Предоставлено ли право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации при установлении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности определять плательщиков указанного налога? Должны ли плательщики единого налога уплачивать сбор за право торговли и налог с продаж? Правомерно ли привлечение индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации к уплате налогов и сборов, в том числе сбора за право торговли и налога с продаж на территории другого субъекта Российской Федерации, по месту осуществления ими предпринимательской деятельности, где не установлен и не введен в действие единый налог? Должны ли плательщики единого налога, стоящие на учете в налоговом органе по месту жительства, вставать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации?
В соответствии со ст.72, 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов уплаты налогов и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
На основании ст.1 и 3 Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Его плательщиками являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах, предусмотренных ст.3 Закона N 148-ФЗ.
Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст.3 Закона N 148-ФЗ;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы;
4) порядок и сроки уплаты единого налога;
5) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Законом N 148-ФЗ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не предоставлено право определять плательщиков указанного налога.
В соответствии с п.п."е" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.
Согласно п.п."д" п.1, п.3 ст.20 Закона N 2118-1 налог с продаж относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст.19-21 Закона N 2118-1, за исключением налогов и сборов, установленных ст.1 Закона N 148-ФЗ. В перечень налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков единого налога, установленных ст.1 Закона N 148-ФЗ, сбор за право торговли и налог с продаж не включены.
Таким образом, плательщики единого налога освобождаются от уплаты налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона N 2118-1 (за исключением налогов и сборов, приведенных в ст.1 Закона N 148-ФЗ), в том числе от сбора за право торговли и от налога с продаж, на территории субъекта Российской Федерации, где установлен и введен в действие единый налог на вмененный доход.
Вместе с тем плательщики единого налога освобождаются от внесения платежей в государственные внебюджетные фонды и уплаты налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона N 2118-1, только на территории субъекта Российской Федерации, в котором установлен и введен в действие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Если плательщик единого налога - индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, где не установлен и не введен в действие единый налог на вмененный доход, то этот индивидуальный предприниматель привлекается к уплате налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона N 2118-1. Требование к индивидуальным предпринимателям, стоящим на учете в налоговом органе по месту жительства, но осуществляющим деятельность в различных населенных пунктах другого субъекта Российской Федерации, дополнительно встать на учет по месту осуществления деятельности неправомерно.
В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Из этого следует, что постановка на учет налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту осуществления деятельности НК РФ не предусмотрена.
Вместе с тем в том случае, если индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, но осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, имеют на этой территории недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению, эти предприниматели должны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого недвижимого имущества или транспортного средства.
В. Воробьева,
советник налоговой службы I ранга
29 августа 2001 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/