственные и представи-
тельские цели


1300


800


-


1500


-


3600
Итого: прямые расходы 115611 43783 40761 94573 3384 328112
Общепроизводственные расхо-
ды

15300

8700

20500

11300

13790

69590
Итого: расходы сегмента 130911 52483 61261 105873 47174 397702

Суммируя полученные данные по местам расположения активов организации, получим сводные данные аналитического учета расходов по географическим сегментам за отчетный период (см. табл.4).


Таблица 4


(руб.)

Показатели Московский
регион
Петербургский
регион
Белоруссия Украина Итого
Бензин 46541 45847 22853 15670 130911
Запчасти 21245 17319 9447 4472 52483
Общепит 22231 21657 10640 6733 61261
Продукты пита-
ния

42680

34207

17671

11315

105873
Транспорт 19846 15879 6186 5263 47174
Итого 152543 134909 66797 43453 397702

Общехозяйственные расходы, связанные с содержанием административно-управленческого персонала и с содержанием отдельного помещения, в котором располагается административно-управленческий персонал (учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы"), по сегментам не распределяются.

Информация о финансовом результате сегмента представляет разницу между выручкой (доходами) и расходами сегмента.


Информация об активах сегмента


В этой информации по каждому сегменту должны быть представлены данные об активах, которые используются для производства:

определенных товаров, выполнения определенных работ или оказания определенных услуг - по операционному сегменту;

товаров, выполнения работ или оказания услуг в определенном географическом регионе - по географическому сегменту.

В расчет сегмента принимаются только те активы, которые непосредственно используются при производстве товаров (работ, услуг). Те активы, которые используются совместно в двух или более сегментах, могут быть распределены между сегментами при условии, что по этим сегментам распределяются доходы и расходы. Способ распределения активов избирается организацией самостоятельно в зависимости от специфики ее деятельности. При этом организацией могут применяться разные способы распределения активов между сегментами.


Информация об обязательствах сегмента


В этой информации по каждому сегменту должны быть представлены данные об обязательствах, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенных работ или оказании определенных услуг - по операционному сегменту; при производстве и продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг в определенном географическом регионе - по географическому сегменту.

При группировке информации об обязательствах в каждый сегмент включаются только те данные, которые непосредственно относятся к нему.

В случае, когда информация о выручке (доходах), расходах, активах и обязательствах не может быть непосредственно отнесена к конкретному сегменту, но имеется возможность обоснованного распределения этой информации между сегментами, организация должна разработать базу такого распределения.

При этом активы, которые используются организацией в двух или более сегментах, распределяются между сегментами только в случае, когда по этим сегментам идет соответствующее распределение выручки (доходов) и расходов. При распределении активов и обязательств по сегментам следует помнить, что включение статей в результаты по сегменту, в активы и обязательства должно происходить на симметричной основе.

Например, если в расходы сегмента (влияющие на его результат) включаются амортизационные отчисления по определенному основному средству, то этот объект должен быть включен в активы данного сегмента. А если по основному средству имеются обязательства (например, по его оплате, по возврату кредита на приобретение данного основного средства и процентов), то данное обязательство должно включаться в сегмент, по которому основное средство отражено как актив и по которому в расходы сегмента, влияющие на его финансовый результат, включены затраты на оплату кредита и процентов.

Распределение между сегментами выручки (дохода), расходов, активов и обязательств может производиться разными способами. Главное, чтобы выбранный способ распределения был закреплен в учетной политике организации и применялся последовательно.


Этап 4. Определить, какие из операционных или географических
сегментов будут отчетными


Сегмент считается отчетным, если значительная часть его выручки получена от продаж внешним покупателям и выполнено одно из трех условий:

- выручка от продаж внешним покупателям и от операций с другими сегментами организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли (суммарного убытка) всех сегментов;

- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

При этом на отчетные сегменты организации должно приходиться не менее 75% выручки. В противном случае должны быть выделены как отчетные те сегменты, которые не удовлетворяют перечисленным условиям.

Организация может объединить в одну группу - отчетный операционный сегмент- различные виды товаров (работ, услуг) при условии сходства по каждому виду деятельности, как правило, хотя бы одного фактора. Так, по промышленной деятельности - это процесс производства товаров; по торговой - по потребителям (покупателям) товаров (например, оптовая и розничная торговля); по деятельности в сфере выполнения работ и оказания услуг - это процесс выполнения работ (оказания услуг), методы распределения этих работ (например, строительные работы, услуги химчисток, посреднические услуги и т.д.).

Организация может объединить в одну группу - отчетный географический сегмент- товары (работы, услуги), производимые (реализуемые) в нескольких географических регионах (в нескольких государствах или регионах Российской Федерации), при сходстве в них: политических и экономических условий, в которых ведется деятельность организации; сходстве деятельности и получения прибыли; сходстве рисков, присущих деятельности организации; общности правил валютного контроля и валютного риска, связанных с деятельностью организации в регионах.

На основе нашего примера определим отчетные сегменты.

Шаг 1. Определим долю выручки, приходящуюся на операционные сегменты. Предположим, что получим следующие данные (см. табл.5).

Определим долю выручки, приходящуюся на географические сегменты. Поскольку по Московскому и Петербургскому регионам одинаковы экономические и политические условия, в которых ведется деятельность организации, одинакова норма полученной прибыли и риски, то их показатели можно объединить в один отчетный сегмент (см. табл.6).


Таблица 5


(в % к итогу)

Показатели Объем реа-
лизации
Объем реализации
внешним потреби-
телям
Объем реализации
по другим сег-
ментам
Бензин 43,2 49,2 29,1
Запчасти 14,6 10,2 25,1
Общепит 13,8 19,6 -
Продукты питания 19,2 13,1 33,5
Транспорт 9,2* 7,9* 12,3
Итого (выручка всего) 100 100 100
* Из данных следует, что по показателю выручки сегмент "транспорт" не
является отчетным, так как выручка от продаж по нему составляет менее
10%

Таблица 6


(в % к итогу)

Показатели Объем реа-
лизации
Объем реализации
внешним потреби-
телям
Объем реализации
по другим сег-
ментам
Россия 70 65,1 81,5
Белоруссия 20 22,8 13,4
Украина 10 12,1 5,1
Итого 100 100 100

Шаг 2. Выберем сегменты, которые можно отнести к отчетным по показателю выручки от внешних продаж:

- операционные сегменты - бензин, запчасти, общепит, продукты питания;

- географические сегменты - Россия, Белоруссия, Украина.

Далее необходимо проверить, будет ли сегмент "транспорт" отчетным по другим показателям:

во-первых, проверим, значительна ли часть его выручки, полученная от продаж внешним покупателям. Предположим, что эта выручка составляет 7,9%, т.е. незначительна;

во-вторых, определим показатели финансового результата и активов: финансовый результат деятельности сегмента "транспорт" составляет -2,8% суммарной прибыли всех операционных сегментов. Следовательно, по данному показателю сегмент тоже не является отчетным; а по показателю активов сегмент "транспорт" относится к отчетным, так как его активы составляют 10,6%, т.е. больше 10% суммарных активов всех сегментов.

Таким образом, отчетными сегментами будут:

- операционные сегменты - бензин, запчасти, общепит, продукты питания, транспорт;

- географические сегменты - Россия, Белоруссия, Украина.

Шаг 3. Определим суммарную выручку от внешних потребителей по выбранным сегментам:

по операционным сегментам она равна 100% (49,2 + 10,2 + 19,6 + 13,1 + 7,9);

по географическим сегментам она составляет 100% (65,1 + 22,8 + 12,1).


Этап 5. Раскрытие информации по отчетным сегментам
при составлении бухгалтерской отчетности


При отражении в бухгалтерской отчетности сегментов информация по отчетным сегментам подразделяется на первичную и вторичную. Это разделение производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей организации, которые выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации и внутренней отчетности.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной - по операционным сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах деятельности, то в качестве первичной информации будет выступать информация по операционным отчетным сегментам, а в качестве вторичной - по географическим отчетным сегментам.

Если организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации, которое закрепляется в учетной политике.

В нашем примере на размер прибыли организации влияют различия как в реализуемых товарах, так и в географических регионах, где работает организация. Поэтому в качестве первичной информации выступает информация по операционным отчетным сегментам, а в качестве вторичной - по географическим отчетным сегментам, выделенным по местам расположения активов (подразделений и дочерних организаций), совпадающим с расположением рынков сбыта.


Раскрытие первичной сегментной информации в отчетности

Операционный и геогра-
фический сегменты, вы-
деленные по месту рас-
положения активов, сов-
падающему с расположе-
нием рынков сбыта
Географический сегмент,
выделенный по месту
расположения активов,
не совпадающему с рас-
положением рынков сбыта
Географический сегмент,
выделенный по распо-
ложению рынков сбыта,
не совпадающему с мес-
том расположения акти-
вов*
Общая величина выручки,
в том числе полученная
от продажи внешним по-
купателям и от операций
с другими сегментами

Финансовый результат
(прибыль или убыток)

Общая балансовая вели-
чина активов

Общая величина обяза-
тельств

Общая величина капи-
тальных вложений в ос-
новные средства и не-
материальные активы

Общая величина аморти-
зации по основным сред-
ствам и нематериальным
активам

Совокупная доля в чис-
той прибыли (убытке)
зависимых и дочерних
обществ. Общая величина
вложений в зависимые
общества и совместную
деятельность
В дополнение к показа-
телям, перечисленным в
гр.1, необходимо дать
информацию о величине
выручки от продажи
внешним клиентам по ге-
ографическим сегментам,
выделенным по каждому
рынку сбыта (если она
по конкретному рынку
сбыта составляет не ме-
нее 10% от общей выруч-
ки организации)
В дополнение к показа-
телям, перечисленным в
гр.1, необходимо раск-
рыть показатели:

балансовая величина ак-
тивов сегмента, выде-
ленного исходя из мест
расположения активов

величина капитальных
вложений в основные
фонды и нематериальные
активы
* Эти показатели даются по каждому географическому сегменту, определен-
ному по местам расположения активов, выручка которого от продажи внеш-
ним покупателям составляет не менее 10% всей выручки организации или
величина активов которого не менее 10% величины всех активов организа-
ции

Раскрытие вторичной сегментной информации в отчетности

Географический сегмент Операционный сегмент*
Выручка от продажи внешним клиентам
в разрезе географических сегментов,
выделенных по местам расположения
рынков сбыта, если выручка этого
сегмента не менее 10% общей выручки
от продажи внешним клиентам органи-
зации

Балансовая величина активов геогра-
фического сегмента по местам распо-
ложения активов, на долю которых
приходится не менее 10% величины
активов всех географических сегмен-
тов

Величина капитальных вложений в
основные средства и нематериальные
активы по местам расположения акти-
вов - для каждого географического
сегмента, величина активов которого
не менее 10% величины всех геогра-
фических сегментов
Выручка от продажи внешним клиентам

Балансовая величина активов

Величина капитальных вложений в
основные средства и нематериальные
активы
* Эти показатели раскрываются по каждому сегменту, выручка от продажи
которого внешним покупателям составляет не менее 10% общей выручки ор-
ганизации или величина активов которого не менее 10% величины активов
всех операционных сегментов

Т.В. Королева,

аудитор, ЗАО "Гориславцев и К. Аудит"


"Бухгалтерский учет", N 12, июнь 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.