Постановка налогоплательщиков на учет в налоговом органе (Е.В. Дятлова, "Российский налоговый курьер", N 7, июль 2001 г.)

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговом органе


Действующая с января 1999 г. часть первая Налогового кодекса Российской Федерации содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор. В частности, много вопросов вызывают нормы, регулирующие постановку налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Однако более чем двухлетняя практика применения этих норм, в том числе и арбитражная, позволяет судить о вполне устоявшихся методах практического разрешения разногласий вокруг данной проблемы.

Читателям наверняка покажется интересной выработанная за эти годы на основе арбитражной практики позиция Юридического департамента МНС России по данному вопросу.


Обязанность


В соответствии с пунктами 1-9 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно в установленном данной статьей порядке подать заявление о постановке на налоговой учет.

Так, согласно п.1 ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации (п.3 ст.83 НК РФ).

При этом 10-дневный срок для подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет исчисляется со следующего дня после государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации (п.5 ст.83 НК РФ). В этом случае срок для подачи заявления также исчисляется со следующего дня после регистрации имущества или транспортного средства.

Каждый случай постановки на учет завершается выдачей свидетельства или уведомления. Формы заявлений о постановке на учет, соответствующих свидетельств и уведомлений, а также порядки их заполнения установлены приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 (в редакции от 24.12.99).


Ответственность


Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет применение налоговой ответственности, предусмотренной ст.116 НК РФ.

Ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет применение ответственности, установленной ст.117 НК РФ.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п.5 ст.114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Данная норма позволяет судам взыскивать с налогоплательщиков санкции одновременно по ст.116 и по ст.117 НК РФ.


Особенности применения ст.116


В соответствии с п.1 ст.116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (п.2 ст.116 НК РФ).

Пункт 10 ст.83 НК РФ обязывает соответствующий налоговый орган в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (ст.116 НК РФ) или уклонение от постановки на налоговый учет (ст.117 НК РФ). Такая позиция изложена в п.40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление ВАС РФ от 28.02.2001).

Таким образом, если налоговый орган обнаружит факт нарушения налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, он вправе обратиться в суд с иском о привлечении такого налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 116 и 117 НК РФ.

При этом моментом обнаружения данного налогового нарушения будет считаться день, когда налоговому органу стало известно о допущенном правонарушении. Это может быть как день подачи налогоплательщиком соответствующего заявления о постановке на налоговый учет с нарушением срока, установленного законодательством, так и день представления регистрирующими органами сведений, предусмотренных ст.85 НК РФ.

При отсутствии заявления налогоплательщика о постановке на налоговый учет, но при наличии сведений от регистрирующих органов, перечисленных в ст.85 НК РФ, о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, днем обнаружения вышеуказанного правонарушения будет считаться день представления соответствующих сведений в налоговый орган. Следовательно, срок исковой давности будет исчисляться с этого дня.

Согласно п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения указанного налогового правонарушения.

В соответствии с п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок, установленный п.1 ст.115 НК РФ, является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Следует учитывать, что постановке на учет в налоговом органе подлежит налогоплательщик, а не транспортные средства и недвижимое имущество, подлежащие налогообложению.

Для осуществления налогового контроля необходима постановка на учет налогоплательщика-организации во всех налоговых органах, на территории которых находится организация, ее обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

Поэтому если налогоплательщик не подал заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства в тот же налоговый орган, где он уже состоит на учете в качестве налогоплательщика, ответственность, предусмотренная ст.116 НК РФ, не применяется.

Аналогичная позиция изложена в п.39 постановления ВАС РФ от 28.02.2001.

Правилами ст.83 НК РФ предусмотрена также обязанность индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет по месту жительства. Таким образом, если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе по месту жительства как индивидуальный предприниматель, у налогового органа отсутствуют основания для привлечения указанного налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст.116 НК РФ, за нарушение им срока подачи заявления о постановке на налоговый учет в связи с получением в регистрирующем органе второго свидетельства, например на занятие предпринимательской деятельностью по другому виду деятельности, либо в связи с получением лицензии на занятие охранной деятельностью.


Особенности применения ст.117


В соответствии со ст.117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Если налогоплательщиком осуществляется деятельность без постановки на налоговый учет по месту нахождения его обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства, размер штрафа, предусмотренный ст.117 НК РФ, определяется исходя из суммы дохода, полученного в результате деятельности налогоплательщика, непосредственно связанной с использованием данного подразделения или объекта.

При этом п.2 ст.117 НК РФ применяется только в случае получения дохода в период деятельности без постановки на учет более трех месяцев (90 дней). Во всех остальных случаях деятельности без постановки на учет применяется п.1 ст.117 НК РФ. Применение норм, предусмотренных пунктами 1 и 2 ст.117 НК РФ, одновременно не допускается.

Порядок определения дохода установлен ст.41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Подоходный налог с физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала" НК РФ.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) ссылки в ст.41 НК РФ на недействующие главы части второй НК РФ до введения их в действие приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. В настоящее время взимание налога на доходы физических лиц регулирует глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ, взимание налога на прибыль организаций регулирует Закон от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налог на доходы с капитала в настоящее время не взимается.

В соответствии со ст.9.2 Закона N 147-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09.07.99 N 155-ФЗ и от 05.08.2000 N 118-ФЗ) в том случае, когда подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства зарегистрированы налогоплательщиком до 1 января 1999 г., заявление организации о постановке на учет в соответствии с п.4 ст.83 НК РФ подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 г.

