Вопрос: МГП "Школа С" имеет намерение создать музей акварели, а также покупать картины за рубежом. Какой способ оплаты в случае закупки картин за рубежом предпочтительней - со счета музея или со счета спонсора; какие льготы предоставляются музеям; какие сертификаты и лицензии нужны в случаях: открытия художественного салона и продажи художественных материалов; открытия багетной мастерской; производства и продажи печатной продукции и видеофильмов; в каком порядке осуществляется налогообложение Школы в случае продажи билетов на проводимые ею мастер-классы; как будет взиматься налог на рекламу, если Школа использует деньги спонсора? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2002 г.)

МГП "Школа С" имеет намерение создать музей акварели, а также покупать картины за рубежом. В связи с этим возникли следующие вопросы: 1) каков способ оплаты в случае закупки картин для музея за рубежом предпочтительней - со счета музея или со счета спонсора; 2) какие льготы предоставляются музеям; 3) какие сертификаты и лицензии нужны в случаях: а) открытия художественного салона и продажи художественных материалов; б) открытия багетной мастерской; в) производства и продажи печатной продукции и видеофильмов; 4) в каком порядке осуществляется налогообложение Школы в случае продажи билетов на проводимые ею мастер-классы и концерты; 5) как будет взиматься налог на рекламу, если Школа использует деньги спонсора?


1. При покупке картин за рубежом их следует рассматривать как приобретение товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, поскольку в ст.2 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в качестве товара рассматривается любое движимое имущество. В соответствии с п.2.1 совместной Инструкции Банка России N 91-и и ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. импортируемые по контракту товары могут оплачиваться иностранной валютой или валютой Российской Федерации только с банковских счетов импортера, открытых в банке импортера и указанных в паспорте сделки. В связи с этим думаем, что спонсор при импорте картин может оплатить их со своего счета только в случае, если контракт на покупку заключен им самим, а не Школой, а затем подарить их Школе.

В соответствии с подп."в" п.1 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" средства, направляемые на благотворительные цели государственным учреждениям культуры и искусства, но не более 5% облагаемой налогом прибыли, уменьшают налогооблагаемую прибыль у спонсора. По смыслу данной нормы льгота предоставляется в отношении перечисляемых спонсором денежных средств.

В данной ситуации более удобным вариантом представляется перечисление Школе спонсором необходимых денежных средств по договору дарения (пожертвования), в котором можно обусловить использование денежных средств по целевому назначению - на покупку картин.

2. Согласно п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж (включая стоимость входных билетов и абонементов), включаются услуги государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства. Как следует из письма МНС России от 31 декабря 1998 г. N ВГ-6-01/930@ (ответ на вопрос N 6), данная льгота распространяется и на музеи, которые согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1/75/018, утвержденному Госкомстатом СССР 1 января 1976 г., относятся к учреждениям искусства и культуры.

В силу подп.20 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация, а также оказание для собственных нужд в сфере культуры и искусства услуг, перечисленных в данном подпункте, в том числе реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В соответствии с п.6 ст.6 Закона о налоге на прибыль предприятий не подлежит налогообложению прибыль государственных и муниципальных музеев, полученная от их основной деятельности.

Из подпункта "г" раздела 2 Перечня товаров, не облагаемых таможенными пошлинами при ввозе или в связи с вывозом в соответствии с соглашением и протоколом (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по реализации таможенными органами указания ГТК России от 17 марта 1999 г. N 01-15/8613), вытекает следующее. К не облагаемым таможенными пошлинами при ввозе и вывозе товарам, вывозимым (ввозимым) из стран - участников Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г., отнесены предметы коллекционирования и искусства, предназначенные для галерей, музеев и других учреждений, одобренные компетентными органами страны-импортера для беспошлинного вывоза такого рода материалов на условии, что они не продаются вторично (в случае предоставления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения Министерства культуры Российской Федерации о назначении, номенклатуре и объемах ввозимых товаров). Коды товаров согласно ТН ВЭД России: из 9701, 9702 00 000 0, 9703 00 000 0, 9705 00 000 0, 9706 00 000 0.

