Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2001 г. N КА-А40/5301-01 В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат упрощенному налогообложению

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 сентября 2001 г. N КА-А40/5301-01


Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Кудинова Инна Станиславовна обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Инспекции МНС России N 24 по Южному административному округу города Москвы об обязании возвратить из бюджета ошибочно перечисленный налог на добавленную стоимость в сумме 1000 руб.

Решением от 23.04.2001, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2001 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования истца на основании п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которым в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 24, в которой ответчик ссылается на то, что с введением НДС, являющегося косвенным налогом для индивидуальных предпринимателей с 01.01.2001, их налоговое бремя не увеличилось.

Между тем, п. 1 ст. 9 вышеназванного Закона закрепляет положение о создании менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, а не положение об увеличении налогового бремени с введением нового вида налога.

Такие менее благоприятные условия выражаются, в том числе ведением более сложного учета по сравнению с упрощенной системой налогообложения, на которую переведен истец, необходимостью заполнения деклараций и в других подобных неблагоприятных последствиях для малого предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В связи с этим нельзя принять во внимание довод ответчика о том, что НДС, являясь косвенным налогом, не влияет на уровень дохода налогоплательщика.

Ответчик ссылается на то, что поскольку положения п. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства не входят в систему налогового законодательства, с 01.01.2001 не может применяться установленная им льгота для малых предпринимателей.

Между тем, указанные положения по своему характеру являются гарантией стабильной деятельности малого предпринимательства, а не налоговой льготой, поэтому должны применяться наряду с налоговым законодательством.

Утверждение ответчика о том, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются только от налога на доходы, в отличие от организаций, освобождаемых от совокупности налогов, противоречит п. 2 ст. 3 Кодекса "Основные начала законодательства о налогах и сборах", согласно которому налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, постановил:

решение от 23.04.2001 и постановление от 09.07.2001 апелляционной инстанции по делу N А40-10025/01-116-123 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 24 по Южному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.



Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2001 г. N КА-А40/5301-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение