Валютные операции по экспорту и импорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (А.С. Селивановский, "Бухгалтерский учет", N 12, июнь 2001 г.)

Валютные операции по экспорту и импорту работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности


Законом РФ от 09.10.92 (в ред. от 05.07.99) N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) установлены единые основы регулирования валютных операций, связанных с переводами иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту как товаров, так и работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Вопросы, регулирующие валютные операции по импорту и экспорту товаров, подробно освещены в действующем законодательстве (Указ Президента РФ от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", инструкция ЦБ РФ и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И, 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров", инструкция ЦБ РФ и ГТК России от 13.10.99 (в ред. от 22.12.99) N 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" и др.). Что касается валютных операций по экспорту и импорту работ и услуг, то подобное регулирование не установлено.

Валютные операции, связанные с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, делятся на текущие операции и операции, связанные с движением капитала (далее - "капитальные операции").

Текущими операциями являются переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.

Переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов с предоставлением или получением отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности относятся к капитальным операциям.

Под импортом в соответствии с Федеральным законом от 13.10.95 (в ред. от 10.02.99) N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон "О внешнеторговой деятельности") понимается ввоз работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Под экспортом понимается вывоз работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, ГТК России, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю России (далее - ВЭК) по согласованию с Банком России утвердили "Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок"*(1). Данным документом были определены требования к оформлению исполнения договоров по оказанию услуг и выполнению работ между резидентами и нерезидентами.

Услугу Закон "О внешнеторговой деятельности" рассматривает как предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Представляется, что данное определение не является точным. Можно привести следующее определение: услуги - совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое, при этом "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие.

Под термином "результат интеллектуальной деятельности" понимаются исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

Валютное законодательство не определяет понятие "работа". В гражданском праве это понятие выстраивается как материализование, овеществление услуги. Результатом работы исполнителя становится вещь, которая приобрела новые качества или изменила свое предназначение. Аналогичный подход содержится и в налоговом праве, где для целей налогообложения под "работой" признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физического лица.

Понятия "отсрочка платежа" как такового нет в действующем законодательстве. Очевидно, что данное понятие предполагает наличие существенной временной разницы между фактом передачи товара, оказания услуги или выполнения работы и фактом уплаты денежных средств.

Текущие операции по экспорту и импорту осуществляются без ограничений с учетом соблюдения правил (процедур) их проведения.

Капитальные операции осуществляются в порядке, установленном Банком России. В настоящее время установлено три режима осуществления капитальных операций: лицензируемый (для осуществления лицензионных операций резидент должен получить разрешение (лицензию) Банка России на осуществление данной операции), смешанный (в зависимости от конкретных условий сделки резидент обязан либо уведомить Банк России о ее совершении, либо получить разрешение на ее осуществление) и нелицензируемый (такие операции осуществляются без получения разрешения Банка России). К капитальным операциям по экспорту и импорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, как правило, применяется лицензируемый режим.

Исключение составляют операции, указанные в Положении Банка России об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.96 N 39, согласно которому без разрешения (лицензии) Банка России осуществляются следующие операции:

- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа;

- зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.

Для определения характера совершаемых сделок (определения факта экспорта и импорта) принципиальное значение имеет установление места их совершения. В отличие от экспорта и импорта товаров в отношении услуг и работ, как правило, невозможно зафиксировать факт перемещения в пространстве. Соответственно возникают сложности с таможенным оформлением, фиксирующим на границе импорт или экспорт и, как следствие, - проблемы с квалификацией сделки как экспортной или импортной.

Согласно положениям ст.2 Закона "О внешнеторговой деятельности", определяющим понятия экспорта и импорта работ и услуг, коммерческие операции по оказанию услуг, выполнению работ резидентом нерезиденту (нерезидентом резиденту) не всегда являются экспортными (импортными). Следовательно, расчеты в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами за услуги или работы, оказанные или выполненные на территории Российской Федерации или за рубежом, к текущим валютным операциям не относятся и могут осуществляться только с разрешения Банка России, если иное не установлено нормативными документами Банка России.

Банк России 19.08.97 опубликовал в "Вестнике Банка России" разъяснение, в котором представил аналогичную позицию.


* * *


В судебной практике часто возникают вопросы о правомерности оплаты в иностранной валюте работ (услуг), выполненных (оказанных) резидентом для нерезидента (нерезидентом для резидента). Несмотря на то, что в арбитражной практике нет полного единообразия при решении данных вопросов, прослеживаются общие подходы рассмотрения судами подобных споров. Выделим некоторые из них по наиболее часто встречающимся делам.

Платежи в иностранной валюте за услуги (работы), оказанные (выполненные) на территории Российской Федерации. Арбитражные суды часто рассматривают дела по обжалованию резидентами актов органов валютного контроля о привлечении резидентов к ответственности за осуществление капитальных операций без разрешения Банка России. Значительное количество таких споров связано с получением резидентами от нерезидентов оплаты в иностранной валюте за выполненные работы (например, строительные) или оказанные услуги на территории России.

При разрешении таких споров арбитражные суды, как правило, руководствуются следующим.

В соответствии с ч.1 ст.75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. На основании п. 1 ст.140 ГК РФ рубль представляет собой законное платежное средство, обязательное к приему на всей территории России. Расчеты в иностранной валюте за работы (услуги), выполненные (оказанные) на территории Российской Федерации, могут осуществляться только при условии получения резидентом разрешения Банка России. Если при рассмотрении подобных споров резидент не представлял такого разрешения, суд признавал, что резидент нарушил Закон, и правомерно привлекался к ответственности за данное нарушение.

Данный подход можно проследить в следующих судебных постановлениях: Обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.2000 N 52), постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.08.2000 по делу N КА-А40/3900-00, от 07.04.99 по делу N КА-А40/824-99, от 03.02.99 по делу N КА-А40/52-99.

Платежи в иностранной валюте за посреднические услуги при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Суды рассматривают платежи резидента в иностранной валюте в покрытие расходов резидента-посредника по внешнеэкономической сделке как валютную операцию, которая не требует разрешения Банка России. При этом они основываются на следующем.

Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами на территории Российской Федерации отнесены законом к капитальным операциям, осуществляемым в порядке, определенном Банком России. Данный порядок был установлен письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 "О регулировании валютных операций на территории СССР". Банк России подтвердил действие указанного документа на территории Российской Федерации. Согласно подп. "ж" п.1 и п.2 раздела III этого нормативного акта использование на территории Российской Федерации иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами без лицензии Банка России допускается при оплате расходов посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими организациями или были предъявлены ими в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 15.11.91 N 213 всем предприятиям и объединениям, зарегистрированным на территории РСФСР, разрешено осуществление внешнеэкономической, в том числе посреднической, деятельности без специальной регистрации.

По спорам, в которых суд признал, что резидент-получатель валюты осуществлял внешнеэкономическую деятельность, действуя как посредник в предоставлении соответствующих услуг, решения выносятся в пользу резидентов.

Данный подход можно проследить в судебных постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2000 по делу N А56-15376/00, от 09.10.2000 по делу N А56-9602/00, от 01.03.2000 по делу N А56-30792/99.

Платежи в иностранной валюте за услуги (работы), оказанные (выполненные) за границей. В судах рассматривались ситуации, когда резиденты оплачивали услуги (работы), полученные от нерезидентов за границей Российской Федерации, а также ситуации, в которых резиденты получали платежи от нерезидентов за предоставленные им услуги (выполненные работы).

Органы валютного контроля применяли штрафные санкции к резидентам за осуществление капитальных операций без разрешения Банка России. Резиденты обжаловали штрафы. Суды, как правило, соглашались с доводами проверяющих. При этом основывались на следующем.

Согласно ст.2 Закона "О внешнеторговой деятельности", суды признают, что применительно к услуге, результат которой не имеет материального выражения, вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации возможен в том случае, если услуга оказана на территории Российской Федерации, но ее полезные свойства (экономические результаты) использованы за пределами этой территории.

Услуги оказаны, и их экономические результаты использованы нерезидентом за пределами территории Российской Федерации, т.е. отсутствует признак вывоза услуг за пределы таможенной территории Российской Федерации либо их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, а следовательно, и экспорт услуг.

Аналогичная логика применяется при рассмотрении споров о получении резидентами от нерезидентов услуг и их оплате для определения импорта услуг.

На основании изложенного суды делают вывод об отсутствии оснований для отнесения подобных операций к категории текущих валютных операций. Данные операции являются капитальными, для их осуществления требуется разрешение Банка России.

Если разрешение Банка России на осуществление данной валютной операции резидент не получал, орган валютного контроля правомерно привлекает резидента к ответственности за нарушение правил осуществления валютных операций.

Примером может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2000 по делу N А56-32567/00.

Платежи в иностранной валюте за услуги (работы), отнесенные к неторговым операциям. В судебной практике встречаются дела, в которых резиденты при обжаловании решений органов валютного контроля о привлечении их к ответственности за получение иностранной валюты от нерезидентов за оказанные услуги ссылаются на неторговый характер полученных переводов.

При разрешении данных споров суды исходят из следующего.

В ст.2 Закона "О внешнеторговой деятельности", которую приводят органы валютного контроля при привлечении резидентов к ответственности, услуга определена как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц. В тех случаях, когда из учредительных документов резидента следует, что резидент по характеру деятельности не является коммерческой организацией и не извлекает прибыль из своей деятельности, суд признает договоры на оказание услуг, заключенные резидентом и нерезидентом, некоммерческими. Следовательно, данные договоры не направлены на получение прибыли, не предусматривают оказания экспортных услуг и являются неторговыми. В соответствии с Законом переводы неторгового характера в Российскую Федерацию, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции неторгового характера относятся к числу текущих валютных операций, не требующих разрешения Банка России.

Учитывая изложенное, суды рассматривают доводы резидентов о совершении текущих валютных операций неторгового характера правомерными и выносят решения в их пользу.

В тех случаях, когда из учредительных документов резидента следует, что резидент является коммерческой организацией, суды считают, что оказываемые услуги не отвечают критериям неторговых платежей и относятся к капитальным валютным операциям, для осуществления которых необходимо разрешение Банка России. Если резидент такого разрешения не имеет, орган валютного контроля вправе привлечь резидента к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Примером может служить постановление ФАС Московского округа от 07.04.99 по делу N КА-А40/824-99.


* * *


Дополнительные условия осуществления этих операций установлены Банком России указанием от 30.12.99 N 721-У "О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".

Действие данного указания распространяется на покупку юридическими лицами-резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, указанных в приложении к указанию, по заключенным между ними договорам, в том числе по смешанным договорам, предусматривающим наряду с поставкой товаров оказание услуг, выполнение работ или передачу результатов интеллектуальной деятельности, если оплата по договору (соглашению, контракту) производится в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10000 долл. США.

Покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты на указанные цели осуществляется при условии представления юридическим лицом-резидентом в банк заключения ВЭК об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Заключение ВЭК выдается в порядке, установленном инструкцией ВЭК и Банка России от 10.02.2000 N 03-26/493, 88-И "О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности".

В соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 (в ред. от 01.12.2000) N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 N 624 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" права и функции упраздненной ВЭК по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля переданы Министерству финансов РФ.


А.С. Селивановский,

менеджер фирмы "PricewaterhouseCoopers"


"Бухгалтерский учет", N 12, июнь 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Письмо МВЭС России от 01.07.97 N 10-83/2508, ГТК России от 09.07.97 N 01-23/13044, ВЭК России от 03.07.97 N 07-26/3628, письмо ЦБ РФ от 11.09.97 N 518.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.