На балансе организации - автомобиль (С. Матвеев, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 30, июль 2001 г.)

На балансе организации - автомобиль


В соответствии с положениями ПБУ 6/01 "Учет основных средств" автотранспортные средства относятся к основным средствам. Вместе с тем бухгалтерский учет автотранспортных средств имеет свои особенности, о них и пойдет речь.


Приобретение


Как известно, существует несколько вариантов решения транспортной проблемы для предприятий - аренда автомашины, приобретение автотранспортного средства по договору лизинга, использование личного автомобиля в служебных целях. Однако наиболее распространены приобретение транспортного средства и использование его на правах собственности.

На автотранспортные средства, приобретенные по договору купли-продажи, оформляются счет-фактура и накладная, подтверждающая количество, стоимость и факт передачи приобретенного транспортного средства поставщиком. Они также должны быть снабжены технической документацией.

Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1), утвержденного руководителем организации. Согласно этим документам бухгалтерия открывает инвентарную карточку (форма N ОС-6) на автотранспортное средство.

Как уже было сказано, транспортные средства относятся к основным средствам (п.5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). В соответствии с п.7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, а согласно п.8 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, считается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактические затраты - это сумма, уплачиваемая в соответствии с договором, заключенным с поставщиком, а также регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля в установленном порядке.

Кроме того, в первоначальную стоимость транспортных средств включаются затраты организации по приведению их в пригодное для использования состояние. Это могут быть расходы, связанные с установкой дополнительного оборудования, автосигнализации, проведением антикоррозийной обработки и др.

Следует также заметить, что ст.83 НК РФ предусмотрена регистрация организации в налоговых органах по местонахождению принадлежащих ей транспортных средств. Заявление о постановке на учет подлежащего налогообложению транспортного средства подается в налоговый орган по местонахождению в течение 30 дней со дня его регистрации. За невыполнение данной нормы ст.116 и 117 НК РФ предусмотрены санкции.

Пленум ВАС РФ своим постановлением от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указал на то, что ст.83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества. На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст.83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением НДС, согласно п.22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. от 28 марта 2000 г.) (далее - Методические указания), отражаются следующим образом:

Д-т сч.08 К-т сч.60 - отражены капитальные вложения на приобретение служебного автомобиля

Д-т сч.19 К-т сч.60 - учтена сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету в соответствии с п.40 Методических указаний осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности, подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Таким образом, до тех пор пока автомобиль не прошел государственную регистрацию в ГИБДД, он числится в бухгалтерском учете организации на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Д-т сч.08 К-т сч.76 - отражается сумма регистрационного сбора

Д-т сч.76 К-т сч.51 - уплата регистрационного сбора.

При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся на дебет счета учета основных средств (п.22 Методических указаний).

Д-т сч.01 К-т сч.08 - отражена передача автотранспортных средств в эксплуатацию.

После введения в действие второй части НК РФ прекратила действие норма, согласно которой НДС, уплаченный при приобретении служебного автотранспортного средства, не возмещался из бюджета.

Статьей 171 второй части НК РФ закреплено, что из общей суммы НДС, причитающейся к уплате в бюджет, подлежат вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им на территории Российской Федерации при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности. Данное списание производится в полном объеме после принятия на учет объекта основных средств (п.1 ст.172 НК РФ).

Исключений для служебных автомобилей и микроавтобусов не сделано, следовательно, бухгалтер теперь вправе сделать следующую проводку:

Д-т сч.68 К-т сч.19 - предъявлена сумма НДС к зачету по приобретенному служебному автотранспортному средству.

Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2001 г. у организации не возникает обязанности по начислению и уплате налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на отдельные виды транспортных средств в связи с их отменой (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей) Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ.


Пример 1

В 2001 г. общество приобрело легковой автомобиль для служебных целей с мощностью двигателя 90 л. с. по цене 240 000 руб. (в том числе НДС - 40 000 руб.). В ГИБДД уплачен регистрационный сбор 1000 руб. и в установленный срок уплачен налог с владельцев транспортных средств*(1). Все расчеты произведены в безналичной форме.

