Механизм процессуального регулирования и его элементы (Е.Г. Лукьянова, "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.)

Механизм процессуального регулирования и его элементы


Всесторонность исследования роли и назначения процессуального права возможна лишь на основе системно-функционального подхода, суть которого заключается, во-первых, в том, что все процессуальные правовые явления необходимо исследовать в их системной и неразрывной связи, во-вторых, в их назначении (роли) относительно друг друга. Одним из направлений системно-функционального подхода в праве явилась разработка понятия "механизм правового регулирования".

Задача теории права - обеспечение синтеза юридических знаний. Именно синтез знаний позволяет сделать следующий шаг в познании, перейти от статической картины явления к динамической*(1). Накопленные знания об отдельных элементах процессуальной формы необходимо интегрировать и показать общее взаимодействие этих элементов в процессе функционирования процессуальной формы. Другой важной задачей общей теории права является повышение эффективности действия правовых норм (материальных и процессуальных). Реализация этой задачи также связана с необходимостью изучения механизма процессуального регулирования.

Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н. Г. Александров. Им был сделан набросок основных направлений правового воздействия на условия общественной жизни.

Определенные теоретические обобщения по данной проблеме в этот период были проведены Л. С. Явичем, а несколько позднее В. М. Горшеневым*(2).

По мнению Н. Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются: 1) установление правового статуса лица; 2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; 3) установление моделей правоотношений; 4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности*(3).

Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П. Е. Недбайло, А. С. Пиголкин, М. П. Лебедев, Н. И. Матузов и ряд других ученых-юристов.

Но свое развернутое обоснование и свой законченный вид данная идея приобрела в работах профессора С. С. Алексеева, в частности в работе "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве".

Предложенная им конструкция в последующем не претерпела, по существу, никаких изменений. С. С. Алексеев характеризует механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств*(4), при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. При этом автор полагает, что рассматриваемая общетеоретическая категория позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций, и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде*(5).

В соответствии со стадиями правового регулирования С. С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования: 1) юридические нормы; 2) правовые отношения; 3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права*(6).

Такое представление о структуре механизма правового регулирования (МПР) широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Попробуем сформулировать одну из них.

Бесспорно, что первым элементом механизма правового регулирования является норма права. Это исходная юридическая база для правового регулирования, в ней заложена модель нужного поведения. Для того чтобы заложенная в правовой норме модель поведения воплотилась в реальной действительности, необходимо наступление специальных условий - юридических фактов. Юридические факты являются, таким образом, вторым элементом механизма правового регулирования. Однако некоторые исследователи не признают за юридическими фактами статуса самостоятельного элемента механизма правового регулирования, полагая, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования к другой. "Сам по себе юридический факт, - пишет, например, Ю. И. Гревцов, - является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт - необходимая предпосылка правового отношения и не больше"*(7).

В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач.

"Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, - считает С. И. Реутов, - обедняет их подлинное значение - важнейшей составной части МПР"*(8).

Самостоятельность юридических фактов в механизме правового регулирования, по мнению В. Б. Исакова, предопределяется тем, что они связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами МПР.

Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм - одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов - необходимая предпосылка для применения правовых норм*(9).

Роль юридических фактов в механизме правового регулирования, как будет показано ниже, не исчерпывается образованием, изменением и прекращением правоотношений. Представляется, что установление видов жизненных фактов (или группы таких фактов), которым придается значение юридических фактов, является самостоятельным звеном в механизме правового регулирования.

Стадии реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей соответствует следующий элемент механизма правового регулирования - правовые отношения. Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются и воплощаются в жизнь их субъективные права и юридические обязанности. И именно здесь, в правоотношении, заканчивается нормативное действие механизма правового регулирования, обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя. Вот почему представляется логически неоправданным выделение в качестве самостоятельного такого элемента МПР, как акты реализации прав и обязанностей. Если правоотношение понимать как единство юридической формы и фактического содержания, то этот элемент механизма правового регулирования будет включать как юридический элемент - наделение субъектов правами и обязанностями, так и фактический - акты реализации прав и обязанностей.


