Вопрос: Организация своевременно произвела уплату налогов, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Банком указанные денежные средства были списаны с расчетного счета организации, однако в бюджет не поступили. Правомерны ли действия налоговой инспекции, повторно списавшей данные суммы налогов с расчетного счета организации? ("Финансовая газета", N 35, август 2001 г.)

Организация своевременно произвела уплату налогов, что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Банком указанные денежные средства были списаны с расчетного счета организации, однако в бюджет не поступили. Правомерны ли действия налоговой инспекции, повторно списавшей данные суммы налогов с расчетного счета организации?


В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Пунктом 1 ст.45 НК РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно п.1 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. На основании п.9 ст.46 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

В соответствии с приказом УМНС России по г. Москве от 14.11.2000 г. N 160 "О рассмотрении вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов последних, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов" комиссии по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, созданные в инспекциях МНС России по административным округам г. Москвы и межрайонных инспекциях МНС России по г. Москве, принимают положительное решение об отражении в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в размере, не превышающем в совокупности 5 млн руб. включительно на одного налогоплательщика, только:

после проведения контрольных мероприятий, в ходе которых документально подтверждено списание денежных средств в уплату налогов и сборов за счет средств, поступивших на расчетный счет налогоплательщика через корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ ЦБ РФ, через кассу банка, другими способами, предусмотренными действующим законодательством;

при наличии решения (постановления) арбитражного суда, обязывающего налоговый орган признать обязанность по уплате налога исполненной, произвести отражение в лицевых счетах, осуществить зачет либо возврат денежных средств, если налоговым органом приняты все меры по обжалованию такого решения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Следует отметить, что в соответствии с приказом МНС России от 23.04.01 г. N БГ-3-18/131 решения по вопросам отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в размере более 5 млн руб. принимаются соответствующими управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации.

Согласно письму МНС России от 9.10.2000 г. N ВП-6-18/788@ для проведения указанных контрольных мероприятий налогоплательщику необходимо представить в соответствующий налоговый орган следующие документы:

подтверждение факта списания денежных средств (в произвольной форме), заверенное банком, обслуживающим расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика, с которого списаны денежные средства;

выписку, заверенную банком, по расчетному (корреспондентскому) счету налогоплательщика.

Учитывая изложенное, в случае представления соответствующих документов в налоговый орган по месту налогового учета организации или УМНС России по субъекту Российской Федерации (если размер денежных средств превышает 5 млн руб.) вопрос о принятии решения об отражении в лицевых счетах организации денежных средств, списанных с расчетных счетов, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, будет вынесен на комиссию по рассмотрению данных вопросов, созданную в указанном налоговом органе.

Вместе с тем в соответствии со ст.137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. В связи с этим организация вправе обжаловать действия должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Согласно ст.138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в соответствии со ст.139 НК РФ подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При этом к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.


А. Курочкин,

советник налоговой службы III ранга


29 августа 2001 г.


"Финансовая газета", N 35, август 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.