Д-т сч.08 К-т сч.60 - 200 000 руб. - отражена стоимость приобретения служебного легкового автомобиля

Д-т сч.19 К-т сч.60 - 40 000 руб. - отражен НДС по приобретенному легковому автомобилю

Д-т сч.08 К-т сч.71 - 1000 руб. - отражены суммы, уплаченные за постановку на учет в ГИБДД, выдачу номерных знаков и т.п. расходы

Д-т сч.60 К-т сч.51 - 240 000 руб. - оплата счетов по приобретению служебного автомобиля

Д-т сч.01 К-т сч.08 - 201 000 руб. - оприходован служебный легковой автомобиль по полной первоначальной стоимости

Д-т сч.68 К-т сч.19 - 40 000 руб. - принята к зачету сумма НДС по покупке легкового автомобиля (после государственной регистрации)

Д-т сч.26 К-т сч.67 (68)*(2) - 270 руб. (90 л. с. х 3,0 руб.) - отражен налог с владельцев транспортных средств

Д-т сч.67 (68) К-т сч.51 - 270 руб. - оплачен налог с владельцев транспортных средств.

Согласно ст.223 ГК РФ принятие к учету приобретаемого транспортного средства должно осуществляться на момент перехода права собственности.

Как показывает практика, бухгалтерами многих организаций транспортные средства принимаются к учету либо при отсутствии акта приема-передачи (форма N ОС-1), либо при его наличии, но в отсутствие увязки даты составления акта и даты перехода права собственности, что также приводит к неправомерному отражению в балансе имущества, не являющегося собственностью предприятия. Нередко дата перехода права собственности на приобретаемое транспортное средство может быть иной, чем момент передачи автомобиля и подписание сторонами акта приема-передачи.

Каким образом следует поступить бухгалтеру, если покупаемое автотранспортное средство ранее было в эксплуатации?

Даже при наличии указаний о начисленном износе в первичных документах к учету оно должно быть принято по остаточной стоимости, а износ не должен приниматься в качестве отдельного объекта учета на баланс покупателя. При этом предполагаемый срок службы таких средств у покупателя должен быть равным остаточному сроку службы. Так, в Письме МНС РФ от 11 сентября 2000 г. N ВГ-6-02/731 сказано, что предполагаемый срок полезного использования основных средств у нового собственника определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации. При этом срок полезного использования новых объектов основных средств определяется исходя из норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Следовательно, приобретая объекты основных средств, ранее бывшие в эксплуатации, для применения самостоятельно рассчитанных норм амортизации покупателю надо получить от продавца документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации приобретаемого основного средства.

Когда приобретается основное средство, уже достигшее нормативного срока эксплуатации, исходя из норм вышеназванного постановления, срок эксплуатации определяется покупателем самостоятельно, на основании предполагаемого срока полезного использования указанного объекта.

Порядок, изложенный в вышеупомянутом Письме МНС РФ, применяется к объектам основных средств, первоначальная стоимость которых формируется в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методическими указаниями и приобретенным после 1 января 2000 г.


Пример 2

Общество приобрело подержанный автомобиль. Договорная стоимость - 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). В ГИБДД уплачен регистрационный сбор 1000 руб. Срок службы автомобиля у предыдущего владельца - 2 года. Норма амортизации - 14,3%, нормативный срок службы - 7 лет.

Предполагаемый срок службы у покупателя - 5 лет, при этом годовая норма амортизации у нового собственника автомобиля будет составлять 20 200 руб. (100 000 руб. + 1000 руб.) : 5 лет), в том числе в месяц - 1683 руб., или 20% (против 1190 руб., или 14,3%, установленных постановлением Правительства РФ N 1072) в год.

В бухгалтерском учете операции по приобретению транспортного средства, бывшего в эксплуатации, отражаются следующим образом:

Д-т сч.08 К-т сч.60 - 100 000 руб. - отражена стоимость приобретения легкового автомобиля по договору

Д-т сч.19 К-т сч.60 - 20 000 руб. - отражен НДС по приобретенному легковому автомобилю

Д-т сч.08 К-т сч.76 - 1000 руб. - отражены суммы, уплаченные за постановку на учет в ГИБДД, прохождение технического осмотра и выдачу номерных знаков

Д-т сч.76 К-т сч.51 - 1000 руб. - оплата счетов, связанных с постановкой на учет в ГИБДД

Д-т сч.60 К-т сч.51 - 120 000 руб. - оплата счетов, связанных с приобретением автомобиля

Д-т сч.01 К-т сч.08 - 101 000 руб. - оприходован приобретенный легковой автомобиль по полной первоначальной стоимости (акт приема-передачи - форма N ОС-1)

Д-т сч.68 К-т сч.19 - 20 000 руб. - принята к вычету сумма НДС по покупке легкового автомобиля.

Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию автомобиля, и до полного списания его стоимости или выбытия бухгалтер будет делать следующую проводку:

Д-т сч.20 К-т сч.02 - 1683 руб. - начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.

В ситуации, когда совершается разовая операция купли-продажи и к приобретаемому имуществу применяется договорная стоимость, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ или услуг), указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (см. п.1 ст.40 НК РФ).

Следует также учитывать, что п.2 ст.40 НК РФ налоговым органам предоставлено право проверять правильность применения цен по товарообменным сделкам. В случае когда, по их мнению, примененные сторонами сделки цены обмениваемых товаров (работ или услуг) отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговые органы вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Обязанность корректировать цену товарообменной сделки для целей налогообложения, а также доказывать законность и правильность такой корректировки возложена Кодексом на налоговые органы. При этом уровень цены определяется в соответствии с положениями, предусмотренными п.4-11 ст.40 НК РФ.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа о доначислении налога и пени в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и (или) в арбитражный суд (ст.40, 138 НК РФ).


Эксплуатация


К расходам организации по эксплуатации автотранспорта, в частности, относятся:

- налоги, уплачиваемые в период эксплуатации;

- расходы на горюче-смазочные материалы;

- расходы на запчасти, в том числе автошины;

- расходы на ремонт автомобилей.


Какие платим налоги


Налог на владельцев транспортных средств


Ежегодно предприятие уплачивает налог с владельцев транспортных средств. Этим налогом облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Налог уплачивают не позднее срока регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства. Его исчисляют исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя. Суммы платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг.


Налог на имущество


Если автотранспортное средство находится на балансе как основное средство, то в общеустановленном порядке уплачивается налог на имущество.


Учет горюче-смазочных материалов


Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимаются автобензин, дизельное топливо, керосин, дизельное и автотракторное масла, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве моторного топлива, а также другие технические и специальные жидкости, используемые при эксплуатации транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, специальных и специализированных автомобилей (краны, погрузчики, пожарные автомобили и т.п.).

Бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов ведется на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и действующего Плана счетов.

Кроме того, документальное оформление и порядок отражения в бухгалтерском учете движения ГСМ регламентированы Инструкцией по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах (утв. Госкомнефтепродуктом СССР 3 февраля 1984 г. N 01/21-8-72 по согласованию с Минфином СССР, Госпланом СССР и ЦСУ СССР и доведенной Письмом Минфина СССР от 29 марта 1984 г. N 54).

ГСМ учитывают на счете 10 "Материалы" субсчет "Топливо". При этом важно отметить, что ГСМ могут быть учтены на счете 10 только в том случае, если они изначально предназначены для использования внутри предприятия, то есть для заправки собственного автотранспорта.

Одним из важнейших моментов организации учета ГСМ является разработка рабочего плана счетов с соблюдением требований законодательства о раздельном учете товарно-материальных ценностей по видам, местам хранения и материально ответственным лицам. При этом рекомендуется использовать следующие группировки аналитического учета: "Бензин, дизельное топливо, газ, масла, другое ГСМ на складах", "Оплаченные талоны на бензин, дизельное топливо и газ", "Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей". В связи с чем существует реальная необходимость открытия субсчетов второго, третьего и четвертого порядков, например:

счет 10, субсчет "Топливо", субсчет "ГСМ на складе", субсчет "Бензин", субсчет "Бензин АИ-96"

или

счет 10, субсчет "Топливо", субсчет "Бензин АИ-96", субсчет "На складе".

На субсчетах порядка "ГСМ на складах" учитывается наличие и движение ГСМ на складах или в пунктах заправки (стационарных и передвижных) предприятия.

На субсчетах порядка "ГСМ по талонам" отражаются оплаченные и полученные предприятием талоны на бензин, дизельное топливо, газ и смазочные материалы либо лимитные карты. Учет осуществляется в единицах измерения, указанных на талонах, и в стоимостном выражении.

Талоны на топливо и другие денежные суррогаты, предназначенные для расчетов за топливо и смазочные материалы, хранятся наравне с денежными знаками.

На субсчетах порядка "ГСМ в баках автомобилей и талоны у водителей" учитываются бензин и дизельное топливо, газ, полученные водителем непосредственно со склада, или выданные водителю талоны.

Приобретение ГСМ предприятиями осуществляется как за наличный расчет, так и безналичным путем.

При безналичном расчете оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (типовая форма N М-4) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитной карты.

Кроме того, получение ГСМ возможно на автозаправочных станциях, с которыми у предприятий имеются соглашения о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты (как с выдачей талонов на право заправки, так и без них). Также возможно получение ГСМ по лимитным картам с предварительной оплатой.

При безналичном способе в бухгалтерском учете делаются проводки:

Д-т сч.10 субсчета "Топливо" К-т сч.60, 76 - оприходование стоимости ГСМ (отражение затрат на доставку ГСМ сторонней организацией, начисление комиссионного вознаграждения, прочие затраты, включаемые в соответствии с п.6 ПБУ 5/98 в фактическую себестоимость ГСМ)

Д-т сч.19 К-т сч.60, 76 - отражение суммы НДС по закупленным ГСМ.

При использовании счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов", что должно быть закреплено в учетной политике предприятия, в бухгалтерском учете операции по приобретению ГСМ отразятся следующим образом:

Д-т сч.15 К-т сч.60, 76 - отражение фактической стоимости ГСМ

Д-т сч.19 К-т сч.60, 76 - отражение сумм НДС

Д-т сч.10 К-т сч.15 - оприходование ГСМ по принятым на предприятии учетным ценам

Д-т сч.16 К-т сч.15 - отнесение на счет 16 разницы между фактическими суммами затрат на приобретение ГСМ и учетными ценами

или

Д-т сч.15 К-т сч.16.

При закупке в безналичном порядке талонов на право заправки ГСМ либо лимитных карт необходимо оформить проводки:

Д-т сч.61 К-т сч.51 - перечислены суммы в порядке предварительной оплаты талонов или лимитных карт

Д-т сч.56 К-т сч.60 - получены талоны в кассу

Д-т сч.19 К-т сч.60 - отражение суммы НДС по ГСМ в порядке прав их приобретения по талонам или лимитным картам

Д-т сч.60 К-т сч.61 - зачет аванса за талоны

Д-т сч.71 К-т сч.56 - выдача под отчет талонов водителю

Д-т сч.10 К-т сч.71 - отражение отчета по путевому листу

Д-т сч.20 К-т сч.10 - списаны на затраты расходы по ГСМ (в соответствии с нормами расходов).

Все же чаще всего закупка ГСМ осуществляется за наличный расчет. Для чего водителям выдаются под отчет соответствующие денежные средства.

При этом необходимо учитывать следующие требования действующего законодательства:

при наличии остатка по лицевому счету подотчетного лица новый аванс может быть выдан только при представлении отчета по предыдущему (предыдущим) авансу;

не допускается выдача средств лицу, с которым предприятием не заключен трудовой договор (контракт);

согласно положениям и распоряжениям по предприятию должны быть установлены сроки и порядок отчетности в выданных подотчетных суммах, о чем работник, которому выдается аванс, должен быть поставлен в известность.

Общепринято, что величина сумм наличных денежных средств для приобретения топлива, подлежащих выдаче под отчет, обычно устанавливается исходя из величины стоимости средненедельного расхода топлива, а при работе в междугородном или межобластном сообщении - величины стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания.

При исчислении средненедельного расхода топлива используются величины планового (предусмотренного заданием согласно путевому листу) пробега, утвержденных на предприятии линейных норм расхода топлива, действующих цен на топливо в данной местности и в территориях маршрута следования, количества рабочих дней в неделе, величины заправок непосредственно на предприятии (при наличии хранилищ, других условий и возможностей для заправки).

Стоимость расхода топлива при работе на длительных маршрутах исчисляется, кроме того, с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении или поиском груза, переадресацией груза, возможного увеличения пробега, связанного с непредвиденными обстоятельствами, в размере до 15% общего пробега по маршруту и т.п.

В бухгалтерском учете операции по выдаче наличных денежных средств под отчет для закупки ГСМ отражаются проводками:

Д-т сч.71 К-т сч.50 - выданы наличные деньги под отчет

Д-т сч.10 К-т сч.71 - оприходованы ГСМ

Д-т сч.50 К-т сч.71 - оприходован остаток подотчетных сумм

или

Д-т сч.71 К-т сч.50 - выдана из кассы сумма перерасхода.

