Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2001 г. N КА-А41/5319-01 Вывод суда о том, что у отделения федерального казначейства не было средств должника, в связи с чем оно не имело возможности исполнить постановление судебного пристава-исполнителя о списании денежных средств, является правомерным

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 сентября 2001 г. N КА-А41/5319-01


Решением Арбитражного суда Московской области от 25.05.2001 г. с Отделения федерального казначейства по Люберецкому району Московской области в пользу ЗАО "Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности "Гута-Банк" (ЗАО КБ "Гута-Банк") взыскано 5000000 руб., не удержанных по исполнительному листу, в связи с отказом ОФК в исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о списании денежных средств N 5/123ДС/10.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 14.08.2001 данное решение отменено и в иске ЗАО КБ "Гута-Банк" отказано.

В кассационной жалобе ЗАО КБ "Гута-Банк" просит об отмене постановления апелляционной инстанции по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 2 Положения "О Федеральном казначействе РФ"; п. 1 ст. 2; п. 3 ст. 212; ст. 214; ст. 244; ст. 245 ГК РФ; ст. 45 НК РФ; ст. 55; 161; 162 БК РФ; ст. 109 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.".

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ОФК РФ по Люберецкому району Московской области, возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области от 14.08.2001 по делу N А41-К2-3202/01, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Согласно ст. 91 ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

Таким образом, для взыскания с ОФК по Люберецкому району суммы иска необходимо, чтобы ОФК являлось субъектом, которому в соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" может быть адресовано требование о взыскании денежных средств. А также виновным в невыполнении данного требования.

В соответствии с Положением о федеральном казначействе РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.93 N 864, и Указом Президента РФ N 1556 от 08.12.92 ОФК - государственное учреждение, не являющееся налоговым органом, банком или кредитной организацией, а потому, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве", предъявление таких требований к отделению может приводиться только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что обязанность ОФК производить взыскание по исполнительным листам судебных органов установлена ст. 109 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.", которая регулирует случаи обращения взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам получателей бюджетных средств.

Московская область - должник по решению Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.00 получателем бюджетных средств не является, в ОФК по Люберецкому району лицевые счета не открывала.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания применения ст. 109 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." отсутствовали.

По делу видно, что постановлением судебного пристава-исполнителя N 5/123ДС/10 ОФК обязано было перечислить на депозитный счет службы судебных приставов денежные средства, поступающие на счет ОФК в качестве налогов, в том числе регулирующих налогов.

Указанные налоги являются доходами федерального бюджета, согласно ст. 9 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.", и поступают на счет N 40101, который открыт кредитным учреждением для выполнения ОФК обязанности по распределению доходов федерального бюджете между разными уровнями бюджетной системы РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Часть распределенных средств поступает и в бюджет субъекта РФ.

Таким образом, на счете N 40101 находятся средства, собственником которых является РФ, а не субъект РФ - Московская область, которая является должником по исполнительному листу.

При таких обстоятельствах, вывод апелляционной инстанции о том, что в ОФК не было средств должника, в связи с чем ОФК не имело возможности исполнить постановление судебного приставаисполнителя о списании денежных средств, а следовательно отсутствовала вина отделения, является правомерным.

Кроме того, возможность удержания по исполнительному производству с самого должника не утрачена.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всестороннее, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области от 14.08.2001 по делу N А41-К2-3202/01 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.



Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2001 г. N КА-А41/5319-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.