Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2001 г. N КА-А40/5185-01 Открытие, закрытие и осуществление операций по специальным транзитным валютным счетам производится на основании договора и по распоряжению клиента банка, что не позволяет относить эти счета к внутрибанковским, в связи с этим текущий валютный счет, транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет подпадают под определение счетов, данное налоговым законодательством

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 сентября 2001 г. N КА-А40/5185-01


Иск заявлен Инспекцией МНС РФ N 20 по Восточному административному округу города Москвы о взыскании штрафа в размере 5.000 руб. в порядке статей 23 и 118 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 июня 2001 года в иске Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Податель кассационной жалобы, истец по делу, просит отменить решение суда, а иск удовлетворить по доводам, изложенным в ней.

Законность и обоснованность решения суда проверены в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы решения, полагает, что решение от 29 июня 2001 подлежит отмене, а иск подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Согласно акту Инспекции от 22 декабря 2000 года (л.д. 4) установлено, что у налогоплательщика - ООО "Аргут-М" закрыт 23 ноября 2000 года специальный транзитный счет, что подтверждается документально (л.д. 7), а сообщение в Инспекцию в порядке ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации не поступило, в связи с чем Инспекция применила к налогоплательщику штраф в порядке ст. 118 Налогового кодекса Российской Федерации, вынеся решение от 27 декабря 2000 года (л.д. 5).

Арбитражный суд первой инстанции при отказе в иске исходил из Указания Центрального Банка Российской Федерации от 20 октября 1998 года "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (л.д. 23-25). Из пункта 1.3 Указания следует такое понятие как "специальный транзитный валютный счет - счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи" (л.д. 23). При этом суд первой инстанции исходил из понятия "счета", определенного п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с позицией суда первой инстанции, кассационная инстанция исходила из того, что операции по покупке и продаже иностранной валюты по специальным транзитным валютным счетам осуществляются не самостоятельно уполномоченным банком, а по поручению клиента юридического лица - резидента Российской Федерации. Банки по поручению клиента также могут выдавать с указанного счета иностранную валюту на командировочные расходы (после покупки ее на эти цели). Таким образом, открытие, закрытие и осуществление операций по специальным транзитным валютным счетам производится на основании договора и по распоряжению клиента банка, что не позволяет относить эти счета к внутрибанковским. Таким образом валютные счета, а именно: текущий валютный счет, транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет подпадают под определение счетов, данное в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, при открытии налогоплательщику текущего счета, транзитного валютного счета и специального транзитного счета уполномоченный банк, в соответствии с п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан на каждый из указанных счетов в пятидневный срок представить в налоговый орган сообщения по форме N 12-0-1, утвержденной по согласованию с Банком России Приказом Госналогслужбы России от 23.12.98 N ГБ-3-12/340.

Одновременно, в десятидневный срок, согласно п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик также обязан представить в налоговый орган сообщения об открытии ему текущего валютного счета, транзитного валютного счета и специального транзитного валютного счета. Сообщение должно быть по форме Приложения N 1 к "Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", утвержденному Приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.98 N 1664) (в редакции Приказа МНС России от 24.12.99 N АП-3-12/412, зарегистрирован Минюстом России 10.03.2000 N 2145).

Из материалов дела и искового заявления следует, что в спорной ситуации речь идет о специальном транзитном счете (л.д. 2-7).

Иск подлежит удовлетворению, а расходы по госпошлине - отнесению на ответчика.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июня 2001 года по делу N А40-18874/01-14-201 отменить. Иск удовлетворить. Взыскать с ООО "Аргут-М" штраф в сумме 5.000 руб. в доход федерального бюджета и госпошлину в сумме 250 руб. по первой инстанции и 125 руб. - по кассационной инстанции.



Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2001 г. N КА-А40/5185-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.