Налоговый кодекс изменил порядок применения льготы по НДС (Е. Шаронова, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.)

Налоговый кодекс изменил порядок применения льготы по НДС


Несмотря на то, что часть вторая Налогового кодекса РФ действует уже полгода, у предприятий и организаций все равно возникают вопросы о порядке исчисления налогов, установленных частью второй НК РФ.

Налог на добавленную стоимость с 1 января 2001 г. исчисляется в соответствии с гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ. По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в настоящее время действуют лишь отдельные положения этого Закона) гл.21 НК РФ в перечень и порядок применения конкретных налоговых льгот по НДС были внесены значительные изменения и дополнения.

В данной статье мы рассмотрим ситуацию, в которой оказалась организация розничной торговли, единственным учредителем которой является общественная организация инвалидов.


* * *


Уставный капитал ООО полностью состоит из вклада общественной организации инвалидов. Численность инвалидов - более 50%, фонд оплаты труда - более 25%. Основной вид деятельности ООО - розничная торговля. С 1997 г. предприятие пользовалось льготой по НДС на основании подп."х" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС). При сдаче деклараций в налоговую инспекцию за январь - апрель 2001 г. ООО пользовалось льготой на основании подп.2 п.3 ст.149 НК РФ. Однако при сдаче декларации за май 2001 г., инспекция не принимает льготу и указывает на необходимость произвести перерасчет по НДС с января 2001 г., ссылаясь на ст.26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

В этой связи у организации возникли вопросы:

1. Может ли предприятие пользоваться льготой по НДС с 1 января 2001 г.? Является ли необходимым условием для получения льготы факт производства реализуемых товаров?

2. Если необходимо будет произвести перерасчет, то за счет каких источников должен быть начислен НДС? Возможно ли принять к вычету суммы НДС, предъявленные предприятию и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг)?


* * *


Прежде всего необходимо сказать, что до 1 января 2001 г. в соответствии с подп."х" п.1 ст.5 Закона о НДС от налога на добавленную стоимость освобождались товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. То есть льготой на основании подп."х" п.1 ст.5 Закона о НДС могли воспользоваться не только организации (указанные в этом пункте), занимающиеся непосредственно производством и реализацией изготовленных товаров, но также и организации, занимающиеся перепродажей ранее закупленных товаров.

Таким образом, до 1 января 2001 г. организация, осуществляющая розничную торговлю, совершенно обоснованно пользовалась льготой по НДС (при соблюдении условий, указанных в подп."х" п.1 ст.5 Закона о НДС).

Согласно подп.2 п.3 ст.149 НК РФ с 1 января 2001 г. не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации товаров, (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884)), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.

Таким образом, начиная с 1 января 2001 г. льготу могут применять только предприятия, которые самостоятельно производят и реализуют продукцию собственного производства (за исключением товаров, поименованных в подп.2 п.3 ст.149 НК РФ). То есть факт производства реализуемых товаров является необходимым условием для получения льготы.

Поскольку предприятие осуществляет розничную торговлю и соответственно товары не производит, то после 1 января 2001 г. обороты по реализации товаров подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (см. также п.21 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447).

Статья 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" к изложенной в вопросе ситуации не относится. В этой статье указывается, что до 1 января 2002 г. от обложения НДС будут освобождены операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями, использующими труд инвалидов (независимо от того, кто является учредителем). Но при этом указанные организации должны самостоятельно производить и реализовывать товары, среднесписочная численность инвалидов среди их работников должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Причем перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.

На данный момент такого перечня еще нет. Поэтому до утверждения Правительством РФ соответствующего перечня организаций возможность применения указанной льготы по НДС исключается.

Учитывая вышеизложенное, организация должна произвести перерасчеты с бюджетом по НДС начиная с 1 января 2001 г.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (п.6 ст.168 НК РФ).

Поскольку организация в продажную цену НДС не включала и не получала его с покупателей, а в настоящее время взыскать НДС с покупателей уже не представляется возможным, налог, исчисленный с выручки от реализации товаров, организации придется покрывать за счет собственных источников.

В зависимости от вида реализуемого товара НДС может исчисляться по ставке 10% - по продовольственным товарам и товарам для детей либо 20% (подпункты 1, 2 п.2 и п.3 ст.164 НК РФ).

При этом обращаем внимание, что исчисление НДС по разным ставкам возможно только при наличии раздельного учета реализации товаров, облагаемых по ставкам 10 и 20% (п.1 ст.166 НК РФ).

Если же на предприятии раздельный учет по видам реализуемых товаров по каким-либо причинам не ведется, то исчисление НДС производится исходя из ставки 20%, так как ставка НДС 10% применяется только при реализации товаров, указанных в подп.1 и 2 п.2 ст.164 НК РФ.

В связи с тем что реализуемые в розницу товары подлежат обложению НДС, предприятие имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную с реализации на суммы налога, предъявленные предприятию и уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также по товарам, приобретенным для перепродажи (п.1 п.2 ст.171 НК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ).

Поскольку предприятие не исчисляло НДС с выручки, можно предположить, что суммы "входного" НДС относились на издержки обращения (подп.1 п.2 ст.170 НК РФ). Поэтому предприятию необходимо сделать исправительные записи: сторнировать НДС с издержек обращения и отнести его первоначально на счет 19, а затем при соблюдении всех условий, необходимых для вычета, - на расчеты с бюджетом (Дебет 68 Кредит 19).

Таким образом, по итогам каждого налогового периода предприятию придется заплатить в бюджет только разницу между общей суммой НДС, исчисленной с выручки, и суммой налоговых вычетов (суммой НДС, уплаченной поставщикам) (ст.173 НК РФ).

После внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятию необходимо будет внести изменения и в налоговые декларации, представленные в налоговый орган. При этом обращаем внимание, что в данной ситуации изменения будут вноситься не только в декларации по НДС, но и в декларации по другим налогам (например, по налогу на прибыль).

В налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, в котором были внесены изменения в бухгалтерский учет, предприятию необходимо будет заполнить приложения А и Б (лист 05) формы N 1 (см. разд. II Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов - приложение 3 к Приказу МНС России от 27.11.2000 г. N БГ-3-03/407). В приложении А будет показываться заниженная налоговая база и соответствующая сумма НДС по каждому месяцу (январю, февралю и т. д.), а в приложении Б также помесячно следует указать суммы НДС, подлежащие вычету из налоговой базы в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.

На основании сведений, содержащихся в указанных приложениях, вносятся необходимые дополнения и изменения в налоговые декларации за тот отчетный период, в которых обнаружены ошибки (неполнота отражения сведений), повлекшие занижение (завышение) налога (абзац 27 разд. II вышеназванной Инструкции). Из этой формулировки можно предположить, что изменения в декларации должны вноситься налоговым органом, поскольку налогоплательщик в налоговой декларации за отчетный период уже отразил и суммы корректировок, и период, к которому они относятся.

В то же время многие инспекции МНС России на местах со ссылкой на п.1 ст.81 НК РФ требуют, чтобы сами налогоплательщики представляли уточненные декларации по НДС за те налоговые периоды (месяцы), в которых обнаружены ошибки.

Поскольку в настоящее этот вопрос окончательно не урегулирован, а МНС России в своих письмах никаких разъяснений по данному вопросу не давало, предприятию с вопросом о необходимости представления уточненных деклараций по НДС за те налоговые периоды, в которых обнаружены ошибки, придется обращаться в местную инспекцию МНС. И если инспекция потребует представления уточненных расчетов по НДС, то их лучше представить.

Кроме того, обращаем внимание, что поскольку НДС должен уплачиваться в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем или кварталом) (пункты 5, 6 ст.172 НК РФ), а предприятие НДС в бюджет не уплачивало, на суммы НДС, которые должны были быть уплачены в бюджет по итогам каждого месяца (января, февраля, марта и т. д.), будут начисляться пени (п.1 ст.75 НК РФ). Порядок расчета суммы пени изложен в ст.75 НК РФ. Заметим лишь, что пеня начисляется начиная со срока уплаты налога по день его фактической уплаты.

Необходимо также отметить, что налогоплательщик будет освобождаться от ответственности за неуплату НДС (по ст.122 НК РФ - за неуплату налога взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм) только в том случае, если он сначала самостоятельно уплатит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а после этого представит в инспекцию уточненные расчеты по НДС (п.4 ст.81 НК РФ).


Е. Шаронова,

АКДИ "Экономика и жизнь"


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.