Новые нормы расходов на рекламу (О.Д. Хороший, "Российский налоговый курьер", N 7, июль 2001 г.)

Новые нормы расходов на рекламу


Приказом Минфина России от 01.03.2001 N 18н (далее - Приказ N 18н) были внесены изменения и дополнения в Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения, утвержденные приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н. В частности, увеличены нормы расходов на рекламу, учитываемых при налогообложении прибыли. Увеличение норм расходов на рекламу, как и в прошлом году, пришлось на середину отчетного года, поскольку Приказ N 18н вступил в силу с 1 апреля 2001 г. Учитывая, что налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала года, возникают некоторые особенности применения норм расходов на рекламу, на которые автору статьи и хотелось бы обратить внимание читателей.


Нормы расходов на рекламу до и после 1 апреля 2001 г.


Согласно п.2 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядку их применения, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (далее - Нормы и нормативы), при исчислении налога на прибыль за I квартал 2001 г. общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров, указанных в таблице 1.


Таблица 1

Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая НДС
Предельные размеры расходов на рек-
ламу, принимаемых при налогообложе-
нии прибыли
До 30 млн.руб. включительно 5% от объема выручки
Свыше 30 млн.руб. до 300 млн.руб.
включительно
1,5 млн.руб. + 2,5% с объема вы-
ручки, превышающего 30 млн.руб.
Свыше 300 млн.руб. 8,25 млн.руб. + 1% с объема выруч-
ки, превышающего 300 млн.руб.

С 1 апреля 2001 г. согласно п.2 Норм и нормативов в редакции Приказа N 18н действуют нормативы расходов на рекламу, приведенные в таблице 2.


Таблица 2

Объем выручки от продажи продукции
(работ, услуг), включая НДС
Предельные размеры расходов на рек-
ламу, принимаемых при налогообложе-
нии прибыли
До 30 млн.руб. включительно 7,5% от объема выручки
Свыше 30 млн.руб. до 300 млн.руб.
включительно
2,25 млн.руб. + 3,75% с объема
выручки, превышающего 30 млн.руб.
Свыше 300 млн.руб. 12,375 млн.руб. + 1,5% с объема
выручки, превышающего 300 млн.руб.

Отметим, что, как до 1 апреля 2001 г., так и после, организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли (строка 029 Отчета о прибылях и убытках по форме N 2). Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в два раза.

Учитывая, что налогооблагаемая прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года, а также то, что изменения норм расходов на рекламу произошли в середине года, для правильного расчета предельных величин расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли, необходимо применять различные нормативы к выручке I квартала 2001 г. и к выручке, отраженной в бухучете с 1 апреля 2001 г.

Предельный размер расходов на рекламу, принимаемый для целей налогообложения, за 1-е полугодие 2001 г. определяется следующим образом. К выручке, отраженной в бухучете в I квартале 2001 г., применяются нормативы, действовавшие до 1 апреля 2001 г. Затем из выручки за 1-е полугодие 2001 г., исчисленной нарастающим итогом с начала года, вычитается выручка I квартала 2001 г. К полученной сумме выручки применяются нормативы, утвержденные Приказом N 18н. Полученные таким образом две предельные величины расходов на рекламу складываются, это и будет предельный размер расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения, за 1-е полугодие 2001 г.


Примеры расчета величины расходов на рекламу,
относимых на себестоимость


Пример 1

По данным бухгалтерского учета организации на 1 апреля 2001 г., выручка от продажи продукции за минусом НДС (строка 010 Отчета о прибылях и убытках по форме N 2) составляет 10 000 000 руб., расходы на рекламу производимой продукции - 900 000 руб.

На 1 июля 2001 г. выручка от продажи продукции за минусом НДС (строка 010 Отчета о прибылях и убытках по форме N 2) составляет 15 000 000 руб., расходы на рекламу продукции - 1 100 000 руб.

Организация реализует только продукцию, облагаемую НДС по ставке 20%.

Организация утвердила в учетной политике дату реализации для целей налогообложения "по отгрузке".

Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли, определяются исходя из объема выручки от продажи продукции, включающей НДС.

Выручка от продажи продукции с НДС составляет:

- на 1 апреля 2001 г. - 12 000 000 руб. (10 000 000 руб. + 10 000 000 руб. х 20%);

- на 1 июля 2001 г. - 18 000 000 руб. (15 000 000 руб. + 15 000 000 руб. х 20%).

В I квартале 2001 г. согласно п.2 Норм и нормативов до внесения в них изменений, утвержденных Приказом N 18н, при объеме выручки от продажи продукции, включая НДС, до 30 000 000 руб. предельный размер расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения, составлял 5% от объема выручки.

Следовательно, в нашем примере предельный размер расходов на рекламу, которые могут быть приняты для целей налогообложения в I квартале 2001 г., равен 600 000 руб. (12 000 000 руб. х 5%).

Со II квартала 2001 г. согласно п.2 Норм и нормативов (в редакции Приказа N 18н) при объеме выручки от продажи продукции, включая НДС, до 30 000 000 руб. предельный размер расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения, составляет 7,5% от объема выручки.

Следовательно, в нашем примере предельный размер расходов на рекламу, которые могут быть приняты для целей налогообложения во II квартале 2001 г., равен 450 000 руб. ((18 000 000 руб. - 12 000 000 руб.) х 7,5%).

Таким образом, предельный размер расходов на рекламу, которые могут быть приняты для целей налогообложения в 1-м полугодии 2001 г., составляет 1 050 000 руб. (600 000 руб. + 450 000 руб.).

Сумма фактических расходов на рекламу, произведенных организацией в 1-м полугодии 2001 г., составляет 1 100 000 руб., то есть на 50 000 руб. (1 100 000 руб. - 1 050 000 руб.) превышает исчисленный предельный размер. Поэтому в себестоимость для целей налогообложения включается только сумма расходов на рекламу в размере 1 050 000 руб.

Сумма превышения фактических расходов на рекламу над установленным нормативом в размере 50 000 руб., увеличивающая налогооблагаемую прибыль организации, отражается по строке 4.1 "з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" за 1-е полугодие 2001 г. (приложение N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").


Пример 2

Показатели финансово-экономической деятельности те же, что и в примере 1, но организация утвердила в учетной политике дату реализации для целей налогообложения "по оплате".

Выручка, поступившая в 1-м полугодии 2001 г. за отгруженную продукцию, составляет 14 400 000 руб. (в том числе НДС - 2 400 000 руб.).

Предположим, что организация не ведет раздельного учета себестоимости отгруженной и оплаченной продукции.

Продукция, отгруженная в 2000 г., полностью оплачена покупателями в 2000 г.

Поскольку организация не ведет раздельного учета себестоимости отгруженной и оплаченной продукции, себестоимость оплаченной продукции можно определить расчетным путем. Для этого рассчитывается удельный вес поступившей оплаты за отгруженную продукцию в общей выручке от продажи продукции по данным бухгалтерского учета (строка 010 Отчета о прибылях и убытках по форме N 2).

В нашем примере указанный удельный вес за 1-е полугодие 2001 г. составляет 0,8 (14 400 000 руб. - 2 400 000 руб.) : 15 000 000 руб).

Себестоимость оплаченной продукции за 1-е полугодие 2001 г. исчисляется как себестоимость отгруженной продукции за 1-е полугодие 2001 г., умноженная на полученный коэффициент 0,8.

Как было определено в примере 1, в 1-м полугодии 2001 г. предельный размер расходов на рекламу, учитываемый организацией при налогообложении прибыли, составляет 1 050 000 руб. Следовательно, предельный размер расходов на рекламу, принимаемый для целей налогообложения, который относится к оплаченной продукции, составляет 840 000 руб. (1 050 000 руб. х 0,8).

Сверхнормативные расходы на рекламу, включаемые в себестоимость оплаченной продукции, но не учитываемые для целей налогообложения, составляют 40 000 руб. (50 000 руб. х 0,8). Эта сумма отражается по строке 4.1 "з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" за 1-е полугодие 2001 г.*(1)

Часто на практике, чтобы не усложнять расчеты, организации увеличивают налогооблагаемую прибыль на всю сумму сверхнормативных расходов (в нашем примере эта сумма составляет 50 000 руб.). По мнению автора, поскольку организации таким образом увеличивают свою налогооблагаемую прибыль, вышеуказанное упрощение расчетов вполне допустимо.


О.Д. Хороший,

советник налоговой службы I ранга,

Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета

для целей налогообложения МНС России


"Российский налоговый курьер", N 7, июль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См. также статью И.П. Коробецкой "Корректировка балансовой прибыли", "РНК", 2001, N 3.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение