Вопрос: Положение о составе затрат не содержит прямой нормы, позволяющей включать расходы на оплату маркетинговых услуг в себестоимость продукции. Какие виды маркетинговых услуг можно отнести к информационным услугам и включать в себестоимость продукции согласно Положению о составе затрат? В каких случаях расходы на заработную плату директору по маркетингу и начальнику отдела рекламы следует относить на себестоимость и уплачивать соответственно единый социальный налог? Могут ли расходы на заработную плату начальнику отдела рекламы включаться в себестоимость как зарплата административно-управленческого персонала? (ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.)

Положение о составе затрат не содержит прямой нормы, позволяющей включать расходы на оплату маркетинговых услуг в себестоимость продукции.

В связи с этим возникают следующие вопросы:

Какие виды маркетинговых услуг можно отнести к информационным услугам и включать в себестоимость продукции согласно подп."и" п.2 Положения о составе затрат?

В каких случаях расходы на заработную плату директору по маркетингу и начальнику отдела рекламы следует относить на себестоимость и уплачивать соответственно единый социальный налог?

Могут ли расходы на заработную плату начальнику отдела рекламы включаться в себестоимость как зарплата административно-управленческого персонала?


Маркетинг является термином чисто экономическим и практически не несет в себе юридического содержания. Его определения нет ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве России. Это означает, что для целей правового регулирования маркетинга необходимо в каждом отдельном случае анализировать содержание, которое стороны вкладывают в это понятие.

Обычно в хозяйственной практике под маркетингом понимается деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, позволяющая выработать наиболее оптимальную стратегию бизнеса.

Изучение рынка может включать следующие процедуры: изучение соотношения спроса и предложения, вопросов ценообразования; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; исследование мощности предприятий, обслуживающих данный рынок; изучение общественного мнения и пр.

Под выработкой стратегии бизнеса понимается планирование ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), ценообразования и др.

Таким образом, суть маркетинговых услуг заключается в сборе информации, ее анализе и выработке на основе полученных результатов соответствующих рекомендаций. В связи с этим можно говорить о том, что маркетинговые услуги носят характер как информационных, так и консультационных услуг.

Поскольку результатом маркетинговой деятельности является выбор оптимального решения для организации производства, указанные услуги следует считать непосредственно связанными с управлением производством.

В связи с вышеизложенным затраты по оплате маркетинговых услуг (при подтверждении их соответствующими документами) должны, по нашему мнению, включаться в себестоимость согласно подп."и" п.2 Положения о составе затрат как информационные и консультационные услуги, связанные с управлением производством.

В соответствии с этим же подпунктом в себестоимость включаются и затраты на оплату труда директора по маркетингу и начальника отдела рекламы, которые следует квалифицировать как затраты на содержание работников аппарата управления организации. ЕСН начисляется в общеустановленном порядке.

В заключение напомним, что при принятии решения об отнесении расходов по маркетингу на себестоимость необходимо в каждом конкретном случае анализировать содержание возникших правоотношений.


М. Масленников


1 августа 2001 г.


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.