В соответствии с подп."и" п.2 Положения о составе затрат для целей налогообложения затраты на содержание служебного автотранспорта принимаются в пределах, установленных законодательством. На период до 1 января 2002 г. действуют Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные 29 апреля 1997 г. Минтрансом России N Р3112194-0366-97. Поскольку по заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста РФ от 16 июля 1999 г. N 5717-ЭР), по нашему мнению, его можно рассматривать как нормативный документ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, затрат на содержание служебных автомобилей, в том числе по ГСМ.

Кроме того, в составе норм расходов топлива выделяются: базовая норма на 100 км пробега (расход топлива без груза); норма на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива для автомобилей с грузом); норма на пробег с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и разгрузки).

Во всех случаях нормы корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей путем применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн человек и т.п., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс.

Применение коэффициентов (в том числе и дополнительно вводимых) и перевод с "зимних" норм расхода на "летние" осуществляются по приказу руководителя предприятия.

С учетом этого необходимым условием для отнесения затрат на ГСМ на себестоимость продукции является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих производственные цели эксплуатации автомобиля (как правило, это путевые листы).

На основании учетных данных на предприятии выявляются автомобили, по которым водителями допущен перерасход топлива по сравнению с нормой.

Для выяснения причин перерасходов назначаются административные расследования. При их проведении проверяют правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, выясняются причины перерасхода, а при необходимости проводятся контрольные замеры.

Если причиной перерасхода послужило техническое состояние автомобилей, должны быть организованы техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

При наличии вины водителя работодателем может быть принято решение о его привлечении к полной или частичной материальной ответственности.

Водители при приобретении ГСМ на АЗС обязаны получить оформленный в установленном порядке кассовый чек. В соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" наличие кассового чека при розничной продаже ГСМ является обязательным.

Наличие кассовых чеков при покупке ГСМ может в дальнейшем избавить организации от излишних разбирательств с налоговой инспекцией. При отсутствии же кассового чека, даже если имеются товарные чеки, может быть подвергнута сомнению правильность включения в себестоимость этих расходов. И в этом случае организации придется обращаться в арбитражный суд, чтобы доказать обоснованность расходов.

Арбитражная практика также подтверждает, что документы, позволяющие установить наличие факта расходов, их суммарное выражение, а также необходимость данных расходов для производства и реализации продукции могут быть включены в себестоимость. Об этом и говорится в постановлении Президиума ВАС РФ от 24 ноября 1998 г. N 512/98.

А как поступить с принятием к вычету НДС по ГСМ, приобретенным за наличный расчет?

До 1 января 2001 г., то есть до ввода в действие второй части НК РФ, в арбитражных судах не раз рассматривались дела по зачету НДС и суды часто принимали сторону налогоплательщиков, даже когда имелись случаи небрежно оформленных счетов-фактур либо их отсутствия.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 10 декабря 1996 г. N 9 при отсутствии выделения отдельной строкой суммы НДС в расчетных документах на оплату товаров налогоплательщики вправе доказывать, что по соответствующей сделке сумма НДС была уплачена покупателем продавцу в составе цены за товары (п.8). Следовательно, можно сказать, что налогоплательщик должен доказать другими документами, что НДС был уплачен, а при наличии оформленных с нарушением счетов-фактур налоговики должны доказать, что эти нарушения не позволяют установить достоверность и размер понесенных затрат. При этом налогоплательщик должен обосновать уплату продавцу НДС иными документами.

С введением второй части НК РФ налоговое законодательство прямо предусматривает, что основанием для предъявления сумм НДС к вычету служит только счет-фактура, при этом счета-фактуры, оформленные с нарушением установленного порядка, не являются основанием для принятия уплаченных сумм налога к вычету или возмещению.

Налоговый кодекс не устанавливает особый порядок принятия к вычету сумм НДС при приобретении за наличный расчет товаров.

Следовательно, для принятия к вычету сумм НДС по приобретенным за наличный расчет через автозаправочные станции ГСМ наличие счета-фактуры обязательно.


Отражение расходов на автошины


Шины поступают вместе с новым автомобилем (на колесах автомобиля и один запасной комплект) и включаются в его прейскурантную стоимость, а также от поставщиков в порядке пополнения запаса для замены шин, требующих ремонта или пришедших в негодность.

Автомобильные шины могут находиться на складе, в эксплуатации (шины, находящиеся на ходовых колесах автомобиля и на запасном колесе), в ремонте. Приемка их на складе проводится по сопроводительным документам, выписанным снабженческой организацией: накладной, спецификации, счету и т.п.

Ранее порядок эксплуатации автомобильных шин регламентировался Письмом Минфина СССР от 25 сентября 1978 г. N 903, но он с 1 января 1991 г. утратил силу.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного письма следует читать как "N 90"


В настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы эксплуатации и регламентирующие порядок списания автомобильных шин, отсутствуют. В связи с этим замену изношенных автомобильных шин или замену изношенных частей автомобиля следует рассматривать как расходы на проведение текущего ремонта автомобиля, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии. При этом нормирования данных расходов не предусмотрено.

Для правильной организации бухгалтерского учета шин необходимо иметь в виду, что автомобильные шины, камеры и ободные ленты в зависимости от того, каким образом они поступают на предприятие, относятся к различным статьям баланса. Так, автомобильные шины, поступающие вместе с новым автомобилем или прицепом (на колесах и один запасной комплект), входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных средств (на счете 01).

Шины, поступающие на предприятия для замены изношенных, в соответствии с Планом счетов учитываются на субсчете 10-5 "Запасные части".

На указанном счете учитываются наличие и движение приобретенных автомобильных шин в запасе и обороте, в связи с чем можно сделать вывод о том, что Планом счетов предусмотрено сохранение ранее применявшегося метода учета шин в обороте, то есть с учетом резервирования.

Для определения основания передачи автомобильных шин в эксплуатацию необходимо определить, с какой целью они будут использованы.

Шины могут быть переданы для:

замены изношенных или пришедших в негодность по другим причинам;

сезонной смены ("летние", "зимние", "демисезонные");

замены изношенных сезонных.

Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля. Последний является объектом основных средств. В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.

Если изношенные шины не подлежат восстановлению, их выбытие оформляется в общеустановленном порядке. Расходы на проведение текущего, среднего и капитального ремонта согласно подп."е" п.2 Положения о составе затрат включаются в себестоимость продукции.

Если выдаются сезонные шины, то их стоимость должна учитываться на счете 10-5 - раздел аналитического учета "Автомобильные шины в эксплуатации". После износа сезонных шин или прихода в негодность по другим причинам их стоимость можно отнести на счета учета издержек производства и обращения.

Такой порядок отражения сезонных шин обоснован тем, что передача их в эксплуатацию не может рассматриваться как ремонт автомобиля. В то же время, поскольку шины отражаются на счете учета материалов, передача их в эксплуатацию близка по экономическому смыслу к передаче материалов в производство. Следовательно, списать их стоимость для целей налогообложения можно только при наличии документов, подтверждающих их использование, например акта об износе.

Порядок отражения в учете движения автомобильных шин, приобретаемых отдельно от автомобиля, по нашему мнению, необходимо зафиксировать в приказе по учетной политике организации.


Затраты на ремонт автомобилей


При капитальном ремонте транспортных средств производится разборка тех или иных агрегатов, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулировка и испытание агрегатов. Отметим, что при этом не происходит улучшения технических характеристик автомобиля.

В соответствии с Положением о составе затрат расходы по капитальному ремонту автотранспортных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Оставшиеся после ремонта материальные ценности (изношенные детали автомобиля) приходуются по рыночной цене.


Пример 3

Общество имеет на своем балансе автомобиль. Производится его капитальный ремонт. Израсходовано запасных частей на сумму 96 000 руб. (в том числе НДС - 16 000 руб.). Стоимость частей автомобиля, снятых во время ремонта, составила 20 000 руб. Ремонт производился хозспособом. Заработная плата рабочих, его производивших, налоги, связанные с зарплатой, и другие расходы составили 5000 руб.

Операции, связанные с капитальным ремонтом автомобиля, будут отражены проводками:

Д-т сч.10 К-т сч.60 - 80 000 руб. - оприходованы новые запчасти к автомобилю

Д-т сч.19 К-т сч.60 - 16 000 руб. - отражен НДС по новым запчастям к автомобилю

Д-т сч.60 К-т сч.51 - 96 000 руб. - отражены суммы, уплаченные за новые запчасти поставщику

Д-т сч.68 К-т сч.19 - 16 000 руб. - принята к вычету сумма НДС по покупке новых запчастей

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.10 - 80 000 руб. - списана стоимость запчастей, установленных на автомобиль

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.69, 70 - 5000 руб. - отражены затраты, связанные с ремонтом автомобиля

Д-т сч.10 К-т сч.80 (91) - 20 000 руб. - оприходованы старые запчасти.

Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

В зависимости от принятой в организации учетной политики расходы на ремонт автотранспорта могут быть произведены одним из предлагаемых способов.


Непосредственное включение в себестоимость


Расходы в соответствии с Положением о составе затрат включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам затрат.


Пример 4

При ремонте автомобиля израсходованы запасные части на сумму 3000 руб. (запчасти взяты со склада предприятия). Начислено вознаграждение рабочему за замену изношенных частей - 2000 руб. Оплачены услуги автосервиса за покраску кузова - 10 800 руб.

В учете организации должны быть сделаны проводки:

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.10 - 3000 руб. - заменены изношенные части легкового автомобиля

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.70 - 2000 руб. - начислено вознаграждение

Д-т сч.76 К-т сч.51 - 10 800 руб. - оплачены услуги автосервиса

Д-т сч.19 К-т сч.76, 60 - 1800 руб. - (10 800 руб. х 16,67%) - выделен НДС по услугам автосервиса

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.76, 60 - 9000 руб. - отражены услуги автосервиса

Д-т сч.68 К-т сч.19 - 1800 руб. - принята к вычету сумма НДС по услугам автосервиса.


Использование счета 31 "расходы будущих периодов"


Если ремонт производится неравномерно в течение года, то согласно Инструкции по применению Плана счетов допускается отражение расходов на ремонт основных средств на счете 31 "Расходы будущих периодов". В этом случае расходы включаются в себестоимость в течение срока, к которому они относятся.


Пример 5

Организация производит капитальный ремонт автомобиля. Общий объем работ составляет 240 000 руб. (в том числе 40 000 руб. - НДС).

Бухгалтерские проводки:

Д-т сч.31 К-т сч.60 - 200 000 руб. - стоимость капитального ремонта автомобиля

Д-т сч.19 К-т сч.60 - 40 000 руб. - выделен НДС по ремонту автомобиля

Д-т сч.60 К-т сч.51 - 240 000 руб. - оплачены услуги по ремонту автомобиля

Д-т сч.68 К-т сч.19 - 40 000 руб. - принята к вычету сумма НДС по ремонту автомобиля.

Ежемесячно в течение года:

Д-т сч.44 К-т сч.31 - 16 667 руб. - списаны затраты по ремонту автомобиля на издержки обращения.


Формирование ремонтного фонда


Организация также вправе формировать ремонтный фонд для равномерного включения в течение ряда лет затрат на проведение сложных видов ремонта основных производственных фондов в себестоимость продукции (п.10 Положения о составе затрат). Отчисления в ремонтный фонд определяются согласно балансовой стоимости производственных фондов и норм, утверждаемых в установленном порядке самим предприятием.

Отражение в бухгалтерском учете:

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.89 (96) - отражены ежемесячные отчисления в ремонтный фонд.

Если у автомобиля, приобретенного очень давно и требующего ремонта либо попавшего в дорожно-транспортное происшествие, следует произвести замену кабины, шасси, двигателя, являющихся номерными запасными частями, нужно учитывать следующее:

номерные запчасти должны быть отражены в бухгалтерском учете в составе основных средств, независимо от их стоимости;

если в карточке учета основного средства не указана стоимость указанных номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации необходимо получение экспертного заключения о их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей;

при получении экспертного заключения в учете производятся записи по выбытию номерных частей с одновременным принятием к учету вновь устанавливаемых новых номерных частей.


Учет ремонта после ДТП


Факт дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение материального ущерба, оформляется согласно п.2.6.1 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130 протоколом об административном правонарушении, копия которого немедленно после его составления вручается лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему (по его просьбе). Вместе с этим водителям, участвовавшим в ДТП, выдаются справки.

Если автомобиль был застрахован, то в учете будут следующие записи:

Д-т сч.51 К-т сч.65 (76) - получение страхового возмещения от страховой компании

Д-т сч.65 (76) К-т сч.23 - затраты вспомогательного производства по ремонту автомашины отражены как потери от страхового случая

Д-т сч.80 (99) К-т сч.65 (76) - включены в состав чрезвычайных расходов некомпенсируемые страховой организацией убытки в результате ДТП.

