Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 сентября 2001 г. N КА-А40/5118-01
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 апреля 2001 года признано недействительными решения ИМНС РФ N 3 ЦАО г. Москвы от 19.10.2000 г. N 08-67-752-709 и от 04.12.2000 г. N 498 Д, а также требования об уплате налога от 8 ноября 2001 N 939 Д.
В иске ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о взыскании 799.263 руб. налоговых санкций отказано.
Постановлением Арбитражного суда г. Москвы от 9 июля 2001 года решение арбитражного суда оставлено без изменения.
На судебные акты Инспекцией МНС РФ подана кассационная жалоба, в которой просит их отменить.
В обоснование своих требований в жалобе ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права и нарушил нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат изменению: в части отказа ИМНС в иске оставить без изменения, кассационная инстанция считает необходимым признать недействительным решение ИМНС N 3 в части взыскания налоговых санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог и содержанием жилфонда и объектов соцкультсферы.
В остальной части судебные акты следует отменить и дело передать на новое рассмотрение в I инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Так, в части направления дела на новое рассмотрение кассационная инстанция исходит из следующего.
Согласно ст. 127 АПК РФ и ст. 159 АПК РФ суд в мотивировочной части решения и постановления должен привести доводы, по которым отклоняет те или иные доказательства и не применяет законы и иные нормативные акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Данные нормы АПК РФ в отменяемой части не выполнены.
Так, по налогу на добавленную стоимость суд не указал, почему отклонил и не принял доказательства ИМНС РФ о том, что ЗАО "НТВ-Плюс" необходимо включать в состав налоговой базы НДС оборотов по авторским договорам о передаче авторских прав на распространение телевизионного канала "Наше кино", заключенным с хозяйствующими субъектами стран СНГ.
Так, согласно ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Ст. 10 вышеуказанного закона определено, что особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении работ, услуг, ввозимых или вывозимых с территории РФ хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, могут устанавливаться лишь государственными соглашениями РФ о принципах взимания НДС при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения.
В связи с отсутствием соглашений РФ о порядке взимания НДС с другими государствами-участниками СНГ и в соответствии с п. 17 Инструкции ГНС РФ N 39 "О порядке исчисления и уплаты субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам, услугам, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Кроме того, судом надлежащим образом не исследовался вопрос об авторских правах у "НТВ - Плюс" на телепрограмму "Наше кино".
Налоговая инспекция утверждала, что в нарушение ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" истец не полностью включил в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот выручку, полученную от ЗАО "Издательство "Семь дней" по договору от 03.07.97.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от налога освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации. При этом освобождаются от НДС обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, производимых редакциями всех форм собственности, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40% объема отдельного номера.
По договору от 03.07.97 N 249-97 ЗАО "Издательство "Семь дней" и ЗАО "НТВ - Плюс" являются соучредителями журнала "Караван".
Суд не проверил доводы Инспекции о том, что доля рекламы в отдельном номере журнала "Караван" не превышает 40% объема отдельного номера, при таких обстоятельствах не было основания у ЗАО "НТВ - Плюс" выручку от рекламной деятельности за разницей рекламы в журнале "Караван" освобождать от НДС.
Кроме того, по вопросу оценки передаваемого ОАО "Телекомпания НТВ" права на передачу в эфир показа пакета программ, суд надлежащим образом не установил факта принадлежности авторских и смежных прав у истца.
Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" п. 1 ст. 5 не содержит положений, устанавливающих какие-либо льготы в отношении получения смежных прав. Поэтому налогообложение должно осуществляться в общем порядке.
В части, касающейся взыскания налоговых санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог и содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.
Из содержания приведенной нормы Закона следует, что арендодатель предоставляет принадлежащее ему имущество арендатору во временное владение или пользование, получая при этом доход в виде платы за него.
В соответствии со ст. 38 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) являются объектами налогообложения. Выручка от реализации товаров и представлениея услуг является объектом, обложения вышеуказанных налогов, поэтому налоговый орган установив ее у истца от сдачи имущества в аренду, правомерно принял решение о необходимости ее включения в налогооблагаемую базу.
Вместе с тем, признавая недействительными решения ИМНС о взыскании санкций за неуплату вышеуказанных налогов с доходов, полученных от сдачи имущества, следует учесть, что при исчислении налоговой базы налогоплательщик руководствовался соответствующими Инструкциями ГНС, что в силу п. 1 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налоговых правонарушений.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2003 г. N 11668/01 настоящее постановление в части отказа открытому акционерному обществу "НТВ-Плюс" в иске о признании недействительными решений Инспекции МНС России N 3 по Центральному административному округу города Москвы от 19.10.2000 N 08-67-452-709 и от 04.12.2000 N 498д о взыскании недоимки и пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменено
Руководствуясь ст. 171, ст. 175, ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 26 апреля 2001 года и постановление от 9 июля 2001 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-45376/00-14-629 в части отказа в иске ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы о взыскании налоговых санкций оставить без изменения.
В остальной части решение и постановление Арбитражного суда - отменить.
Признать недействительным решение ИМНС РФ N 3 от 19.10.00 N 08-67-452-709 и от 04.12.00 N 498-Ю в части взыскания налоговых санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог и содержания жилищного фонда и объектов соцкультсферы.
В иске ЗАО "НТВ - Плюс" о признании недействительным решений ИМНС РФ N 3 г. Москвы о взыскании вышеуказанных налогов и пени - отказать.
В остальной части дело передать на новое рассмотрение в I инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2001 г. N КА-А40/5118-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2003 г. N 11668/01 настоящее постановление в части отказа открытому акционерному обществу "НТВ-Плюс" в иске о признании недействительными решений Инспекции МНС России N 3 по Центральному административному округу города Москвы от 19.10.2000 N 08-67-452-709 и от 04.12.2000 N 498д о взыскании недоимки и пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменено
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании