Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства (Г.В. Чубуков, "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.)

Экологическое право - развивающаяся отрасль
отечественного законодательства


Основное назначение экологического права - обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Современное экологическое право России - динамично развивающаяся отрасль правовой системы. Оно прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов "О земле", "О лесах", "О недрах" к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов. Таким образом было положено начало становлению "узкоспециализированных" блоков нормативно-правовых актов разного уровня, совокупность которых образует природоресурсное законодательство, регулирующее правила рационального природопользования, а также вопросы сохранения и сбережения ресурсов. В 60-х - начале 70-х годов во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы.

Содержавшиеся в них нормы были достаточно декларативны, поскольку не устанавливали конкретные формы юридической ответственности за экологические правонарушения. Тем не менее эти законы стали важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства.

На сегодняшний день основные цели и задачи природоохранного законодательства Российской Федерации зафиксированы в действующем Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей. Таким образом, закон, формулируя природоохранительные задачи, недостаточно полно очерчивает предмет регулирования экологического права*(1).

Взаимоотношения общества с природой не исчерпываются природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации и др. При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природоресурсное законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощительного пользования природными ресурсами.

Теоретиками права активно дискутируется вопрос о том, должны ли природоресурсное и природоохранительное законодательство быть относительно обособленными друг от друга отраслями права или имеет смысл объединить их в рамках экологического права. Это понятие, хотя и является объектом дискуссий, тем не менее уже получило достаточное признание в научной среде и даже зафиксировано в законодательстве.

Мы полагаем, что дифференциация законодательства на природоохранительное и природоресурсное не конструктивна. Очевидно, что процесс природопользования и охраны природных объектов и ресурсов - это разные стороны одного явления: взаимоотношений общества и природы.

Пользующийся природными благами одновременно должен сберегать эти блага для дальнейшего их использования, обязан охранять их от истощения, загрязнения, уничтожения и других негативных последствий своего хозяйствования на земле. Необходимость систематизации законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользовании осознает даже законодатель. Доказательством тому служит новый Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года N 511*(2). В нем правовые акты об охране окружающей природной среды и акты по использованию всех видов природных ресурсов объединены в одну рубрику, то есть фактически признаны единой отраслью законодательства. Предметом регулирования данной отрасли признаются общие вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а равно использование и охрана конкретных природных объектов и ресурсов, то есть предметом регулирования являются и природоохранительные, и природоресурсные отношения.

В учебной и теоретической литературе устоялась практика обозначения природоресурсной и природоохранной деятельности в рамках единого понятия экологических отношений, соответственно, совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, признают экологическим правом.

Некоторые исследователи предлагают иное обозначение формирующейся отрасли - например, право окружающей среды*(3). Здесь важно отметить, что подобное название отрасли будет ориентировать законодателей на более узкое понимание предмета ее регулирования. Однако, на наш взгляд, экологическое право как самостоятельная отрасль должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды, как природоохранительные, природоресурсные, так и иные тесно с ними связанные отношения.

Неизбежно возникает вопрос о содержании понятия "иных взаимоотношений", регулируемых экологическим правом. При ответе на данный вопрос целесообразно обратиться к понятию экологического правопорядка. Такой правопорядок - не просто правовая дефиниция, но особая реальность, зафиксированная в совокупности норм, характеризующих состояние окружающей среды, сознательно формируемое государством, обществом, всеми гражданами правовыми, экономическими и воспитательными мерами как непременное условие жизни и деятельности настоящего и будущих поколений людей. Понятие, структура и способы защиты стабильности экологического правопорядка уже достаточно разработаны в научной литературе*(4). Общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка следует рассматривать в качестве третьей составляющей предмета регулирования экологического права России.

По данному вопросу существует и иная точка зрения, сторонники которой полагают, что в настоящее время идет формирование законодательства об экологической безопасности и его выделение из общего массива законодательства об охране окружающей среды*(5). Исследователи отличают появление нового вида экологических отношений, возникающих по поводу строительства на планете экологически опасных объектов. Под ними в правовых актах понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, значительное по масштабам и продолжительности и представляющее угрозу жизни и здоровью людей.

Наличие экологической опасности предопределяет необходимость разработки и принятия мер законодательного характера по защите окружающей среды и трансформации опасной технологии в безопасную. Под экологической безопасностью принято понимать совокупность состояний, процессов, действий, обеспечивающих баланс в окружающей среде, не допускающих возникновение жизненно важных ущербов для природной среды и человека*(6). Без использования правовых средств, побуждающих природопользователей следовать требованиям экологической безопасности, обеспечить нормальный экологический баланс в окружающей среде невозможно. Российское законодательство содержит нормы, регулирующие отношения между государством и природопользователями по поводу обеспечения безопасной экологической среды. Как видится, подобные отношения нельзя выводить за рамки всей совокупности экологических отношений, поэтому мы предлагаем рассматривать их в качестве четвертого вида общественных отношений в составе предмета правового регулирования российского экологического права.


Г.В. Чубуков,

доктор юридических наук, профессор


"Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Боголюбов С. А., Колбасов О. С. Закон об охране природы в СССР. Каким ему быть? М.: Юридическая литература, 1991; Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.

*(2) См.: СЗ РФ. 2000. N 12. Ст.1260.

*(3) См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1998.

*(4) См.: Духно Н. А. Экологический правопорядок: понятие, структура, управление, способы защиты. М., 2000.

*(5) См.: Правовые проблемы охраны окружающей среды, аграрного и земельного права. Екатеринбург, 1997. С.17.

*(6) См.: Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утверждена приказом Минприроды России от 19 декабря 1995 года N 539 // Экологический вестник. 1995. N 4-6.



Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства


Автор


Г.В. Чубуков - доктор юридических наук, профессор


"Журнал российского права", 2001, N 7


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.