Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 2001 г.)

Налоговое обозрение


Мальта


Правительство Мальты намерено превратить свой остров в самый привлекательный финансовый центр по проведению операций с "электронными деньгами" (и-деньгами). При этом под и-деньгами понимается так называемая цифровая наличность, смарт-карты, биометрические системы идентификации личности, электронные чеки, кредитные карты для операций, осуществляемых по сети Интернет.

Как полагают в министерстве финансов Мальты, использование и-денег в настоящее время только начинается. Люди, которые будут применять это средство, наверняка будут искать место на земном шаре, где имеются соответствующая юридическая инфраструктура, налоговое законодательство, подготовленные кадры, финансовые структуры. Это место должно привлекать своим географическим расположением и низкими издержками на производство операций. Всем этим требованиям вполне может отвечать Мальта, имеющая репутацию ведущего финансового центра Европы. При этом правительство острова активно отказывается от традиционной модели налогового убежища.

Проведение мероприятий по привлечению операций с и-деньгами в Мальту координирует Мальтийский центр финансовых услуг. Инициативу правительства поддерживает ряд местных частных компаний.

Проблема внедрения и-денег носит неоднозначный характер. С одной стороны, и-деньги могут в самом ближайшем будущем коренным образом изменить способы хранения, перемещения, расходования и инвестирования денежных средств, с другой стороны, и-деньги открывают новые возможности расширения мошенничества в сети Интернет.


Нигерия


Правительство Нигерии приняло решение отменить ввозную пошлину на оборудование системы мобильной связи стандарта GSM с целью стимулировать развитие сектора услуг связи страны.

Лицензии на оказание услуг мобильной телефонной связи в Нигерии приобрели три компании.


Словакия


В соответствии с внесенной в законодательство поправкой, вступившей в силу с 1июля 2001 г., индивидуальным предпринимателям, которые ранее не имели права на получение пособия по нетрудоспособности и пенсии, разрешено участвовать в выполнении программы социального страхования. Участники этой программы имеют право на получение денежной компенсации в период временной нетрудоспособности, декретного отпуска и на получение пенсии по возрасту.

До принятия поправки индивидуальные предприниматели, доход которых составлял менее 100 тыс. словацких крон в год, не имели права участвовать в программе социального страхования. Это ограничение считалось дискриминационным и подвергалось жесткой критике.

Другие положения законодательства в этой области остались без изменений. Например, перечисление взносов в систему социального страхования является обязательным для индивидуальных предпринимателей, доход которых превышает 100 тыс. крон в год. Лицо, прекращающее перечисление взносов в связи с тем, что его ежегодный доход стал менее 100 тыс. крон, право на получение пособий по нетрудоспособности и родам теряет. При расчете размера пенсии время, на протяжении которого лицо получало доход, но не перечисляло взносы в систему социального страхования, не учитывается.

Индивидуальные предприниматели, желающие принять участие в выполнении программы получения пособий, должны были подать соответствующее заявление до 1 июля. Размер взноса составляет 4,8% от суммы дохода индивидуального предпринимателя. Минимальная сумма дохода при этом должна составлять 4 тыс. крон, максимальная - 32 тыс. крон в месяц.

В отношении обязательных перечислений в фонд социального страхования изменено определение понятия "индивидуальный предприниматель". Теперь оно включает лиц так называемых свободных профессий: художников, спортсменов, писателей. Они обязаны перечислять взносы при условии, если сумма их годового дохода превышает 100 тыс. крон.


* * *


Согласно внесенной в законодательство поправке вводится новое определение понятия "доставка налогоплательщику уведомления налогового органа". При отсылке уведомления налогоплательщику заказным почтовым отправлением, предусматривающим расписку налогоплательщика о его получении, уведомление будет считаться доставленным налогоплательщику даже в том случае, если из-за отсутствия налогоплательщика по адресу, имеющемуся в налоговом органе, где он стоит на учете, письмо не могло быть вручено адресату после трехкратного обращения по указанному адресу. Юридически значимыми средствами доставки уведомления считаются телефакс, электронная почта и устройства хранения данных (например, дискеты). При использовании электронной почты налоговый работник обязан располагать системой, позволяющей достоверно устанавливать факт получения сообщения налогоплательщиком. Любое сообщение, переданное налоговым работником налогоплательщику средствами электронной почты, должно дублироваться сообщением на бумаге, отправленным не позднее 5 дней после отсылки сообщения по электронной почте.

Еще одна поправка отодвигает сроки подачи налоговой декларации физическими лицами, которые решили воспользоваться услугами платных консультантов. Для таких деклараций срок подачи установлен до 30 июня, они подаются при наличии доверенности налогоплательщика. Для обычных налогоплательщиков срок подачи декларации остается старым - до 31 марта.


* * *


В Словакии установлен новый порядок применения налога на имущество. Налог подлежит начислению на имущество, накопленное налогоплательщиком за последние 3 года. Декларации за 1999-2001 гг. подаются до 30 сентября 2001 г. Обязанность уплаты налога возникает в том случае, когда стоимость имущества налогоплательщика превысит 1,5 млн крон. При этом недвижимость, приобретенная до 1 сентября 1999 г., не учитывается. Недвижимость, приобретенная после этой даты, оценивается затратами на ее приобретение, а не по рыночной стоимости. Налогоплательщик, стоимость имущества которого не превышает установленной величины, обязан подать декларацию, подтверждающую этот факт. Если налоговые органы сумеют найти имущество, стоимость которого превышает размеры дохода, ранее продекларированного налогоплательщиком, то разница подлежит обложению по единой ставке в размере 42%.

Если налогоплательщик после получения уведомления налогового органа не представит декларацию, налоговый орган вправе подготовить ее от имени налогоплательщика на основе "имеющейся у налогового органа информации". Эксперты указывают на то, что законодательство не определяет ни содержание понятия "имеющаяся информация", ни методику начисления налога.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.