Некомпенсируемые страховой организацией потери как последствия чрезвычайных обстоятельств в соответствии с п.13 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н, для целей бухгалтерского учета отражаются в составе чрезвычайных расходов, которые на основании п.15 ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации.

Для целей налогообложения некомпенсируемые страховой организацией убытки в результате ДТП согласно п.15 Положения о составе затрат включаются в состав внереализационных расходов и учитываются при налогообложении прибыли.

Если при осуществлении ремонта автомобиля организация производит замену поврежденных в результате ДТП отдельных частей кузова и двигателя автомобиля, что не приводит к изменению его нормативных показателей в целом, то указанные расходы являются расходами по проведению капитального ремонта автомобиля.


Пример 6

Легковой служебный автомобиль застрахован на сумму, равную его балансовой стоимости, - 300 000 руб. Страховой взнос - 5% страховой суммы. Произошел страховой случай (ДТП), и страховой компанией возмещен ущерб в размере 100 000 руб. В ходе ремонтных работ были израсходованы запасные части на сумму 84 000 руб. (в том числе НДС - 14 000 руб.). Стоимость частей автомобиля, снятых во время ремонта, составила 20 000 руб. Ремонт производился хозспособом. Заработная плата рабочих, производивших ремонт, налоги, связанные с зарплатой, и другие расходы составили 5000 руб.

Д-т сч.26 К-т сч.65 (76) - 15 000 руб. - отражено начисление страхового взноса согласно договору страхования

Д-т сч.65 (76) К-т сч.51 - 15 000 руб. - оплата страхового взноса согласно договору страхования

Д-т сч.10 К-т сч.60 - 70 000 руб. - оприходованы новые запчасти к автомобилю

Д-т сч.19 К-т сч.60 - 14 000 руб. - отражен НДС по новым запчастям к автомобилю

Д-т сч.60 К-т сч.51 - 84 000 руб. - отражены суммы, уплаченные за новые запчасти поставщику

Д-т сч.68 К-т сч.19 - 14 000 руб. - принята к вычету сумма НДС по покупке новых запчастей

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.10 - 70 000 руб. - списана стоимость запчастей, установленных на автомобиль

Д-т сч.20, 26, 44 К-т сч.69, 70 - 5000 руб. - отражены затраты, связанные с ремонтом автомобиля

Д-т сч.10 К-т сч.80 (91) - 20 000 руб. - оприходованы старые запчасти

Д-т сч.65 (76) К-т сч.80 (99) - 100 000 руб. - отражен признанный страховщиком факт наступления страхового случая

Д-т сч.51 К-т сч.65 (76) - 100 000 руб. - отражена полученная сумма страхового возмещения.


Выбытие


При непригодности объектов автотранспортных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации на основании приказа руководителя создается комиссия.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект. Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту о списании прилагается копия акта об аварии.

На основании оформленных актов на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.

В бухгалтерском учете списание основных средств отражается отнесением результата по данной операции на финансовые результаты организации (п.82 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного Минфином РФ от 29 июля 1998 г. N 34н).

Убытки от списания не полностью амортизированных средств не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Указанную сумму организация должна отразить по строке 4.6 в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли".

Следует отметить, что при исчислении налога на прибыль отрицательный результат от списания основного средства может быть учтен лишь в случаях, когда выбытие основных средств произошло в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также когда выявлены убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены. В этих случаях они будут включаться в состав внереализационных расходов как некомпенсируемые потери и убытки в соответствии с п.15 Положения о составе затрат.

Если рассмотреть НДС, уплаченный при приобретении автотранспортного средства и возмещенный из бюджета, то его необходимо восстановить в части, касающейся остаточной стоимости автомобиля, за минусом суммы НДС, приходящейся на стоимость оприходованных запчастей. В дальнейшем эта разница списывается либо за счет прибыли, либо за счет полученной страховой суммы.


С. Матвеев,

эксперт "БП"


Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 30, июль 2001 г.



-------------------------------------------------------------------------

*(1) К примеру, в Москве для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. годовая ставка налога составляет 3,0 руб. с 1 л. с.

*(2) Далее в скобках указана корреспонденция по новому Плану счетов.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение