Компетенция совета директоров акционерного общества.
Вопросы компетенции при созыве общего собрания акционеров
Классификация компетенции органов управления
Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 24.05.99) (далее - Закон) содержит основной перечень вопросов, составляющих компетенцию органов управления и контроля акционерного общества. В Законе прямо или косвенно даны указания на каждый из компетентных органов общества.
Законодатель, определив перечень вопросов, относящихся к компетенции органов управления, установил обязательный принцип разграничения компетенции. Законом обществам предоставлена возможность относить некоторые вопросы к компетенции как высшего органа управления - общего собрания, так и иных органов - совета директоров, исполнительного органа. При этом, с одной стороны, Законом четко определен круг вопросов, который должен быть закреплен за определенным органом управления или контроля, с другой стороны, имеются вопросы, которые общество должно самостоятельно распределить между органами управления, закрепив разделение компетенции каждого органа управления общества в его основном документе - уставе.
Вопросы и споры начинают возникать именно с момента определения компетенции, так как законом предусмотрено определенное пересечение компетенций общего собрания и совета директоров, т.е. один и тот же вопрос может быть включен в компетенцию нескольких органов управления. Вопросы, стоящие на пересечении компетенций, необходимо отнести к компетенции определенного и единственного органа управления путем указания на то в уставе.
* * *
Все вопросы пересечения компетенции, содержащиеся в Законе, можно объединить в группы вопросов двойной, тройной и общей компетенции.
К вопросам двойной компетенции относятся такие, которые могут быть отнесены к функциям двух органов: к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.
Продолжение темы "Совет директоров акционерного общества", начало см. в N 7.
Следует отличать вопросы двойной компетенции от вопросов, решения по которым принимаются соответствующим органом, определенным Законом, в зависимости от определенных условий. Например, принятие решения о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества. Решение о совершении указанной сделки принимает совет директоров единогласно. В случае недостижения единогласия в совете директоров вопрос выносится на рассмотрение общего собрания акционеров общества, которое принимает его большинством в 3/4 голосов (п.1 ст.79 Закона). При этом следует отметить, что действует правило: решение по вопросу принимает только один орган управления (или совет директоров, или общее собрание акционеров).
Тройная компетенция указывает на соответствующее количество органов, в компетенции которых может состоять вопрос: либо общее собрание акционеров, либо совет директоров, либо исполнительный орган общества.
К общей компетенции относятся вопросы, в решении которых участвуют несколько органов. Например, в соответствии с п.3 ст.85 Закона общее собрание, совет директоров и ревизионная комиссия вправе принимать решение о проверке ревизионной комиссией финансово-хозяйственной деятельности общества. При этом следует учесть, что принятие указанного решения одним из перечисленных органов не может быть отменено противоположным решением иного органа. Участники общей компетенции вправе только принимать решение о проведении такой проверки.
Итак, основное правило разграничения полномочий между органами управления: "Один вопрос передается в компетенцию одного органа". Исключением из общего правила являются вопросы общей компетенции, позволяющие принимать решения одновременно несколькими органами.
Соотношение компетенций совета директоров
и общего собрания акционеров
Как известно, высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание акционеров, исполнительным - единоличный орган (директор, генеральный директор) или единоличный и коллегиальный орган (правление, дирекция), контрольным - ревизионная комиссия или ревизор.
Совет директоров, являясь самостоятельным органом управления, через осуществление своих функций в соответствии с отведенной ему компетенцией проявляет себя либо как промежуточное звено, либо как независимый орган управления обществом.
Поскольку общее собрание акционеров созывается нечасто, особенно в обществах с большим числом акционеров, совет директоров занимает промежуточное положение между высшим и исполнительным органом управления, что представляет возможность решать некоторые возникающие в деятельности общества вопросы, минуя кропотливую, достаточно длительную и недешевую работу по подготовке и созыву общего собрания акционеров. Наличие в обществе совета директоров предоставляет возможность оперативно решать вопросы, отнесение которых к компетенции совета директоров разрешено действующими нормами.
Самостоятельную компетенцию совета директоров составляют, во-первых, вопросы, передаваемые из компетенции общего собрания акционеров (при наличии такой возможности, закрепленной в Законе, т. е. не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления), во-вторых, - отнесенные самим Законом к функциям совета директоров, являющиеся вследствие этого исключительными вопросами компетенции совета директоров. Поэтому немаловажно рассматривать каждый вопрос компетенции совета директоров с учетом наличия в законе нормы, разрешающей передачу того или иного вопроса из компетенции общего собрания акционеров общества к компетенции совета директоров.
Вопросы компетенции совета директоров
Компетенция совета директоров складывается из нескольких блоков вопросов, при этом перечень вопросов не является закрытым, как у общего собрания акционеров. В компетенцию совета директоров входят вопросы исключительной компетенции, решения по которым может принимать только совет директоров. Передача вопросов исключительной компетенции на разрешение в иной орган законом запрещена. Исключение составляет случай двойной или тройной компетенции до закрепления обществом варианта, выбранного в уставе. Перечень вопросов исключительной компетенции содержит вопросы, перечисленные в ст.65 Закона и, как установлено п.19 упомянутой статьи, иные вопросы, предусмотренные законом. Помимо обязательных вопросов, которые должны быть включены в функцию совета директоров, существуют вопросы, которые могут входить в ведение и иных органов управления, т.е. вопросы неисключительной компетенции, которые в свою очередь подразделяется по направлениям деятельности: самостоятельное ведение дел общества, принятие решений с учетом решения иных органов управления и (или) контроля в обществе и принятие решений исключительно при наличии инициативы других органов управления в обществе в соответствии с законом или внутренними документами общества. Для каждого отдельного общества компетенция совета директоров должна быть отражена в уставе с обязательным соответствием норм, предусмотренных Законом относительно разграничения компетенций органов управления.
Блок вопросов компетенции совета директоров по созыву общих собраний акционеров общества (п.2 ст.65 Закона).
Решение советом директоров вопросов по созыву, подготовке и проведению общего собрания акционеров - это деятельность, направленная на реализацию компетенции высшего органа управления обществом - общего собрания акционеров.
Исключение из компетенции совета директоров указанных вопросов возможно только в единственном случае - при созыве внеочередного общего собрания акционеров и при наличии одного из двух фактов: во-первых, советом директоров в течение установленного законом срока не принято решение о созыве собрания, во-вторых, советом директоров принято решение об отказе от его созыва. В указанных случаях вопросы созыва, подготовки и проведения внеочередного общего собрания акционеров решаются компетентными лицами, требующими созыва внеочередного общего собрания акционеров.
1. Определение места и времени проведения общего собрания акционеров (п.2 ст.47, ст.54 Закона)
Вопрос о месте проведения общего собрания акционеров решается обществами достаточно легко, поскольку местом проведения общего собрания акционеров может быть помещение самого общества или арендованное им помещение. Вопрос о времени проведения собрания также решается обществом самостоятельно, поскольку никаких определенных указаний или ограничений не установлено.
2. Определение формы проведения общего собрания акционеров (п.2 ст.47, п.1 ст.55 Закона)
Законом предусмотрено два способа голосования: очное и заочное. От определения способа голосования зависит форма проведения общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров может быть проведено как очно, т. е. путем совместного личного присутствия акционеров (доверенных лиц) для принятия решений по вопросам повестки дня общего собрания, так и заочно. В соответствии с нормами положения "О порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования", утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 20.04.98 N 8 (далее - Положение), общее собрание акционеров считается проводимым путем проведения заочного голосования (опросным путем), если голосование акционеров по вопросам повестки дня общего собрания осуществляется без предоставления им возможности совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Выбор формы общего собрания акционеров в первую очередь зависит от вида созываемого общего собрания. При подготовке к созыву очередного годового общего собрания законом установлено единственное ограничение, вытекающее из ст.50 Закона. Путем проведения очного голосования на годовом общем собрании акционеров должны быть приняты решения по вопросам, перечисленным в ст.47 Закона. Запрет на принятие решения по вопросам компетенции годового общего собрания, перечисленным в п.1 ст.47, заочным голосованием (опросным путем) установлен ст.50 Закона.