Как уже отмечалось, спонсорская помощь, направленная государственным учреждениям культуры и искусства, не облагается у спонсора налогом на прибыль в пределах 5% налогооблагаемой прибыли. Кроме того, в силу подп.1 п.2 ст.146 и подп.3 п.3 ст.39 НК РФ передача основных фондов, нематериальных активов, иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг и соответственно не облагается НДС. По нормам ст.146 и подп.1 п.3 ст.39 НК РФ денежные средства, передаваемые спонсором, также не будут объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

3. Согласно п.9 Постановления Совета Министров РСФСР от 17 января 1991 г. N 211 "О регулировании издательской деятельности в РСФСР" издательская деятельность - подготовка и выпуск печатных изданий - осуществляется после получения соответствующей лицензии.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326, лицензированию подлежат: распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей и воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей.

В соответствии с Перечнем работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5 "О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации", услуги розничной торговли подлежат обязательной сертификации.

Кроме того, действующим законодательством может быть предусмотрена сертификация отдельных товаров, материалов и т.д.

4. По нормам подп.20 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Такая льгота предоставляется организациям, относящимся к учреждениям культуры и искусства, а именно: театрам, кинотеатрам, концертным организациям и коллективам, театральным и концертным кассам, циркам, библиотекам, музеям, выставкам, домам и дворцам культуры, клубам, домам (в частности, кино, литератора, композитора), планетариям, паркам культуры и отдыха, лекториям, народным университетам, экскурсионным бюро, заповедникам, ботаническим садам и зоопаркам, национальным паркам, природным и ландшафтным паркам. В пункте 18 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации говорится, что при оказании названных услуг в сфере искусства и культуры иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и пр., освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и ведении раздельного учета этих операций.

Школе необходимо учитывать, что ее уставом (ввиду целевого характера деятельности некоммерческих организаций) не предусмотрено проведение платных концертов и мастер-классов. Думается, в связи с этим у Школы нет оснований причислять себя к учреждениям, которым предоставляется льгота в виде освобождения от налога на добавленную стоимость.

В остальном операции от реализации билетов облагаются налогом в общем порядке с учетом того, что Школа - некоммерческая организация.

5. То, что спонсор предоставляет Школе денежные средства на рекламные мероприятия, может иметь или не иметь для него налоговых последствий в виде взимания налога на рекламу с передаваемых денежных средств в зависимости от того, осуществляется данный взнос в целях его безвозмездной передачи (пожертвования - ст.582 ГК РФ) или на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах (ст.19 Закона о рекламе). В последнем случае спонсорский взнос рассматривается в качестве фактической платы за рекламу.

Таким образом, если спонсорский договор не содержит обязательства спонсируемого размещать рекламу о спонсоре и его товарах, то предоставляемые спонсируемому денежные средства не будут облагаться налогом на рекламу. В противном случае спонсор вынужден включить спонсорский взнос в налоговую базу для исчисления налога на рекламу как фактически произведенные расходы по рекламе.

Эта позиция подтверждается письмом ГНИ по г.Москве от 9 августа 1996 г. N 11-13/17181. Напомним: п.5 Инструкции ГНИ по г. Москве от 21 декабря 1992 г. N 1 установлено, что не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, в том числе по рекламе благотворительных мероприятий. Поэтому если Школа будет давать рекламу, не преследующую коммерческих целей, то ее расходы на рекламу не облагаются соответствующим налогом на рекламу.

Представляется, что если спонсорский взнос будет безвозмездным или обусловленным рекламой спонсора, данный взнос нужно разделить, закрепив разные суммы в различных договорах.


О.М. Гусарева,

юрисконсульт


1 января 2002 г.


"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2002 г.



Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.