* * *


Полученные выводы возьмем за основу конструирования понятия "механизм процессуального регулирования" (процессуально-правовой механизм). Это одна из новейших категорий в общей теории права, еще не получившая своего глубокого исследования. Лишь в работе В. Н. Протасова "Основы общеправовой процессуальной теории" обосновывается необходимость выделения такой категории, формулируется понятие, показана структура процессуально-правового механизма, однако его элементы не характеризуются.

Процессуально-правовой механизм есть элемент общего механизма правового регулирования, относительно самостоятельная подсистема правовых средств. Он вступает в действие на некоторых этапах общего правового регулирования, в случаях возникновения препятствий нормальной реализации правовых норм и имеет охранительную направленность.

Данная правовая категория позволяет адекватно отразить одну из важнейших правовых подсистем, полнее выявить особенности процессуальных явлений, глубже понять природу юридического процесса через изучение его взаимосвязей с другими процессуальными явлениями*(10).

Понятие "процессуально-правовой механизм" является основной обобщающей категорией в общеправовой процессуальной теории и охватывает, по мнению В. Н. Протасова, совокупность взаимосвязанных процессуальных средств отраслевого характера, необходимых и достаточных для выявления и реализации материального охранительного правоотношения*(11). Основными элементами процессуально-правового механизма, считает автор, выступают основной процесс (процесс - правоотношение), предпроцесс (процесс - юридический факт) и нормативная основа их функционирования. Предпроцесс как формирующаяся на базе норм процессуального права система процессуальных правоотношений отличается от основного процесса своей целью. Если назначение последнего состоит в установлении действительного существования охранительного правоотношения и его последующей реализации, то цель предпроцесса - установить достаточность оснований для возникновения основного процесса*(12).

Указанные рассуждения автора нуждаются в некоторых уточнениях.

Во-первых, установление действительного существования охранительного правоотношения и его последующая реализация - это конечная цель всего юридического процесса, в том числе и предпроцесса. Непосредственной же целью основного процесса является реализация норм процессуального права в фактическом поведении субъектов процесса.

Во-вторых, целью предпроцесса является установление достаточности оснований не только для возникновения, но и для развития основного процесса или создания условий для реализации норм процессуального права путем установления оснований возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений.

Используя сделанные ранее выводы об общем механизме правового регулирования и учитывая цели процессуального регулирования, можно определить понятие и структуру процессуально-правового механизма следующим образом.

Процессуально-правовой механизм - это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения.

Основными элементами процессуально-правового механизма являются:

1) нормы процессуального права;

2) юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения, или процессуальная фактическая система;

3) процессуальные правоотношения (юридический процесс).

Выделенные элементы имеют сложное строение, обусловленное сложностью самого процессуально-правового регулирования. Совершенствование основных элементов механизма процессуального регулирования для ученых - задача номер один. М. А. Гурвич в свое время писал о том, что процессуальное право применяется по каждому делу, как правило, в полном объеме и устанавливает для процесса "целостную абстрактную форму"*(13). Таким образом, важнейшим свойством процессуально-правовых норм является их системность. Системность - общее свойство правовых норм. Но в отношении процессуального права это качество проявляется наиболее ярко, в своем практически абсолютном варианте.

Действительно, юридический процесс, возникающий по конкретному делу, обслуживается не отдельными нормами, как это существует применительно к правоотношениям в материально-правовых отраслях, а каждый раз задействуя практически всю отрасль процессуального права, в результате чего создается сложная и целостная нормативная основа функционирования данного юридического процесса*(14).

Сложным является и следующий элемент процессуально-правового механизма - процессуальная фактическая система. Этот элемент относится к типу больших закрытых фактических систем*(15) - это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения и развития юридического процесса при разрешении конкретного юридического дела, перечень которых исчерпывающе установлен в законодательстве.

Процессуальная фактическая система характеризуется не только сложным составом, но и сложным характером связей между ее компонентами и другими элементами механизма процессуального регулирования. По своему строению процессуальная фактическая система - не просто юридически значимая деятельность, как обычные юридические факты, а система процессуальных действий и правоотношений, формирующаяся на основе норм процессуального права*(16). При этом процессуальные действия и правоотношения, как основные и необходимые юридические факты в процессуальном фактическом составе, выполняют в процессуально-правовом механизме функцию гарантий законности. Эти юридические факты являются своего рода "ключевыми точками" процессуально-правового регулирования. Скажем, законное принятие искового заявления, возбуждение уголовного дела предопределяют правомерность всех последующих действий.

Сложное динамическое образование представляет собой и юридический процесс, состоящий из множества процессуальных правоотношений и развивающийся стадийно. Процессуальные правоотношения, в свою очередь, имеют сложный состав - это динамичная, развивающаяся, изменяющаяся правовая связь субъектов процесса. Особенностью процессуальных правоотношений является взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность, поскольку они представляют собой систему, направленную на достижение единой цели.

Важной особенностью механизма процессуального регулирования является релятивность (относительность) составляющих его элементов. На уровне процессуально-правового механизма в целом она проявляется во взаимопревращении одних его элементов в другие. Так, в процессуальном механизме юридические факты и правоотношения могут "меняться местами", правоотношения способны выступать в роли юридических фактов. На уровне отдельных элементов релятивность проявляется, в частности, в том, что процессуальная норма-предписание, рассматриваемая в определенном аспекте, может выступать как гипотеза, диспозиция или как санкция.

Процессуально-правовой механизм обладает рядом других особенностей, исследование которых является перспективной задачей правовой науки.

Научная разработка проблемы процессуально-правового механизма способствовала бы повышению эффективности процессуального регулирования общественных отношений, укреплению и развитию механизма защиты прав и свобод граждан и организаций.


Е.Г. Лукьянова,

старший преподаватель Оренбургского института МГЮА,

кандидат юридических наук


"Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С.310.

*(2) См.: Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961; Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 1963.

*(3) См.: Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1974. С.542-545.

*(4) Правовые средства - такие институционные образования (формы, установления), реальное функционирование, использование которых приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного социально-экономического результата. См.: Сапун В. А. Механизм реализации советского права // Правоведение. 1988. N 1. С.5. По содержанию, функциям правовые средства подразделяются на регулятивные и охранительные. Охранительные правовые средства вступают в действие в случаях, когда регулятивные средства не обеспечивают надлежащей реализации права. К ним относятся, например, юридические санкции и акты их реализации, притязания, выраженные в виде жалобы, заявления, иска и т.п.

*(5) См.: Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.364.

*(6) См.: Там же. С.364-365.

*(7) Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. С. 73.

*(8) Реутов С. И. Юридические факты в семейном праве: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. М., 1976. С.5.

*(9) См.: Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С.56.

*(10) См.: Протасов В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С.100.

*(11) См.: Там же.

*(12) См.: Там же. С.101.

*(13) См.: Гурвич М. А. Основные черты гражданского процессуального правоотношения // Советское государство и право. 1972. N 2. С.31-33.

*(14) См.: Протасов В. Н. Указ. соч. С.101.

*(15) Большая фактическая система - это широкий комплекс юридических фактов, взятых в масштабе нормативного акта, правового института, отрасли права или всей правовой системы за определенный отрезок времени. См.: Исаков В. Б. Указ. соч. С.94.

*(16) См.: Протасов В. Н. Указ. соч. С.103.



Механизм процессуального регулирования и его элементы


Автор


Е.Г. Лукьянова - старший преподаватель Оренбургского института МГЮА, кандидат юридических наук


"Журнал российского права", 2001, N 7


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.