Дополнительный запрет на выбор заочной формы общего собрания содержится в п.2 Положения, в соответствии с которым не может быть проведено путем заочного голосования (опросным путем) новое общее собрание акционеров взамен несостоявшегося общего собрания акционеров, которое должно было быть очным.
Выбор формы внеочередного общего собрания акционеров напрямую зависит от содержания требования о созыве внеочередного общего собрания, направленного в совет директоров уполномоченными лицами. Форма внеочередного общего собрания определяется по следующему правилу: "Форма собрания соответствует указанной в требовании, а в случае отсутствия указания на форму - определяется советом директоров самостоятельно". Следует учесть, что совет директоров не вправе изменить своим решением указанную в требовании форму собрания.
3. Определение даты проведения общего собрания акционеров (п.2 ст.47, ст.54 Закона)
Варианты определения даты созыва высшего органа управления - общего собрания акционеров - зависят от вида планируемого общего собрания: годовое или внеочередное.
3.1. Определение даты проведения годового общего собрания акционеров (п.1 ст.47 Закона).
Дата проведения годового общего собрания общества может определяться одним из двух способов. Первый способ: дата проведения собрания указывается в уставе общества. Второй способ: дата определяется советом директоров общества. Целесообразность включения в устав общества конкретной даты проведения годового общего собрания можно рассмотреть с двух сторон. Положительный момент состоит в том, что все мероприятия при подготовке к проведению общего собрания можно рассчитать заранее по числам на неопределенное время вперед, при этом даты проведения тех или иных мероприятий не будут изменяться ни при каких обстоятельствах (за исключением случая внесения изменения в устав общества относительно данного вопроса). Сложнее решается вопрос с определением даты проведения общего собрания акционеров, если она не определена в уставе общества.
Отсутствие конкретной даты проведения годового общего собрания в уставе предоставляет совету директоров ежегодный выбор даты проведения собрания с учетом всех обстоятельств. Обозначив в уставе общества конкретную дату, общество обрекает себя на ежегодное проведение годового собрания исключительно в указанную дату независимо от обстоятельств, которые могут негативно сказаться на результатах годового общего собрания общества. Статьей 47 Закона возможность выбора срока проведения собрания предоставлена "... не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества". Другими словами, законом установлены четкие пределы проведения годового общего собрания акционеров: с 1 марта по 30 июня, при этом следует выполнить все требования Закона, касающиеся мероприятий, которые должны быть проведены до даты созыва годового общего собрания.
К таким мероприятиям относятся: составление списка акционеров, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение годовых дивидендов; заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества о достоверности документов, утверждаемых на годовом общем собрании; утверждение советом директоров годового отчета; информирование акционеров о проведении годового общего собрания и другие.
Решение о дате, времени и месте проведения общего годового собрания совету директоров целесообразно принимать только после утверждения годового отчета общества и принятия решения о его выносе на общее собрание акционеров, но не позднее, чем за 45 дней до наступления шестого месяца после окончания финансового года.
3.2. Определение даты проведения внеочередного общего собрания акционеров (п.1 ст.55 Закона)
Созыв внеочередного общего собрания акционеров по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее 10% голосующих акций общества, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее 45 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров.
В течение 10 дней с даты предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания советом директоров общества должно быть принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров либо об отказе от созыва.
Решение об отказе от созыва внеочередного общего собрания акционеров может быть принято в исключительных случаях:
не соблюден установленный Законом порядок предъявления требования о созыве собрания;
акционер (акционеры), требующий созыва внеочередного общего собрания акционеров, не является владельцем предусмотренного п.1 ст.55 Закона количества голосующих акций общества;
ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров общества, не отнесен к его компетенции;
вопрос, предлагаемый для внесения в повестку дня, не соответствует требованиям Закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Решение совета директоров общества о созыве внеочередного общего собрания акционеров или мотивированное решение об отказе от его созыва направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней с момента его принятия.
4. Утверждение повестки дня общего собрания акционеров (п.4, 5 ст.53, ст.54, п.4 ст.55, п.3 ст.65 Закона)
Утверждению повестки дня общего собрания акционеров предшествует формирование повестки. Повестка дня общего собрания акционеров формируется советом директоров общества на основе вопросов и (или) предложений в зависимости от вида созываемого общего собрания акционеров.
4.1. Формирование и утверждение повестки дня годового общего собрания акционеров (п.4, 5 ст.53, ст.54, п.3 ст.65 Закона)
Содержание повестки дня годового общего собрания акционеров:
- вопросы, подлежащие обязательному обсуждению на годовом общем собрании акционеров в соответствии с требованиями Закона;
- предложения акционеров, направляемые в совет директоров до 30 января (или иного установленного уставом общества предельного срока);
- предложения совета директоров в предусмотренных Законом случаях.
На основании указанных предложений и вопросов совет директоров формирует повестку дня общего собрания акционеров. Необходимо учесть, что только на годовом общем собрании принимаются решения по следующим вопросам: избрание совета директоров общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждение аудитора общества, рассмотрение годового отчета общества, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков общества, распределение прибылей и убытков общества (ст.47 Закона). При этом следует отметить, что некоторые вопросы могут быть внесены в повестку дня общего собрания акционеров только по предложению совета директоров общества, если иное не установлено уставом общества. К таким вопросам в соответствии со ст.49 Закона относятся:
- реорганизация общества (преобразование, присоединение, разделение, выделение);
- принятие решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусмотренного ст.40 Закона;
- определение формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования;
- дробление и консолидация акций;
- заключение сделок в случаях, предусмотренных ст.83 Закона;
- совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случаях, предусмотренных ст.79 Закона;
- приобретение и выкуп обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных Законом;
- участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.
4.2. Формирование и утверждение повестки дня внеочередного общего собрания акционеров (п.4 ст.55 Закона)
Повестка дня внеочередного общего собрания акционеров формируется на основании вопросов, содержащихся в требовании инициаторов созыва собрания. В соответствии с п.2 ст.55 Закона в требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания, с указанием мотивов их внесения.
Совет директоров не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня внеочередного собрания, созываемого по требованию уполномоченных лиц, перечисленных в п.1 ст.55 Закона. Совет директоров формирует повестку дня внеочередного собрания только на основании вопросов, соответствующих принципам и правилам, установленным Законом. Совет директоров вправе принять решение об отказе во включении вопросов в повестку дня внеочередного общего собрания если:
- не соблюден установленный Законом порядок предъявления требования о созыве собрания;
- акционер (акционеры), требующий созыва внеочередного общего собрания акционеров, не является владельцем не менее 10% голосующих акций общества;
- ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров общества, не отнесен к его компетенции;
- вопрос, предлагаемый для внесения в повестку дня, не соответствует требованиям Закона и иных правовых актов Российской Федерации.
С учетом предъявляемых к повестке дня требований совет директоров на своем заседании утверждает окончательный ее вариант. По общему правилу, список вопросов повестки дня общего собрания акционеров в дальнейшем уже не может быть изменен. Что касается дополнения перечня вопросов повестки дня, то закон оставил такую возможность, предусмотрев в п.5 ст.55 Закона возможность обжалования в суд решения совета директоров об отказе во включении в повестку дня предложенного акционером вопроса. Решение суда является основанием для включения неправомерно отклоненного вопроса в повестку дня годового общего собрания.
5. Утверждение списка кандидатур для голосования по выборам органов управления и контроля (п.4, 5 ст.53, подп.8 п.1 ст.48, п.10 ст.65, п.3 ст.69 Закона)
При созыве годового общего собрания акционеров каждый акционер - владелец голосующих акций общества имеет право направить в адрес общества до 30 января или иного более позднего установленного обществом предельного срока предложения о кандидатах в избираемые на общем собрании органы управления и контроля. Предложения по кандидатам в органы управления вносятся с учетом требований, предусмотренных ст.53 Закона. В пункте 4 вышеназванной статьи приведен перечень случаев, когда предложения могут быть отклонены и предлагаемые кандидаты - не включены в список кандидатов в выборные органы управления.
При созыве внеочередного общего собрания акционеров требования к порядку выдвижения кандидатов и направления предложений о кандидатах установлены те же, что и при созыве годового общего собрания. Единственное отличие состоит в том, что при созыве внеочередного общего собрания акционеров, естественно, не устанавливается предельный срок направления предложений о кандидатах. Совет директоров имеет право принять решение об отказе во включении в список кандидатур предлагаемых кандидатов при наличии условий, предусмотренных п.4 ст.53 Закона.
6. Предварительное утверждение и представление общему собранию годового отчета (п.1 ст.47, ст.88 Закона)
Компетенция совета директоров по утверждению годового отчета актуальна только при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров, на котором окончательно утверждается годовой отчет общества
Председатель совета директоров в процессе подготовки к заседанию совета директоров, посвященному годовому общему собранию акционеров, согласовывает с исполнительным органом, ревизионной комиссией, а в некоторых случаях и с аудитором, сроки и порядок подготовки годового отчета и заключения по нему. Указанные документы должны быть представлены на рассмотрение совета директоров для дальнейшего утверждения на годовом общем собрании.
Поскольку на исполнительный орган общества возложена обязанность по организации ведения бухгалтерского учета в обществе и предоставлению ежегодного отчета и другой финансовой отчетности (п.2 ст.88 Закона), исполнительный орган обязан подготовить проект годового отчета.
На основании упомянутых документов и в результате проведенной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам года (п.3 ст.85 Закона), ревизионной комиссией (ревизором) составляется заключение о результатах проведенной проверки (ревизии). Ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение на основании представленных исполнительным органом финансовых документов, а также вправе потребовать от лиц, занимающих должности в органах управления общества, любые документы о финансово-хозяйственной деятельности общества (п.5 ст.85 Закона).
7. Определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (п.1 ст.5, ст.54, подп.4 части второй ст.65 Закона)
Совет директоров принимает на своем заседании решение о дате составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании. Список акционеров составляется на основании данных реестра акционеров. В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации. Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.97 N 27 утверждено положение "О ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" (далее - Положение о ведении реестра). Дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, Законом поставлена в зависимость от двух фактов: даты принятия решения о проведении общего собрания и решения о голосовании на общем собрании с помощью бюллетеней. Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлен ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 60 дней до даты проведения общего собрания. В случае проведения общего собрания акционеров, в определении кворума которого и голосовании участвуют бюллетени, дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, устанавливается не менее чем за 45 дней до даты проведения общего собрания акционеров.
При определении даты составления списка акционеров для участия во внеочередном общем собрании учитывается норма ст.55 Закона, указывающая на срок, в течение которого должно быть созвано внеочередное общее собрание - не позднее 45 дней с момента предъявления требования о проведении внеочередного собрания акционеров общества.
Правила составления списка акционеров, имеющих право участвовать в
общем собрании акционеров
Положением о ведении реестра установлены правила подготовки списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Упомянутые требования Положения являются обязательными как для регистраторов - профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и для обществ, осуществляющих ведение своего реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно.
В соответствии с п.7.4.5 Положения о ведении реестра по распоряжению эмитента (решение совета директоров о дате составления списка акционеров) или лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистратор представляет список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, составленный на дату, указанную в распоряжении, соответствующую дате, принятой на заседании совета директоров. Ответственность за соответствие установленной даты требованиям законодательства Российской Федерации несет обратившееся лицо.
В список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, включаются акционеры:
- владельцы обыкновенных акций общества;
- владельцы привилегированных акций общества определенного типа, предоставляющих в соответствии с его уставом право голоса;
- владельцы привилегированных акций общества определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества (за исключением кумулятивных привилегированных акций общества), в случае если на последнем годовом общем собрании акционеров общества (независимо от основания) не было принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа;
- владельцы кумулятивных привилегированных акций общества определенного типа, в случае если на последнем годовом общем собрании акционеров, на котором в соответствии с уставом должно было быть принято решение о выплате по этим акциям накопленных дивидендов, такое решение (независимо от основания) не было принято или было принято решение о неполной выплате накопленных дивидендов;
- владельцы привилегированных акций общества, в случае если в повестку дня этого общего собрания акционеров общества включен вопрос о реорганизации или ликвидации общества;
- владельцы привилегированных акций общества определенного типа, в случае если в повестку дня этого общего собрания акционеров общества включен вопрос о внесении в устав общества изменений или дополнений, ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций.
- Иные лица, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Не полностью оплаченные акции (за исключением не полностью оплаченных обществу акций, приобретенных при его создании учредителями) при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, не учитываются.
В случае если указанные выше акции составляют паевые инвестиционные фонды, в список акционеров включаются управляющие этих паевых инвестиционных фондов, а если указанные выше акции учитываются на лицевых счетах доверительных управляющих - доверительные управляющие.
Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать следующие данные:
- фамилия, имя, отчество (полное наименование) акционера;
- вид, номер, серия, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность (устава), орган, выдавший документ (номер государственной регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию, дата регистрации);
- место проживания или регистрации (место нахождения);
- адрес для направления корреспонденции (почтовый адрес);
- количество акций с указанием категории (типа).
На основании дополнительного соглашения к договору на ведение реестра регистратор вправе подготовить и направить зарегистрированным лицам уведомления о проведении общего собрания акционеров и бюллетени для заочного голосования, а также исполнять функции счетной комиссии.
Лицо, осуществляющее ведение реестра, несет ответственность за правильность и достоверность информации, содержащейся в предоставляемом списке акционеров. Предоставление недостоверной информации отнесено к грубому нарушению, за которое может быть наложен штраф (письмо ФКЦБ РФ от 16.06.2000 N ИК-07/2862 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением деятельности по ведению реестра").
В соответствии с указом Президента РФ от 31.07.95 N 784 "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров" установлено, что право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества акционеров - владельцев обыкновенных акций с правом голоса, а в случаях, предусмотренных федеральным законом или уставом акционерного общества, акционеров - владельцев привилегированных акций не может быть ограничено решением собрания акционеров акционерного общества, его совета директоров либо иных органов или лиц.
Независимо от того, изменились ли в дальнейшем данные реестра акционера общества, право голоса на уже объявленном собрании получают лишь те акционеры, которые были зарегистрированы на день составления данного списка.
Список составляется в алфавитном или ином порядке (по виду акций во владении (обыкновенные и/или привилегированные). Список заверяется председателем совета директоров либо специализированным регистратором. Данный список является основой для проведения регистрации участников на общем собрании и проведения голосования, в том числе для подготовки бюллетеней для голосования.
На основе составленного списка акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, составляется список лиц, в чей адрес направляются сообщения о проведения годового общего собрания акционеров, а в случае необходимости и бюллетени. По адресам акционеров рассылаются письменные уведомления о созыве собрания. На основе списка акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров подготавливаются списки участников собрания и списки для голосования, устанавливающие право голоса по тому или иному вопросу повестки дня.
8. Определение порядка сообщения акционерам о проведении собрания акционеров (ст.52 Закона)
Общее собрание акционеров созывается путем заблаговременного уведомления. Определение срока, в течение которого акционерам сообщается о проведении общего собрания акционеров, зависит от вида общего собрания акционеров: годовое или внеочередное. Право быть уведомленными о проведении собрания имеют все лица, которые имеют право на участие в созываемом общем собрании акционеров и включены в список. Информирование акционеров о проведении общего собрания, в отличие от информирования о наличии у акционеров права направлять предложения в повестку дня и кандидатов в органы управления, является обязанностью общества, причем Законом установлены предельные сроки информирования, которые общество не вправе изменять. Порядок информирования акционеров о проведении общего собрания акционеров определен в ст.52 Закона, в соответствии с которой сообщение осуществляется путем направления им письменного уведомления или опубликования информации.