При этом ответственность за нарушение организацией установленных ст.9.2 Закона N 147-ФЗ сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет НК РФ не предусмотрена.

Однако в случае ведения деятельности организацией без постановки на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств, зарегистрированных до 1 января 1999 г., организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст.117 НК РФ, за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Как было сказано выше, размер дохода, в зависимости от которого по ст.117 НК РФ взыскивается налоговая санкция, определяется согласно ст.41 НК РФ.

При привлечении налогоплательщика к ответственности за непостановку на учет и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе необходимо иметь в виду, что согласно ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п.6 ст.108 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.84 НК РФ для постановки на учет в налоговом органе организации обязаны представить свидетельство о регистрации, а индивидуальный предприниматель - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой.

Учитывая изложенное, в случае если нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе вызвано нарушением органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, сроков выдачи вышеуказанных документов, налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст.116 НК РФ.


Обособленные подразделения


Согласно ст.11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется обособленное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под рабочим местом понимается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Законодатель прямо связывает признание обособленного подразделения таковым только с двумя объективными обстоятельствами: территориальное обособление и наличие стационарных рабочих мест. При этом неважно, наделено ли это подразделение полномочиями приобретать от лица организации гражданские (или иные) права и нести обязанности, например, покупать или продавать что-либо.

В соответствии со ст.19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций с 1 января 1999 г. не являются налогоплательщиками.

Согласно п.1 ст.83 НК РФ с 1 января 1999 г. на организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, возложены обязанности по постановке на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с п.4 ст.83 НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. При нарушении организацией указанного срока к ней может быть применена ответственность как по ст.116 НК РФ, так и по ст.117 НК РФ. Особенности применения этих статей рассмотрены выше.

В соответствии со ст.11 НК РФ под местом нахождения обособленного подразделения понимается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Таким образом, если организация не ведет деятельности через обособленное подразделение, то получается весьма странная ситуация - обособленное подразделение есть, а места его нахождения в соответствии с определением, данным законодателем в ст.11 НК РФ, установить невозможно. Получается, что обособленное подразделение может считаться созданным только тогда, когда организация ведет деятельность через это подразделение. Поэтому если создание обособленного подразделения не отражено в организационнораспорядительных документах, то днем его образования можно считать день, в течение которого имел место какой-либо факт осуществления этим подразделением производственной или иной хозяйственной деятельности, например, производство партии товара, оказание услуги, первый выбитый чек ККМ, первый рабочий день сотрудников организации, работающих в этом подразделении и т. п.

Если же образование нового обособленного подразделения отражено в соответствующем организационно-распорядительном документе (приказе), то дата издания такого документа и будет датой образования обособленного подразделения. Однако при этом организация не должна вести деятельность через обособленное подразделение до даты, указанной в данном документе. В противном случае дата начала ведения деятельности будет признана датой создания обособленного подразделения.

Что касается территориального обособления, то, как уже было отмечено, постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения подлежит налогоплательщик, а не само обособленное подразделение. Поэтому если налогоплательщик уже состоит на налоговом учете (по любым основаниям) в том налоговом органе, на подведомственной территории которого он создает обособленное подразделение, то он может не вставать на учет в этом налоговом органе в связи с созданием обособленного подразделения, что соответствует п.39 постановления ВАС РФ от 28.02.2001.

Законодатель не уточнил, в какие сроки организации должны подавать заявления о постановке на учет по месту нахождения своих обособленных подразделений, созданных до 1 января 1999 г. Однако сложившаяся более чем за два года арбитражная практика распространяет положения п.4 ст.83 НК РФ как на организации, создающие обособленные подразделения после 1 января 1999 г., так и на организации, имеющие обособленные подразделения, не поставленные на учет в налоговых органах до 1 января 1999 г.

Таким образом, если организация не встает на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения, созданного до 1 января 1999 г., к ней применяется ответственность, установленная статьями 116 и 117 НК РФ, с учетом того, что месячный срок, установленный п.4 ст.83 НК РФ, исчисляется не с даты создания обособленного подразделения, а с 1 января 1999 г. - даты введения в действие Налогового кодекса и соответственно возникновения обязанности постановки на учет.

В соответствии с п.5 ст.114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Таким образом, если налогоплательщик не подал заявление о постановке на учет по месту нахождения нескольких обособленных подразделений, находящихся в разных районах области, нарушение установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения одного обособленного подразделения следует рассматривать как отдельное правонарушение и привлекать организацию за каждое такое правонарушение к налоговой ответственности, предусмотренной ст.116 НК РФ. Статья 117 НК РФ в данном случае применяется в отношении дохода, полученного каждым обособленным подразделением, ведущим деятельность, но не состоящим на налоговом учете.

В случае если организация в установленный ст.83 НК РФ срок подала заявление в налоговый орган о постановке на учет, то возврат налоговым органом представленных налогоплательщиком документов для исправления выявленных в них недостатков не является свидетельством несвоевременной подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет (в срок, установленный Налоговым кодексом) и, следовательно, не влечет применение ответственности, установленной статьями 116 и 117 НК РФ.


Е.В. Дятлова,

советник налоговой службы I ранга,

из Юридического департамента МНС России


"Российский налоговый курьер", N 7, июль 2001 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение