Организация осуществляет издательскую деятельность. В природоохранные органы для оформления лимитов образования отходов организация не обращалась, отчисления за загрязнение окружающей среды не производятся. По мнению налоговых органов, организация должна производить отчисления.
В этой связи возникают следующие вопросы:
1) появляется ли с введением НК РФ обязанность по внесению в бюджет платы за загрязнение окружающей среды у всех юридических лиц;
2) кто должен установить такую обязанность;
3) если ранее организация не состояла на учете как природопользователь и лимиты отчислений отсутствуют, является ли вся плата сверхнормативной за счет чистой прибыли?
1. В числе федеральных налогов и сборов, установленных НК РФ, назван экологический налог (подп.15 п.1 ст.13 Кодекса). Однако данная статья в настоящее время не применяется, поскольку в соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ... " она вступит в силу только со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1 к федеральным налогам и сборам относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный и региональные бюджеты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ. Таким образом, введение НК РФ не повлияло на обязанности природопользователей по внесению платежей за загрязнение окружающей среды.
2. Законодательными актами, устанавливающими обязанность налогоплательщиков вносить платежи за природопользование, являются Закон РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) и другие нормативные акты.
Указанные платежи обязаны вносить природопользователи (юридические и физические лица, ведущие на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием), осуществляющие один или несколько видов вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия);
- размещение отходов.
Очевидно, что если первые три вида воздействий характерны для специфического круга субъектов, то размещение отходов осуществляет большинство участников предпринимательской деятельности. Руководствуясь определениями, приведенными в ст.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", можно сделать следующие выводы о том, что является "размещением" отходов.
Размещение отходов предприятием означает хранение или захоронение отходов производства и потребления (т.е. остатков сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства).
Под хранением подразумевается содержание отходов в объектах размещения отходов (специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов), под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
В соответствии с п.4.4 приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ 26.01.93, размещение отходов производства и потребления может осуществляться:
- на полигонах для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО);
- на полигонах общегородского (регионального) назначения для захоронения токсичных промышленных отходов;
- на полигонах, принадлежащих отдельному предприятию или группе предприятий;
- в отвалах, шламохранилищах для хранения неиспользуемых промышленных отходов;
- на территориях свалок (санкционированных, несанкционированных (на не отведенных для этих целей территориях)).
Таким образом, конкретному предприятию (предпринимателю) необходимо проанализировать свою хозяйственную деятельность на предмет того, размещает он отходы или нет. При этом надо учитывать следующее.
По общему правилу плата за размещение отходов взимается с природопользователей, осуществивших такое размещение. Однако согласно разъяснениям Госкомэкологии РФ экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов могут принять на себя организации, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО за счет средств, получаемых от предприятий, на которых образуются отходы. Плата за размещение также может быть включена в тариф свалки (другого объекта размещения) (см. письмо Госкомэкологии РФ от 17.01.97 N 14-07/32).
Для размещения отходов (либо другого вида вредного воздействия на окружающую среду, являющегося объектом налогообложения) необходимо получить разрешение природоохранного органа, о чем последний должен сообщить в налоговые органы по своему местонахождению в течение десяти дней после выдачи такого разрешения (п.7 ст.85 НК РФ). Если же предприятие не осуществляет ни один из видов вредного воздействия на окружающую среду, природоохранные органы должны удостоверить данный факт своим свидетельством и также уведомить об этом налоговые органы (п.1 Порядка взаимодействия органов Госналогслужбы РФ и органов Госкомитета РФ по охране окружающей среды, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 04.02.98 N 64, Госналогслужбы РФ от 05.02.98 N АП-3-04/19).
В письме от 18.01.01 N ВТ-6-04/38@ МНС России обязало территориальные налоговые органы при постановке на учет новых налогоплательщиков, а также при принятии от остальных налогоплательщиков расчетов по отчислениям удостовериться в наличии (отсутствии) разрешения природоохранного органа.
3. В случае если природоохранным органом при проверке организации будет выявлено наличие одного или нескольких видов вредного воздействия на окружающую среду при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения, то загрязнение окружающей природной среды будет считаться сверхлимитным (п.6 Порядка). Плата в таких случаях определяется по повышенной ставке в соответствии с п.5 Порядка.
Согласно подп."з" п.2 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, а также п.7 Порядка на себестоимость относятся платежи за предельно допустимые сбросы/выбросы, размещение отходов. Из формулировки ст.19 Закона N 2060-1 можно заключить, что объем предельно допустимого размещения отходов производства конкретного природопользователя определяется установленным лимитом. Таким образом, если лимит не установлен, то такие платежи на себестоимость отнесены быть не могут.
М. Васильева
1 августа 2001 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".