Форма сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров, а также орган печати, в случае сообщения в форме опубликования информации, определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Если уставом общества не предусмотрена определенная форма сообщения, то уведомление о проведении общего собрания акционеров осуществляется заказным письмом.
Следует отметить, что адресатом подобной информации для акционерного общества не всегда является акционер, также как и для акционера ее источником не всегда выступает акционерное общество. Промежуточным звеном между ними может выступать номинальный держатель акций - лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра и не являющееся владельцем акций. В этом случае сообщение о проведении общего собрания акционеров направляется номинальному держателю, который обязан довести его до сведения своих клиентов в порядке и сроки, установленные правовыми актами РФ или договором с клиентом (п.5 ст.52 Закона).
Распространенными способами направления акционерам сообщения о проведении годового общего собрания акционеров (и бюллетеней для голосования) является рассылка заказных писем по почте или личное вручение под расписку. Использование варианта личного вручения акционерам сообщения под расписку возможно только в случае указания на этот способ в уставе общества.
Только в том случае, если уставом не предусмотрены определенные способы направления сообщения о проведении собрания, уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом (абз.3 п.1 ст.52 Закона).
Письменное уведомление о проведении общего собрания акционеров акционерного общества направляется по адресу, указанному в списке лиц, тем акционерам и номинальным держателям акций, в чей адрес направляются сообщения и бюллетени.
Срок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров устанавливается уставом общества. Общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более тысячи обязано направить письменное уведомление или опубликовать информацию о проведении общего собрания акционеров не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
9. Составление перечня информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания (п.3 ст.52 Закона)
Пунктом 3 ст.52 Закона приведен перечень информации, который должен содержаться в сообщении о проведении общего собрания:
- наименование и место нахождения общества;
- дата, время и место проведения общего собрания акционеров;
- дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- вопросы, включенные в повестку дня общего собрания акционеров;
- порядок ознакомления акционеров с информацией (материалами), подлежащей представлению акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров.
К информации (материалам), подлежащей представлению акционерам при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров, относятся:
- годовой отчет;
- заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества, а в случае наличия обязанности у общества проводить аудиторскую проверку - заключение аудитора общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества;
- сведения о кандидатах в совет директоров общества;
- сведения о кандидатах в ревизионную комиссию (ревизора) общества;
- иные документы в зависимости от вопросов повестки дня, например, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества или проект устава общества в новой редакции.
Указом Президента РФ от 31.07.95 N 784 "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров" установлено, что при подготовке к проведению общего собрания акционеров его совет директоров обязан предоставлять акционерам материалы, необходимые для решения вопросов, включенных в повестку дня этого общего собрания акционеров, в том числе информацию о кандидатах в совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества, проект изменений и дополнений, предлагаемых к внесению в устав акционерного общества, или проект устава акционерного общества в новой редакции.
Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для представления акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.
10. Утверждение формы и текста бюллетеня для голосования (ст.54 Закона)
В случае проведения голосования на общем собрании акционеров бюллетенями или возложения такой обязанности на общество совет директоров обязан на своем заседании утвердить форму и текст бюллетеней для голосования.
Акционерным обществам предоставлен выбор варианта голосования при количественном составе акционеров, не превышающем 100. Если в обществе не более 100 акционеров на общем собрании голосование по вопросам повестки дня может проводиться и без бюллетеней. Совет директоров устанавливает порядок проведения общего собрания (п.2 ст.47 Закона), в котором определяется порядок голосования на общем собрании.
Если количество акционеров - владельцев голосующих акций общества превышает 100, то голосование должно проводиться только с использованием бюллетеней.
У общества появляется обязанность не только проводить голосование бюллетенями, но и рассылать их заказными письмами в адрес акционеров - владельцев голосующих акций общества, если число акционеров - владельцев акций общества превышает 1000. В случае появления такой обязанности бюллетени и информация о проведении собрания акционеров рассылаются не позднее чем за 30 дней до даты его проведения (п.2 ст.52 Закона).
При отсутствии обязанности у общества осуществлять голосование на общем собрании при помощи бюллетеней (количество акционеров - владельцев голосующих акций менее 1000) бюллетени выдаются акционерам (представителям акционеров) при регистрации для участия в общем собрании акционеров.
Требования, предъявляемые к бюллетеням
В соответствии со ст.60 Закона бюллетень для голосования должен содержать:
- полное фирменное наименование общества;
- дату и время проведения общего собрания акционеров;
- формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование, и очередность его рассмотрения. При этом согласно п.2 письма ФКЦБ РФ от 16.06.2000 N ИК-07/2861 "Об информации, содержащейся в бюллетене для голосования на общем собрании акционеров" указанная в бюллетене для голосования формулировка вопроса должна включать в себя формулировку соответствующего решения, которое может быть принято в результате голосования по этому вопросу. Такое решение должно содержать имя каждого кандидата при выборах органов общества, наименование утверждаемого аудитора. Следует обратить внимание, что формулировка каждого решения, содержащаяся в протоколе общего собрания, должна соответствовать формулировке решения в бюллетене для голосования;
- варианты голосования по каждому вопросу, поставленному на голосование, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";
- указание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан акционером. Бюллетень должен не только содержать фактическую подпись голосующего, но и фамилию, имя и отчество для физического лица, а для юридического - указание полного наименования, а также должности, фамилии, имени, отчества лица, подписавшего бюллетень. В случае если юридическое лицо представляет не руководитель, то в бюллетень желательно включить реквизиты доверенности (номер, дату выдачи и выдавшее доверенное лицо), на основании которой он действует. Принимая во внимание, что акционеру предоставлено право участвовать в общем собрании как лично, так и через своего представителя, не исключены случаи голосования на общем собрании через представителя, вследствие чего рекомендуется включать в бюллетень реквизиты доверенности, выданной акционером. В любом случае доверенность должна быть приложена к бюллетеню;
- сведения о кандидатах в органы управления и контроля должны содержать фамилию, имя, отчество каждого кандидата. Следует отметить, что вопрос о досрочном прекращении полномочий совета директоров и вопрос об избрании нового состава совета директоров должен быть включен в бюллетень как один вопрос.
- При проведении кумулятивного голосования ФКЦБ РФ рекомендует включить в бюллетень положение, разъясняющее смысл кумулятивного голосования. Например: "При голосовании по составу совета директоров голосующий вправе отдать все свои голоса за одного кандидата или разделить их по своему усмотрению среди всех или некоторых кандидатов". В случае если голосование об избрании членов совета директоров осуществляется кумулятивным голосованием, бюллетень для голосования по этому вопросу должен содержать графу, в которой акционер - владелец голосующих акций должен указать количество голосов, отданных за каждого из кандидатов.
Помимо перечисленных требований, письмом ФКЦБ РФ от 16.06.2000 N ИК-07/2861 "Об информации, содержащейся в бюллетене для голосования на общем собрании акционеров" установлены дополнительные требования и рекомендации к содержанию бюллетеней для голосования. Так, рекомендовано включать в бюллетень, направляемый акционерам владельцам голосующих акций, информацию о количестве голосов, которыми вправе распорядиться акционер. Также целесообразно указать в бюллетене порядок заполнения, включив фразу "отметьте выбранный вариант", или иную аналогичную по смыслу фразу. Вышеназванным письмом ФКЦБ также рекомендовано включить в бюллетень, направляемый голосующим, предупреждение, что если акционер намерен явиться на общее собрание лично или направить на него своего представителя, он должен взять (передать своему представителю) полученный бюллетень.
А. Тюрина,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".